В отеле меня клятвенно уверили, что автобус в Шираз из Язда каждый день отправляется по воле Аллаха в 8-00 утра, и ни в какое другое время, потому я прибыл на автовокзал за тридцать минут до отправления. Перс, продававший билеты, огорошил меня известием, что автобус отправится, и отправлялся всегда в Шираз в 9-00, поэтому лишний час я вынужден был коротать на скамейке в тени дерева. Стоимость билета до Шираза равнялась 30 000 риалов (чуть больше трёх долларов). Автобус был не древний, но и не новый. В салоне стоял устойчивый запах солярки, несвежих носков и прокисшей пищи, поэтому сначала я попытался занять место сразу за водителем. Мой маневр не удался: вежливо, но твердо меня попросили пересесть в середину салона. Утомительная езда до города «поэтов и ученых» заняла почти восемь часов: водитель несколько раз останавливал автобус на непродолжительные остановки, да и средняя скорость движения не превышала 80 км/час. Наконец, когда моё тело окончательно затекло от неудобного сидения и неподвижности, водитель распахнул дверь на автовокзале Шираза.
Я планировал остановиться в гостинице «Eram», прельстившись удачным её расположением. «Государственные» таксисты, пасущиеся на автовокзале, сразу заломили цену за проезд аж в 100 000 риалов. Дабы я не воображал, что ослышался, один из них вытащил пачку денег, отсчитал десять купюр по 10 000 риалов и попросил меня в точности повторить его действия. Я опешил от такой наглости. Но торга не получилось: как только я высказал сомнение в реальности озвученной цены, и предложил разделить её для начала на три, интерес местных «Козлевичей» ко мне мгновенно угас и все они как по команде демонстративно отвернулись. Ну и черт с вами! Разозленный, я пошел в сторону оживленной улицы, проходившей в двух шагах от автовокзала, там группировались таксисты-частники. Один из них, опередив коллег по цеху, поинтересовался, куда мне надо. Цена, за которую он был готов меня доставить до отеля, была в пять раз меньше той, что пытались содрать с меня официальные городские извозчики. Ох уж этот Восток!
До отеля мы доехали за 10-15 минут. Свободных номеров в отеле оказалось предостаточно. Портье поинтересовался, какой номер я желаю: с видом на улицу, или во внутренний двор. Брать в Иране номер, с окнами, выходящими на улицу – это смерти подобно, поскольку во всех городах очень плотное дорожное движение и негласное отсутствие каких-либо правил оного. Светофоры имеют декоративно-бутафорский вид, дорожные знаки и разметка игнорируются участниками движения напрочь. Каждый водитель норовит пролезть вперед, подрезать, обогнать, не уступить…, и все эти действия сопровождаются непременным звуковым сигналом. Потому какофония на проезжей части стоит страшная. Прибавьте к этому удушливые выхлопы низкооктанового бензина, на котором работают иранские машины.
«Eram» расположен на центральной улице Шираза – улице Занд. Я поднялся в свою комнату на четвёртом этаже и первым делом полез под ледяной душ, дабы привести тело в бодрое состояние, а разум в чувство. «Eram» против яздовского ««Маlоk – o – Tojar`s» - просто царские хоромы. Здоровущий опрятный номер включал в себя: две кровати, кондиционер, телек, холодильник, в котором помимо всего прочего находился кувшин с водой, столик и два кресла, трюмо, большой санузел с непременной иранской «туалетной бумагой» в виде шланга с водой. Впрочем, привычная для европейца туалетная бумага присутствовала так же. Одним словом, «Eram» ни сколько не уступал европейским «четверкам», хоть и имеет всего три «звезды» на фасаде (в интернете отчего-то он позиционируется как «пятёрка»).
Приведя себя в относительный порядок после утомительной дороги и переодевшись, я отправился на предварительный осмотр города, в котором планировал задержаться так же на два дня.
Перейдя дорогу, наткнулся на авиакассы. Не колеблясь ни минуты, толкнул дверь и вошел внутрь. Билеты до Исфахана были в продаже, однако, рейс только один в сутки и только вечером, в 21-00. Таким образом, мне нужно было или увеличивать свое пребывание в Ширазе до трех дней, или, побывав завтра в Персеполисе, оставить лишь один световой день на Шираз. Первый вариант мне показался более разумным, поскольку из всех иранских городов именно Шираз я хотел осмотреть наиболее тщательно. Забрав паспорт в отеле, я вернулся в кассы, купил билет до Исфахана за 190 000 риалов и, довольный тем, что мне больше не придется трястись в междугороднем автобусе, отправился на поиски Вакиль базара.
