Сегодня на заводе Ford во Всеволожске пройдет предупредительная забастовка работников, которые требуют повышения зарплаты.
Если по итогам переговоров профсоюзам и администрации не удастся найти компромисса, то в конце ноября-декабре начнется полноценная стачка. Дилеры опасаются, что поставки Ford Focus в Москву могут быть сорваны.
Сегодня вечером на заводе Ford состоится предупредительная забастовка персонала.
По словам главы профсоюза работников завода Алексея Этманова, рабочие требуют повышения зарплаты на 30%. Сегодня, по его словам, они зарабатывают от 12 тыс. до 17 тыс.
руб., а средняя зарплата составляет 15 тыс. руб. При этом средняя зарплата на АвтоВАЗе по итогам июля 2005 года составила 12,2 тыс. руб. (больше, чем на любом другом традиционном российском автозаводе), а средняя зарплата по отрасли- 9,25 тыс. руб.
Кроме того, рабочие Ford требуют введения 13-й зарплаты и отмены тарифной сетки, при которой рабочие за одну и ту же работу получают разные деньги. "Это противоречит Трудовому кодексу",- сказал профсоюзный лидер.
По словам PR-менеджера российского Ford Екатерины Кулиненко, руководство завода пошло навстречу ряду требований профсоюза - в частности, намечено пересмотреть порядок системы выплат зарплат и премий, а также создать паритетную комиссию по управлению средствами социального страхования. Однако решить оперативно вопрос о повышении размера заработной платы невозможно в связи с необходимостью согласований. "Обычно изменение системы выплат и премий занимает два-три месяца",- отметила Кулиненко. Впрочем, по словам Этманова, руководство завода не ведет переговоры с профсоюзом.
"Примирительная комиссия закончила свою работу, и никаких результатов до сих пор нет",- подчеркнул он. В Ford же заявляют, что переговоры продолжаются. "Мы намерены продолжить переговоры, что прийти к решению, которое устроит обе стороны",- отмечает Кулиненко.
Забастовка, которую рабочие проведут сегодня,- предупредительная и продлится с 22.30 до 23.30. В ней примут участие 350 человек из 450 в смене. "По закону, если руководство не отреагирует, мы можем провести уже полноценную забастовку в течение пяти дней или недели'BB,- заявил Этманов. По его словам, длинную забастовку предполагается провести в середине ноября.
По словам адвоката московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Дмитрия Демина, эта забастовка может длиться сколь угодно долго и работодатель в течение трех месяцев обязан платить бастующим зарплату. Если проведение забастовки будет соответствовать установленному в Трудовом кодексе порядку, завод не сможет обвинить профсоюз в убытках. "Ford, скорее всего, придется пойти на уступки",- считает Демин.
В Ford отказались комментировать возможные последствия забастовки. По словам пресс-секретаря компании, забастовка в любом случае не повлияет на объем производства и на время получения клиентами своих автомобилей.
Однако один из дилеров марки, пожелавший остаться неназванным, указывает на то, что если завод станет в конце ноября и декабре, это может сорвать поставки Focus на московский рынок. По его словам, сейчас Ford в основном доставляет автомобили в регионы, чтобы успеть сделать это до Нового года: доставка в отдаленные от Москвы дилерские центры осуществляется по железной дороге и занимает по нескольку недель. "Москва и Санкт-Петербург должны получить большие партии машин из ноябрьского и декабрьского производства",- отмечает он.
По мнению управляющего директора AG Asset Management Александра Агибалова, большая забастовка не скажется ни на имидже Ford, ни на продажах. "Сегодня покупатели записываются на покупку на середину следующего года.
И по большому счету лишняя неделя в сроке ожидания роли не играет",- уверен эксперт.
Впрочем, даже он считает, что руководство в итоге пойдет на повышение зарплаты: для предприятия это небольшие деньги, они позволят не срывать производство и показать, что предприятие работает.
Деловая газета "Бизнес"
Вот такие пироги