Собственно говоря, пробег планировался по маршруту Москва-Астрахань, но, так как объездная дорога вокруг Волгограда проходила через центральный проспект Города боевой славы, нельзя было упустить столь существенный факт. Цель поездки: знакомство с родителями жены и культурный отдых с посещением музеев, картинной галереи, оздоровительного курорта, купание в самой длинной реке мира и обильное поглощение местной кухни.
Для начала немного описания самой области: Астрахань бывший ссыльный город, южный форпост Российской империи, вокруг одни степи (низкая растительность), климат континентальный (это когда днём +40 в тени, ночью +20 или холоднее). Основное богатство края: добыча сероводорода Газпромом и нефти на шельфе в Каспийском море (Лукойл). Край также богат рыбными ресурсами, но их доля в доходной части бюджета области невелика. Осетровую икру ложками уже давно никто не ест
, наоборот народ начинает осваивать икру других пород рыб (сазан или щука). История края очень выразительная, но это лучше расскажут местный краеведческий музей и музей боевой славы, я же сконцентрируюсь на личных впечатлениях и иногда буду приводить свои комментарии.
Дорога вызвала неоднозначные ощущения
По жизни я периодически мотаюсь не только по нашей необъятной Родине, но и за её пределами, в том числе и по ту сторону земного диска, поэтому мне есть с чем сравнивать. Конечно, могло быть намного хуже, но для нашей страны терпимо. Ни о каком евростандарте речи быть не может, разве что только участок Новой Каширки в Московской области, а также строящаяся дорога на подступах к Волгограду можно отнести к этому понятию. Большей частью дорога однополосная в каждом направлении. Самый ужасный участок проходит по Тамбовской области. С детства меня пугало это название местности и, видать, не зря. После тамбовских ухабин затекают руки наверное как у водителей старых грузовиков, на которые не ставили усилители рулевого управления. Ну и в самой Астрахани ужасные дороги особенно на мосту через Волгу. Долго маялся относительно выбора колёс для поездки и всё-таки решил оставить литьё дома, переобув машину на штатную штамповку. Заранее решил, что буду соблюдать скоростной режим, чтобы не тратить время на гайцев, но дорога сама не позволяла его превышать
Итак, вырулив на Новую Каширку в понедельник ближе к 5 часам вечера, врубил круиз (просто офигительная вещь в дальней дороге
), махнул рукой и поехал. По указателям, которые быстро закончились, а те, которые остались, сильно мутировали, надо было двигаться на Волгоград. Не заметил, как проехал Московскую область и въехал в Рязанскую, зацепив небольшой кусок Тульской области. В Рязанской области усиленно искал фирменную заправку ТНК в надежде заправиться хорошим бензином с Рязанского НПЗ, но по дороге попадались какие-то подделки типа «Рязанская топливная компания». В итоге почти на выезде нашёл оригинальную ТНК и заправился. Бензин хороший, цена, по-моему, ниже 19 р. за литр 95-го. Характерная черта ТНКшных заправок – уличный туалет, то есть настоящий дачный сортир проекта неизвестного архитектора
. В сумерках во всю рассекал по Тамбовщине, местами чувствуя себя лётчиком Гастелло, ибо над колдобинами машина просто пролетала, но в некоторых местах пришлось сильно сбрасывать скорость. Первая засада была эстакада с поворотом на Волгоград. Табличка с указателем маленькая, в темноте не отражается
. Внимание: прямо дорога ведёт в Тамбов, а на Волгоград надо повернуть направо на эстакаду. Подобных приколов будет ещё много, чай не в Европе живём! После Тамбова решил искать место для ночлега. Кемпинги совершенно не развиты на Тамбовщиве: есть один недалеко от Тамбова, зато дальше в Саратовской и Волгоградской областях их много. Пропустив один кемпинг, точнее их кучку, поехал искать дальше, так как силы ещё были. По дороге видел, как мужик не то на Сценике, не то на Зафире сбил какого-то местно бомжа
, видимо, насмерть. После этого решил дальше не ехать. Подремав пару часиков в машине, снова двинулся в путь. Старался ехать по дороге со скоростью не выше 60-70 км/ч. Меня лихо обгоняли автобусы, но днём я всё наверстал. Под утро был ещё один ночлег уже ближе к Волгограду, ну а оттуда прямая дорога на Астрахань. На Астрахань от Волгограда идут две дороги: по левому и по правому берегу Волги. Федеральная траса М6 идёт по правому берегу, она чуть короче левобережной трасы и, говорят, лучше по качеству
Но она проходит через Калмыкию. Это её существенный недостаток. Калмыки – подлые люди
, припёрлись из своих степей сюда несколько сотен лет назад, в годы революции воевали с советской властью причём исподтишка, во время Гражданской войны занимались разбоями и грабежами, в Великую Отечественную встречали фашистов на белом коне, открыв им путь на Сталинград, усугубив тем самым и без того кровавую баню. Во времена Хруща им подарили кусок Астраханской области, прилегающий к Волге, как компенсацию за репрессии. Так вот здесь впервые в жизни столкнулся с попыткой развода со стороны местных гайцев: за превышение скорости на 28 км/ч хотели содрать 300 р. и, естественно, были посланы. Дело было не в деньгах, а именно в самой попытке развода (единственный раз меня тормознули за превышение скорости на всём пути, хотя предупреждали, что в Калмыкии надо быть максимально осторожным). Кстати, их стационарный пункт находится в центре их деревни, а не на въезде или выезде из города, как в других областях. Всего за поездку меня остановили три раза, из них два раза для проверки документов (в Тамбовской области и в Волгоградской). Московские и волгоградские гаишники намного вежливее этих оленеводов. Но инцидент не омрачил настроение, так как впереди была долгожданная Астрахань. Эх, велика Россия-матушка, да бежать некуда! Кругом степи, низкая трава, которая скоро выгорит, коровы дорогу перебегают (будьте осторожны). Кстати, у многих астраханских гаишников висит бейдж. Сначала я думал, что на них написано имя инспектора, а оказалось предупреждение, что все разговоры с инспектором записываются. И правда в нагрудных карманах у них были диктофоны.