Окончательно стемнело. Шираз – самая южная точка моего путешествия, до Персидского залива недалеко, потому и самая жаркая. Электронный термометр на здании какого-то госучреждения весело показывал + 35 градусов. Что же здесь бывает в июле?
До Вакиль базара (аборигены говорят немного иначе: «Bazar Vakil») я дошел минут за пятнадцать. Несмотря на довольно поздний час, торговля шла во всю. Само здание базара представляет собой арочное сооружение, с потолком сложной формы и длиннющим коридором, по обе стороны которого тянуться лавки торговцев. «Новая» часть базара предназначена исключительно для местных жителей – иностранцу там делать нечего. А вот в старой части интересно побывать. Есть три основных вида товара, которые продаются в лавках Вакиль базара, это: ковры и гобелены, специи всех возможных цветов и запахов и сувенирная продукция для туристов. Выбор ковров велик, очень велик. Однако если вы понимаете в коврах не больше, чем в квантовой физике, то покупать их на базаре не стоит, поскольку нарваться на подделку, или просто некачественную вещь, проще простого. Собственно говоря, подлинные, так сказать «марочные» персидские ковры известных мастерских Табриза, Мешхеда, Кашана, Хамедана – основных центров иранского ковроткачества, здесь практически не встречаются, поскольку продаются в специальных магазинах, а не в пыльных лавках базара. Об этом я узнал уже позднее, а пока ходил среди коврового разнообразия и пытался понять, что же такого необычного в тех персидских коврах, что представлены на базаре?
Иранские лавочники не навязчивы: никто вас хватать за рукав и с гортанным криком затаскивать за покупкой не станет. Даже если вы войдёте в лавку, то продавец проявит к вам в большинстве случаев внимание лишь тогда, когда вы спросите его о чём–либо, или возьмете в руки тот, или иной предмет, выставленный на продажу. Основная продукция в лавках следующая: шкатулки из верблюжьей кости, из кожи, из папье–маше, из дерева; чеканка, разнообразная как по размеру, так и по узору; великое множество алебастровых фигурок из древнеперсидской тематики и тематики Персеполиса покрашенных «под бронзу», довольно аляповатых на вид; бусы из неведомого мне камня. Ассортимент повторяется из одной лавки в другую.
Все же с покупками на базарах Ирана советую быть осторожней: купить халтуру, да ещё и изрядно переплатить, можно элементарно. Например, приглянулась вам та же шкатулка из кости верблюда. Спросите цену. Услышав ответ, разделите цену пополам, озвучьте её продавцу. Очевидно, вы услышите, что ваша цена нереальная. Для русских туристов, дескать, цена итак традиционно самая лучшая, а если уж говорить о качестве продукции, то вам несказанно повезло, поскольку лишь именно в этой лавке вы можете купить действительно качественную вещь.
«Роспись шкатулки более чем ручная, просто уникальная роспись – Аллах тому свидетель!, - будет разливаться соловьём ширазского сада перед вами продавец, - секрет этой росписи находится в страшном секрете и передается в нашем роду из поколения в поколение, а материал – просто суперматериал, лучше не бывает! В других лавках вы сможете найти лишь жалкое подобие тому, что вы держите в руках».
Произнося этот монолог, продавец будет исправно подливать вам в стакан чай, подкладывать кусочки шафранного сахара и цокать языком, притворно изображая горечь непонимания того, как вы можете не соглашаться на «специальную» для вас цену. Не введитесь на этот спектакль!
Если вам всё же непременно хочется купить приглянувшуюся вещицу, определите ту цену, при которой продавец прекратит с вами разговор и не станет вас у себя более задерживать. После этого делано – равнодушно вздохните и начните прибавлять к этой цене по 10 000 риалов, каждый раз произнося, что вы называете «Last price». На 30 процентов цену вам наверняка удастся «усушить». Но это касается простецких сувениров, без затей.
Иное дело иранская чеканка. Да, на Вакиль базаре вы сможете купить симпатичное чеканное блюдо за 10 – 20 долларов в эквиваленте. Но помните, что это чеканка далеко не высшего качества, а своего рода поточного производства, кустарщина, хоть и не плохая. Ради интереса попробуйте разыскать магазин, или лавку, где витрина сделана из толстого стекла, дверь оборудована сигнализацией, внутри мерно гудит кондиционер, а каждая вещь, выставленная на продажу, единична и любовно покоится на атласе или бархатной подушечке. Вот там вы действительно сможете найти произведение искусства чеканки. Однако же и цены на будут начинаться от 150-200 долларов за крошечную, чуть больше спичечной коробки шкатулку, и уходить к тысяче долларов, в зависимости от размера изделия и сложности работы.
