Осенью в Петербурге могут закрыться почти все коммерческие МРЭО, оказывающие услуги по оформлению автомобилей. То же самое говорят и о станциях техосмотра. Сообщения о планируемом расторжении договоров о сотрудничестве руководители межрайонных отделений получили от ГИБДД. Участники автомобильного рынка обеспокоены: коммерческие организации в городе регистрировали больше половины машин. Справятся ли с нагрузкой ведомственные структуры — неясно.
Уведомления о расторжении договоров сотрудничества ГИБДД с коммерсантами получили почти все городские МРЭО. Как стало известно «Фонтанке» из источников в одном из межрайонных отделов, руководству организаций предложено явиться в Управление госавтоинспекции для подписания необходимых бумаг.
Сотрудники других коммерческих МРЭО также косвенно подтвердили существование уведомления о прекращении их деятельности. «Нам пока известно только, что мы работаем до 1 октября. Что будет дальше - непонятно», - рассказал сотрудник одного из МРЭО.
По слухам, «смерть» грозит не всем бизнесменам, работающим с оформлением авто. Видимо, чтобы не создавать ажиотажа вокруг ситуации, два коммерческих МРЭО в Петербурге все же решено оставить. Так, по некоторой информации, письма из ГИБДД не получили в знаменитом МРЭО на Атаманской, 5, куда, как извесно, в свое время переехал межрайонный отдел с площади Восстания.
«У нас пока, действительно, нет никакой информации о закрытии, - сообщили сотрудники подразделения на Атаманской, - работаем как обычно».
Официального комментария от УГИБДД «Фонтанке» пока получить не удалось. Однако, как сообщили источники в госавтоинспекции, «борьба» с коммерческими МРЭО действительно началась. По информации осведомленных лиц, закрытие платных пунктов оформления и техосмотра будет проходить в несколько этапов, чтобы не создавать панику среди автовладельцев и салонов, пользующихся услугами коммерческих фирм. А произошло это якобы после того, как на коммерциализацию услуг указал сам министр внутренних дел Нургалиев (напомним, что в других городах России подобных структур нет).
Участники рынка признают: коммерческие МРЭО давно вне закона. По приказу Минфина, изданному еще в 2005 году, подразделениям ГИБДД запрещено принимать средства от коммерческих структур, соответственно незаконно и какое-либо сотрудничество частников с блюстителями порядка. Кстати, в 2005 году ГИБДД Петербурга, исполняя приказ, разослала в МРЭО предупреждения о закрытии. Но пытливые коммерсанты нашли лазейку. Деньги с граждан начали взимать, например, не за выдачу госномеров, а за содействие в оформлении заявки.
Само оформление, конечно, дело минутное, и брать за него полторы, две, а то и все три тысячи рублей не очень-то корректно. Поэтому коммерсанты предлагают альтернативу – недовольный ценами клиент направляется в государственный МРЭО. Правда, большинство все же возвращается и платит: очереди в обычные межрайонные отделы измеряются днями, зарегистрировать автомобиль в положенные по закону сроки там удается далеко не всегда.
Оборот коммерческих МРЭО в Петербурге сложно переоценить. На них, по экспертным оценкам, приходится около 500 тысяч оформлений в год. В денежном исчислении – это прибыль не менее 1 миллиарда рублей.
По сути, коммерческий МРЭО – это недопустимый симбиоз власти и бизнеса, а навязывание платных услуг при оформлении транспортного средства можно квалифицировать как вымогательство взятки. Ни в одном городе России такого нет. А в Питере такая схема прижилась. Местная прокуратура почему-то нарушений в ней не усмотрела», - рассказал «Фонтанке» бывший сотрудник МРЭО №6 Игорь Семенов.
Общественники в действиях коммерческих межрайонных отделов тоже «криминала» не обнаружили. «Лично я за частные МРЭО, - высказал свое мнение глава комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов, - по крайней мере, в них идет официальное оформление услуг, это не взятка, а оплата по чеку. Кроме того, возможность некоторых категорий граждан, не желающих тратить время, пользоваться платными МРЭО, сокращает очереди в обычных отделах».
В автосалонах города комментировать ситуацию с коммерческими МРЭО не спешат. Дело в том, что в зависимости от политики конкретной фирмы, дилеры прибегают к услугам либо обычных, либо коммерческих МРЭО. Однако и там, и там пользуются особыми преференциями по срокам, как «оптовые» клиенты.
В городе сейчас действуют 17 обычнях МРЭО и около 40 – коммерческих.
"Фонтанка.ру" (с)
x