Ещё запомнилась по дороге гаишная засада в деревне «Тары» (не помню какая область). Там гаишники прячутся в автобусной остановке (не за ней, а в ней). Деревня с многообещающим названием «Райгород» (Волгоградская область) раскинулась вдоль прямой освещённой с обеих сторон дороги с убитым покрытием (на въезде ограничение скорости 50 км/ч). Лучше бы асфальт сделали вместо фонарей.
Вот и всё. По цифрам получается 1450 км от центра до центра, средний расход топлива на двигателе 1.6 115 коней 5.9 литров без кондиционера и 6.7 с оным (спасибо круиз-контролю), средняя скорость 80 км/ч, время в пути чуть меньше суток, включая отдых, с одним водителем. Бензин 95й стоит в Тульской и Рязанской областях чуть меньше 19 рублей, дальше на юг в Волгоградской и Астраханской областях 20 р. Лучше заправляться на Лукойле (ближе к югу их очень много), так как под ТНК много подделок (кажется, я нарвался на обратном пути).
Полагаю, что практически все маленькие фокуснеги устали от такого количества букв и предпочтут картинки утомительным текстам, поэтому сведу беллетристику к минимуму и сделаю упор на фотографии. Сначала идёт Астрахань, потом дорога.
Разлив Волги. В этом году он очень сильный из-за раннего спуска воды на Волжской ГЭС. Из-за этого рыба разбежалась и плохо шла на нерест. Летом это всё становится сушей.
Неопознанный плавающий объект на Волге
Икорный плавзавод
По палубе бегают голые мужики. Видимо, зазывают рыбу.
Отец В.И. Ленина, жил в Астрахани
Какой-то прикол. Типа братья навек
Типичная дореволюционная застройка. Астрахань чем-то напомнила мне Питер, только в уменьшенном размере. Многие дома дублируют ковку, лепнину питерских домов. И это объяснимо: люди жили не бедные, красоты хотелось. Нуачо?
Астрахань вполне могла быть южной жемчужиной городов России.
Здание дореволюционного еврейского банка. А теперь здесь библиотека им. Крупской. Удивительно, что здание сохранило свой первоначальный облик. Говорят, интерьер тоже не претерпел значительных изменений.
Теперь мы знаем, куда жаловаться на ФМК
Обратите внимание, что табличка Жирика висит на старой части двери. Таких артифактов в Астрахани масса.
Астрахань была бы жемчужиной, если бы не разруха в стране.
Домик в деревни. Таких землянок много в городе. Дома ставились без фундамента, а у следующих жильцов не было денег на их поддержание
Рядом с центральным парком. Когда-то здесь жило купечество победнее.
Успели построить до революции.
Санаторий-курорт Тинаки в пригороде Астрахани. Там я принимал грязи, ванны с минеральной водой, гидромассажи и т.д. Цены просто коммунизм - каждая процедура около 50 р. Самое дорогое - криокамера за 120 р.
Фокуснег принимает ванну из минеральной воды
Здесь меня заворачивали в грязь. К сожланию, не смог сфоторгафировать
Самая ядрёная процедура: первые разы переносится легко пока есть силы, а последние выдерживал с трудом. Видимо, есть толк. По крайней мере, от некоторых кожных проблем избавился
Жена фокуснега в галокамере: на стенках настоящая соль (очень вкусная
). Воздух, смешанный с солью, которая добывается здесь же, подаётся в закрытую комнату, где люди в течение получаса просто ей дышат. Под конец процедуры я всегда засыпал под расслабляющую музыку
Помещение для принятия воздушных ванн, бесплатно
Хочу такую же на дачу. На улице пекло, а внутри приятная прохлада и свежий воздух с Волги
Фокуснег на рыбалке. Рыбалка скучная, рыба клюёт каждые 10 минут и это при том, что лов плохой
Корова на дороге. Будьте осторожны - частое явление!