Подъем в 7 утра и в 7:50 мы выезжаем из ворот гостиницы. На пару минут заезжаем на Тверецкую набережную, выезжаем на М10 и сворачиваем в Митино. Раз уж накануне Василево посетить не удалось, приходится исправлять это упущение. Не доезжая Митино сворачиваем налево, переезжаем мост и оставляем машину на площадке у ворот музея-заповедника. Музей вообще-то работает с 11, но мы все же проходим на территорию.
Музей расположен на территории бывшей усадьбы и включает примерно десяток деревянных построек, свезенных с округи. С одной стороны, хорошо что они находятся под присмотром, с другой выдранные из своего исконного окружения и собранные на небольшой территории (зачастую впритык друг к другу) постройки производят уже не то впечатление.
В настоящее время экспозиция включает две церкви, две часовни, каркас водяной мельницы, несколько амбаров, дом, трактир и замечательную, очень нам понравившуюся постройку - бревенчатое пожарное депо.
От усадьбы сохранился пруд с гротом и очень симпатичный валунный арочный мост, называемый "чертовым".
Поначалу было желание обежать все минут за 15-20, но все-таки решили задержаться и погулять основательно. Если не считать куч мусора от наканунешнего гуляния, местность производит благоприятное впечатление. В это пустынное утро мы были единственными посетителями, не считая пары служащих музея, и нам никто не мешал осмотру и фотографированию.
В начале одиннадцатого выезжаем из Василево и начинаем путь к дому. Бензин почти на нуле, местные заправки времен развитого социализма доверия не внушают, а "Роснефть" оказалась закрытой. Заправляемся на трассе вначале на ПТК, а потом, подумав, еще дозаправляюсь на Лукойле.
Чтобы не возвращаться той же дорогой, у нас в планах проверка альтернативного пути через Боровичи - Любытино - Малую Вишеру. Эта дорога несколько длиннее, качеством похуже но зато пустынна и нет гаишных засад.
Чуть позже полудня не доезжая Валдая сворачиваем на Р8. Решаю сделать небольшой передых и сворачиваю на обочину. И надо же было выбрать такое неудачное место: везде обочина как обочина, а именно в месте остановки - немереный слой рыхлого песка, в котором мы и увязли. Поняв бесплодность попыток выбраться своими силами, зовем на помощь проезжающих (большое спасибо водителю и пассажиру серебристого фольксвагена №079, пришедших нам на помощь).
В половину первого трогаемся дальше и в 13:00 останавливаемся в деревне Турны. Из-за верхушек деревьев справа от шоссе просматривается Покровская церковь, рядом с которой раньше находилась еще и деревянная. Однако, к нашему огорчению, никаких не то что подъездных, но и подходных путей найти не удалось. Ломиться же через лес мы уже не стали и двинулись дальше.
Дорога оказалась хоть и узкой но ровной и вполне можно держать 100-110 км/ч. В 13:20 мы въезжаем в Лыкошино. Ищем путь к церкви и вначале сворачиваем перед железнодорожным мостом, но, сверившись с GPS, понимаем свою ошибку. Оказалось, что нужно сразу после железнодорожного моста свернуть налево на мостик через Валдайку (на генштабовских километровках он не указан). Справа на пригорке видна руина церкви Иверской иконы Божией Матери. Недалеко от нее расположено нечто, больше напоминающее кирпичный сарай с крестиком - явно современный шедевр церковной архитектуры. Зачем было заморачиваться на такое убожество вместо реконструкции уже имеющегося храма - непонятно.
Оставляем машину и идем на осмотр Иверской церкви. Следует отметить интересный архитектурный дизайн этого величественного сооружения - чего стоит только окно в виде завершения креста на алтарной части. Снаружи стены богато украшены архитектурными украшениями и в целом церковь нам очень понравилась. От внутреннего убранства не осталось ничего, но в самой церкви чисто и прибрано.
Поскольку время уже начинает поджимать, трогаемся дальше. В 13:50 сворачиваем в Пирусс к Петропавловской церкви, расположенной на берегу озера Пирос. Церковь оказалась в лесах, но и без них абсолютно ничего интересного собой не представляет.
В 14:30 въезжаем в Боровичи, которые проезжаем без задержек, сделав лишь пару остановок. Я тут уже бывал несколько раз и по ходу движения кратко рассказываю что где находится.
Чуть позже трех очередная остановка - деревня Волок. Пара фотографий церкви и мчим дальше. В 15:30 на пару минут заезжаем в Зарубино - небольшой рабочий поселок у месторождений глин и в четыре часа мы в Любытино - райцентре Новгородской области. Поселение старинное, на его территории сохранилось древнее городище и курганы VII-IX веков. Основная достопримечательность - Успенский собор, особо красивый вид на который открывается с моста через Мсту. К сожалению, нам нужно двигаться дальше и мы делаем личь несколько паруминутных остановок. Впрочем, мы в эти места еще вернемся, когда поедем по суворовским местам Новгородской области.
В 16:20 меняемся со штурманом местами и покидаем Любытино. Чуть раньше шести проезжаем Малую Вишеру и попадаем под дождь, точнее - ливень. Такое ощущение, что попали под водопад. Вскоре дождь заканчивается, а в 18:30 мы уже стоим в пробке на М10 - первой из длинной череды: перед Любанью, между Ушаками и Тосно, у поворота на Колпино... в результате домой мы приезжаем только в 10 вечера, слегка уставшие но довольные поездкой. Торжок - замечательный город и в будущем мы обязательно еще посетим его.
x