Я не знаю, как торгуются египтяне, но в иранской лавке едва ли вы снизите цену в несколько раз: продавец просто печально вздохнёт на вашу несговорчивость и оборотится к другим покупателям, или же займется своими делами.
Побродив по Вакиль базару без малого два часа, я сунулся было в расположенный неподалёку ресторан «Вакиль». Однако мест не было напрочь. Тогда я вернулся в гостиницу и поужинал в тамошнем ресторане. Шведский стол, чай и кебаб с рисом обошлись мне в 60 000 риалов – сказалась ресторанно-гостиничная наценка. Следующим утром я планировал посетить Персеполис, Naqsh-e Rostam и Naqsh-e Rajab.
Утро второго дня в Ширазе было солнечно и ясно. Проснувшись в семь утра и позавтракав, я вышел из гостиницы ловить машину. Это было не просто, а очень просто: мгновенно возле меня остановился «Пекан». Маршрут и продолжительность поездки (световой день) водителя устроили. Показать Персеполис, Naqsh-e Rostam и Naqsh-e Rajab он был готов за 200 000 риалов. У меня было иное мнение - 150 000. Водитель по имени Аббас, родом из Хамедана, неплохо говорил по-английски, и был поразительно похож на иранского президента Ахмадинежада.
Первым на маршруте был Naqsh-e Rostam (по названию скалы) – интереснейшее и красивое место. Вход платный - четыре тысячи риалов. На высоте около десяти метров от земли, на одном уровне, в «Г» образной скале высечены три крестообразные царские гробницы и чуть поодаль ещё одна, перпендикулярная первым трём. Гробницы принадлежат царям эпохи Ахеменидов. Считается, что, одна из четырех гробниц принадлежит Дарию Гистапсу. Гробницы находятся на большой высоте над землёй и представляют собой каждая – колоссальный, глубоко высеченный в скале крест, нижнее поле которого пусто, средняя же часть обработана в виде портика с 4-мя колоннами, увенчанными фигурами быков; в середине портика дверь, ведущая непосредственно в усыпальницу.
Ниже гробниц расположены барельефные изображения Сасанидской эпохи, которые представляют подвиги национального героя эпоса – Рустема. Naqsh-e Rostam, я считаю, нужно непременно посетить, находясь в Ширазе.
Следующим на маршруте был Naqsh-e Rajab – это довольно посредственно сохранившиеся барельефы, изображающие персидского правителя Ардашира I – основоположника Сасанидской Персидской империи со свитой на двух невысоких скалах. Сюда вход так же платный, но уже две тысячи риалов.
Перед входом в Персеполис (ныне именуемом персами Тахте – Джемшид) много машин и туристов. Я купил по пять тысяч риалов каждый два входных билета, для себя и для Аббаса, а также написал в специальной книге своё имя и страну, откуда я прибыл – это обязательное требование.
Персеполис представляет собой гигантскую веранду у подножья горы Рахмет, на которую ведет широкая лестница. Описывать подробно это детище Дария, смысла нет, поскольку всё надо видеть самому. Задуманный изначально как новая столица, Персеполис («город персов»), так никогда ею так и не стал, но остался царской резиденцией.
На тщательный осмотр Персеполиса понадобится не менее четырёх часов. В жаркую погоду лучше приезжать с утра пораньше, поскольку площадь комплекса достаточно велика, а тень отыскать совершенно негде.
Большая часть зданий Персеполиса имела крышу. Предположительно деревянную, потому и не сохранившуюся до наших дней. Разобраться в совокупности дворцовых зданий, колонн портиков, развалин гробниц достаточно непросто – для этого желательно иметь хотя бы схематичный план всего сооружения. Очень хорошо сохранились фигуры быков, единорогов и птиц, похожих на грифонов. Тем, кто заинтересуется Персеполисом всерьёз, рекомендую начать осмотр комплекса по часовой стрелке от главной лестницы в два всхода (правый и левый), сложенной из гигантских мраморных глыб с вырезанными ступенями. Затем через царские ворота с фигурами крылатых быков к царской гробнице в скале, мимо популярнейшего изображения на трехметровой стене «Бой Дария с быком» к музею Персеполиса. Возле музея можно «покурить, оправиться», зайти в книжный магазин и напиться.
