любопытная (и полезная, надеюсь) статейка:
Шины влияют на управляемость автомобиля, безопасность и комфорт. Часто их называют просто «обувкой». Емко и показательно, ведь шины для автомобиля также важны, как обувь для человека.
Каждый знает, что есть летняя, зимняя и всесезонная резина. Отличается она не только рисунком протектора и ошиповкой, но и химическим составом. Например, летняя резина зимой становится жесткой, так как это пластмасса и ее протекторы быстро забиваются. Результат – никакого сцепления с дорогой и как следствие - авария. И наоборот, зимняя резина летом становится мягкой и хрупкой, как пластилин, что тоже снижает сцепление с любым дорожным покрытием и ускоряет износ. К всесезонным шинам отношение двоякое. Вроде и деньги экономишь… но походи круглый год в одной паре обуви. Да и универсальности доверия мало: объять необъятное, универсальная таблетка, словом, ни рыба ни мясо. Ездить на ней, конечно, можно, но очень аккуратно: низкий уровень безопасности, недостаточно хорошая пластичность как зимой, так и летом.
Самое мудрое решение – подбирать «обувку» в соответствии с сезоном, типом автомобиля (требованиям завода-изготовителя) и стилем своего вождения. Например, если на улице лето и вы часто ездите по скоростным дорогам, то лучше выбрать дождевую резину (исключающую эффект аквапланирования) с высоким индексом скорости. Если же на улице зима и ездить приходится в основном по обледенелым дорогам, то лучше переобуться в ошипованную резину.
Часто автолюбители спорят, какая резина зимой лучше, с шипами или без (фрикционная). А спорить, в принципе, не о чем. Все зависит от того, где и как вы ездите. Заострим внимание на «где». Зимой существует только два вида дорог: обледенелые (раскатанные) и заснеженные. Со льдом под колесами отлично справляются шипы, но на заснеженной дороге они бесполезны. Здесь гораздо лучше себя покажут фрикционные шины. Кроме того, они меньше шумят и осенью их можно ставить, не дожидаясь первого снега. Если же поставить загодя ошипованные колеса и ездить на них по чистому асфальту, жди беды – скользить на шипах можно, как на коньках. В Москве, например, где зимой дороги мало отличаются от летних, более оправданно использование зимних шин без шипов. Но при этом следует быть осторожным на перекрестках и под эстакадами, где встречается лед. Фрикционные шины его держат, но не так, как ошипованные.
Следующий критерий выбора «обувки» - требования к резине завода-изготовителя вашего авто. Это радиус, ширина и высота профиля, индекс нагрузки и скорости. Вся эта информация указывается на боках покрышек. Например: 175/70 R13 82 T.
175 - ширина профиля шины, мм.
70 - высота профиля в % от ширины (70 % от указанной ширины = 122,5 мм). Бывает, что высоту профиля называют серией. Если же этот показатель на резине не указан, то шина полнопрофильная (80-82%).
R13 - диаметр диска, на который рассчитана шина.
82 - индекс нагрузки. Указывает на максимально допустимую нагрузку на шину в кг.
Т - индекс скорости. Указывает на максимально допустимую скорость.
Этой информации вполне достаточно, чтобы грамотно подобрать шины, но есть и другие обозначения, несущие массу полезной информации:
TUBE TYPE - камерная конструкция.
TUBELESS - бескамерная конструкция.
TREADWEAR 380 - коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «обычной шине», для которой он равен 100.
TRACTION А - коэффициент сцепления, имеет значения А, В и С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления.
TEMPERATURE A - температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий, подразделяется на три категории А, В и С.
Е17 - соответствие Европейским стандартам.
DOT - соответствие стандартам США.
M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
PLIES: TREAD - состав слоя протектора.
SIDEWALL - состав слоя боковины.
MAX LOAD - максимальная нагрузка, кг/английские фунты.
MAX PRESSURE - максимальное внутреннее давление в шине, КПа.
ROTATION >>> - направление вращения.
LEFT - шина устанавливается на левую сторону автомобиля (шина с асимметричным рисунком протектора).
RIGHT- шина устанавливается на правую сторону автомобиля (шина с асимметричным рисунком протектора).
OUTSIDE или Side Facing Out - внешняя сторона установки (шина с асимметричным рисунком протектора).
INSIDE или Side Facing Inwards - внутренняя сторона установки (шина с асимметричным рисунком протектора).
TWI D - указатель индикатора износа проектора. Индикатор – выступ на дне канавки протектора. Если протектор стирается до его уровня, значит пришло время менять шину.
Таблица индексов скорости
Условное обозначение Максимальная
скорость, км/ч
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300
Z Свыше 240
И напоследок еще несколько очень важных советов. Ставьте на все колеса резину одной марки и модели! Не стоит рисковать и переобувать к зиме только ведущие колеса! Не ставьте шины с одинаковыми рисунками, но производства разных фирм – не забывайте про отличие химических составов!"
//autodaily.ru/
*полная версия с таблицей индекса нагрузки шин здесь:
http://autodaily.ru/information/review/pra...tinga_shin.html