Далее стоит посмотреть интереснейшие барельефы, изображающие эпизоды жизни царя, а также потрясающие клинописные надписи. Закончить осмотр можно у 72 колонн, разбитые на несколько групп, обширного портика. Здесь же раньше располагался царский трон. Повторюсь, тщательный осмотр Персеполиса требует времени.
Сопровождавший меня Аббас изрядно притомился ходить по жаре, однако терпел стоически. Туристов на территории комплекса много, очень много. Разный люд: и сами иранцы, большей частью школьники, привезённые на экскурсию, и одетые в белые одежды пакистанцы, и европейцы. Условия для фотосъёмки в Персеполисе достаточно непростые: высокие сооружения и игра теней, потому лучше ловить солнце в зените.
В Шираз мы возвращались в шестом часу, оба заметно уставшие, а я ещё умудрился и здорово обгореть на жарком иранском солнце. Персеполис назову туристическим объектом номер один Ирана. Быть в Ширазе…, нет, не так…. быть в Иране, и не увидеть его – это равносильно проигнорировать Акрополь в Афинах, или Колизей в Риме.
Выдав Аббасу вместо оговоренных 150 000 риалов 200 000 (всё же почти весь день мы провели вместе), я уточнил у него, что ещё интересного можно посмотреть в Ширазе. Получалось как раз ещё на два дня минимум, и это ещё без походов по музеям.
После ужина я прогулялся перед сном по вечернему Ширазу до залитого ночными огнями форта Карим Хана, напротив которого, с фасада госучреждения на прохожих взирали суровый старец, имам Хомейни и, похожий на директора школы, если бы не чалма, нынешний духовный лидер Ирана имам Али Хаманеи.
Кабы бы не восточный колорит, то улицу Занд можно было принять за центральную торговую улицу обычного европейского города. Множество торговых галерей и частных магазинов (в основном торговавших почему-то джинсами и рубашками). Частенько скучающие продавцы «выстреливали» в меня любимейшей репликой персов: «Hello! The are you from?». Ни тебе косых взглядов, ни прочего проявления «радикального ислама», лишь полудетское любопытство.
Вечером я решил посмотреть послушать президента Ахмадинежада. Долго перещёлкивать каналы не пришлось: на одном из них освещался в новостях визит лидера нации, уж не помню, в какую страну, на другом шла запись трансляции его выступления перед меджлисом. Иранский президент говорил гладко и убедительно, что было ясно и без перевода, много улыбался и шутил, активно помогая себе жестикуляцией. Никакой агрессии, или истерии в голосе. Разумеется, я ни черта не понял из его речи, но минут двадцать смотрел и слушал с удовольствием Так минул очередной день моих иранских приключений.
Утром следующего дня я пешком отправился в сад Эрам (Bagh – e- Eram), расположенный в западной части города. От гостиницы это не шибко близко. Плата за вход 4000 риалов. Хорош сад Эрам весной, в пору цветения! Большая коллекция розовых кустов представляет всю палитру цвета, разве что роз черных нет. Возле каждого вида воткнута табличка с названием и описанием вида. Густы заросли цветущего жасмина, заливающие всю округу ароматом. Подобное обилие жасминовых зарослей я видел лишь в Будапеште. Есть целая плантация цитрусовых деревьев, уголок с прудом, стилизованный под японский сад, акации, пальмы, различные экзотические растения. После пустынных пейзажей, виденных мною в Иране ранее, сад Эрам – оазис в городе, который жители Шираза именуют не иначе как «Райский сад». Пришла на экскурсию большая группа иранских школьниц в серых комбинезонах и черных платках. Старательно записывая вслед за сопровождающим названия растений, они не обращали на меня ни малейшего внимания. Постепенно «Райский сад» начал заполняться народом.. Видимо многие горожане любят после работы, захватив жён и детей, гулять здесь.
От сада я проехал на автобусе несколько остановок и направился в сторону мечети «Ali ibn – e Hamzeh», со стороны которой раздавалось протяжное пение. Мечеть окружена высоким забором, внутренний двор традиционен: апельсиновые деревья, большой водоём посередине.
Небольшое отступление. В Иране, в теплое время года, такое явление, как жажда, путешественника преследует часто. Воду таскать с собой вовсе не обязательно. Напиться можно на территории любой мечети. Но следует помнить вот что, дабы и не стать объектом недоумения и насмешек для окружающих: если для того, что бы испить воды вам пришлось принять коленопреклонённую позу мавра, подающего господину чашу для омовения, то это значит, что вы пытаетесь напиться из крана, под которым правоверные моют ноги, перед тем, как войти в мечеть. Краны с питьевой водой обычно находятся в стороне и снабжены кружками, или пластиковыми стаканчиками.
У мечети два входа: для мужчин и для женщин. Еще одна небольшая дверь справа ведёт в своеобразное подсобное помещение (не знаю, как правильно его назвать). Я разулся и вошел в «молельную» часть. Прошли те времена, когда муэдзины созывали правоверных на молитву только лишь с минарета звуками собственного голоса. Вдоль стен сидели на коврах мужчины, собравшиеся для молитвы. В одной из стен, обращённых к Мекке, располагается ниша - михраб. Возглавляющий молитву всегда стоит лицом к михрабу. В мечети, в которую зашел я, имам провозглашал проповедь в микрофон. Его голос, многократно усиленный динамиками, разлетался по округе. Я, впервые попавший на подобное действо, хоть и был немало поражен увиденным, все же не стал долго задерживаться, дабы не смущать верующих и вышел за двери.
В подсобном помещении, куда заглянул после, стоял огромный котел, к которому мальчишки таскали пластмассовые плошки. Опрятно одетый человек наполнял эти плошки какой-то едой и передавал их человеку, который у входа раздавал их всем желающим. Заметив, что я наблюдаю за происходящим, человек взял одну из плошек и передал её мне. Еда представляла собой обычный мед, перемешанный с мелкой - мелкой вермишелью. Разумеется, отказываться было нельзя. Ничего удивительного – одно из качеств человека, восхваляемое исламом - великодушие. «Благочестивые же... те, которые… по любви к Нему (Аллаху), питают пищею бедного, сироту, пленника, говоря: «Мы питаем вас ради Бога; не требуем от вас ни платы, ни благодарности» (Коран, сура 76:5, 7-9) Разумеется, эта сура Корана распространяется в жизни на всех людей, независимо от их социального статуса, или национальности (вероисповедания). Вот так-то!
Карты Шираза у меня не было, поэтому я пошел, куда глаза глядят. Вскоре вышел к городскому рынку. В начале мая в Иране фруктов нет практически никаких. Только апельсины, яблоки, финики и огромное количество бананов, с синей наклейкой «Эквадор»
А вот овощей много: огурцы, помидоры, горошек в стручках, капуста разная, свекла, бобы... Зашел, превозмогая запах и переступая через разлитую воду под ногами, в рыбную лавку: рыба – меч, камбала, прочая рыба, креветки.
Возле рынка я обнаружил ещё одну мечеть, поменьше. Служба в ней не проводилась, поэтому внутреннее убранство я осмотрел достаточно подробно, благо никому не мешал. Ни скамеек, ни стульев. Все должны сидеть на устланном коврами полу. Изображения живых существ исламом запрещены, нет изображений Бога, ангелов или пророков. Мечети красивы другим: узорчатые изразцы, мраморные колонны, различные витражи, орнаментальная роспись канонических текстов – всё это можно рассматривать очень долго.
Сегодня была пятница, потому найти религиозный комплекс Шираза – «Shah Cheragh Shrine», особого труда не составило. Туда спешили сотни и сотни людей. Людская масса входила в ворота и растекалась по всей площади комплекса, в ожидании вечерней пятничной молитвы. Я отметил значительное количество стянутых полицейских и солдат, следящих за порядком. «Shah Cheragh Shrine» занимает значительную площадь. Сравниться с ним величиной может лишь ещё один религиозный объект города – комплекс «Seyyed Mir Mohammad». Внешне эти сооружения очень похожи. Основное отличие, бросающееся в глаза – роспись главного купола.
Между тем служащие выносили и расстилали многометровые рулоны зелёной материи, покрывая пространство перед входом в мечеть. Посидев до начала действа под деревом на траве, поглазев на круговерть жизни вокруг меня и взяв навязанную мне визитку тегеранского торговца коврами, который, определив во мне безошибочно иностранца пустился в пространную длительную беседу, я не стал дожидаться начала пятничной молитвы и возвратился в гостиницу.
Я ещё много не успел увидеть в Ширазе, поэтому с утра поспешил к цитадели Карим – хана. Этот один из основных символов Шираза основан династией Занд. Четыре угловые четырнадцатиметровые башни по периметру цитадели, одна из них наклонена и напоминает «падающую» башню в Пизе. Внутри высажены апельсиновые деревья, прорыт канал с водой. Вход платный, но можно и не заходить – цитадель снаружи гораздо интереснее.
На очереди у меня оставались мавзолей Хафеза, дворец и сад Нараджастан (Naranjestan-е-Ghavam) и мавзолей Саади. До первого, расположенного за рекой, я добрался на такси. Мавзолей Хафеза – единственное встреченноё мною место, куда пускают бесплатно Расположенный в северной части города, мавзолей великого персидского поэта очень приятное место. Пальмы, кипарисы и сосны растут друг возле друга, традиционные водоемы, высажено множество цветов. Территория находится в идеальном порядке и такой ж чистоте. Сам мавзолей – небольшая беседка о восьми колоннах, в центре которой находится плита с надписью на фарси. Много интеллигентной иранской молодежи и иностранцев.
Четыре молоденькие девушки в черных хиджабах и джинсах. Одна из них подошла ко мне, задала традиционный вопрос: «The are you from, mister?» Услышав ответ, девушка слегка поклонилась и произнесла: «Welcome to Shiraz!». Поразительная арийская красота! Тончайшие черты лица словно исполнены искусным резчиком, огромные черные глаза, изумительная улыбка, прядь черных волос из-под хиджаба, точёная фигурка, смуглая кожа… превосходные эпитеты девушке можно было продолжить. Я зачарованно смотрел на юную иранку:
«Ну, а этой за движенья стана,
Что лицом похожа на зарю,
Подарю я шаль из Хороссана
И ковер ширазский подарю» С. Есенин. «Персидские мотивы»
Подошли остальные три девушки. Мы познакомились. Юную красавицу звали Нида (ударение на последний слог). Её родная сестра – студентка, изучает английский язык, самая старшая и серьёзная из всех четырёх. Две другие девушки – их двоюродные сёстры. Девчонки попросили разрешения меня сфотографировать, потом Нида протянула мне тетрадку и предложила написать в нее какое-нибудь пожелание людям Шираза. Вокруг нас стала собираться толпа зевак. Я, в свою очередь, попросил разрешения у девушек сфотографировать их всех вместе и написать мне на фарси адрес Naranjestan-е-Ghavam. После этого мы, удовлетворённые общением, распрощались. К сожалению, красота иранок недолговечна. К 28-30 годам они становятся похожими на индийских Зиту и Гиту, нанося большое количество макияжа на лицо. После 30 лет изначальная красота практически и вовсе улетучивается.
В мавзолее Хафеза есть уютная чайхана. Можно посидеть на подушках, выкурить кальян и выпить чаю с всякими сладостями на выбор.
В Naranjestan-е-Ghavam я быстро добрался на частном извозчике – помог адрес, который написала Нида. Входной билет все те же 4000 риалов. Замечательное и интересное место. На площади за высокой стеной территория обустроена так же, как и в цитадели Карим – хана: высажены апельсиновые деревья, протянут канал с водой. Свежо, покойно, аромат цветов. Основное здание, Zinat-ol-Molk`s house, включает в себя верхнюю часть, расположенную чуть выше уровня земли – оранжерею (Qavam`s Orangery) и нижнюю часть – музей. Оранжерея состоит из десятка комнат, богато украшенных расписными панно от пола до потолка. Потолок так же расписан узорами. Особое место занимает изображение в стенной нише трех мужских фигур в национальных персидских одеждах – основной сюжет открыток комплекса Naranjestan-е-Ghavam. Арки дверных проёмов украшает изящная лепнина. В рамах окон огромные цветные витражи. Красиво, очень красиво.
Музей находится в полуподвальном помещении. Интереснейшая коллекция посуды и предметов быта из бронзы и серебра различных эпох истории Ирана, начиная от ассирийской империи, до династии Сефевидов, т. е. до середины 18 века.
В мавзолей Саади я категорически не успевал – самолёт в Исфахан вылетал в 21-40. Впрочем, в Ширазе я так и не успел увидеть ещё несколько достопримечательностей, ни водопады в горах и озера за городом. Значит, есть повод вернуться в один из красивейших городов Ирана.
В аэропорту, куда я прибыл за 30 минут до вылета, на досмотре меня заставили открыть сумку и перетряхнули вещи – единственный раз за всё время путешествия. Самолёт, выполняющий рейс до Тегерана, совершил промежуточную посадку в Исфахане в 22-30.
x