За десятки лет, прошедшие с 1935 года, метрополитен практически исчерпал свои ресурсы по увеличению объёмов пассажироперевозок. Насколько возможно, увеличилась парность движения, сократились интервалы, длина состава доведена до максимальных восьми вагонов. Остался лишь один козырь - ДВУХЪЯРУСНОЕ МЕТРО.
Мало кому известно , что ещё в далёких 30-х конструкторы, проектировавшие метрополитен, предвидели рост пассажироперевозок, как следствие развитие города - столицы СССР. Поэтому метро изначально строилось с запасом вместительности. Это обеспечивала уникальная двухъярусная схема станций, перегонных тоннелей и подвижного состава. Такой план претворялся в жизнь до 1954 года. Суть проекта хорошо видна на рисунке .
Таким образом, каждая станция, построенная до 1954 года, имела два зала, построенные друг над другом - верхний и нижний. Нижние залы сразу же после постройки и отделки консервировались, а пути укладывались на специальных перекрытиях. Лестницы, соединяющие эти залы, сейчас на некоторых станциях используются, как часть перехода на другую линию.Вспоминает рабочий-метростроевец Ударин К. П.:"Мы работали, перекрывая по 10 месячных [норм] в день и за три недели до праздника [7 ноября], закончили оба яруса станции "Имени Кагановича" ["Охотный ряд"]. Затем бригады отделочников и художники из ВХУТЕМАСа за 21 день отделали и украсили залы. 7-го ноября товарищ нарком Лазарь Моисеевич Каганович лично вручал награды особо отличившимся строителям под огромным панно "Сталин в Смольном" на втором ярусе. 8-го ноября второй ярус закрыли и уложили перекрытия на уровне первого яруса." ( Из книги "Мы строили, строили!")
Не менее интересное строение имели тоннели .
Единственным иностранцим, увидившим двухъярусное метро, был американский журналист и писатель Дж. Х. Паркер, посетивший Москву летом 1939 года по личному приглашению И. В. Сталина. Он писал в своих мемуарах:"Непременно вернусь в Россию лет через 30, чтобы увидеть и прокатиться в двухъярусном метро. Сегодня разговаривал с русским инженером Фильшманом. Он сказал, что есть решение партии открыть второй ярус в 1977 году, на шестидесятилетие Октябрьской революции." (Из книги "The Tales of Red Russia")
Следует заметить, что ярусы отсчитывались от поверхности. Таким образом "первый" - верхний. Для испытаний были переоборудованы четыре вагона "А", которые называли "этажерки" .
Кабина машиниста находилась на первом этаже вагона, там находились машинист и помощник. Второй помощник находился в верхнем этаже вагона и был готов к устранению любых неисправностей. Иногда его в шутку называли "бортмеханик" или "вперёдсмотрящий".К сожалению, осенью 1999 года последний из этих вагонов был разрезан в металлолом. Так исчезает история... В 1954 году Н. С. Хрущёв назвал двухъярусное строение "неразумным расточительством и волюнтаризмом". С тех пор метро строится в упрощённом варианте.
12 декабря 2000 года, когда была закрыта Сокольническая линия, производилось пробное переоборудование станции "Чистые Пруды". Работы по подключению станции в двухъярусный режим движения были проведены за два с половиной часа.
имхо. сказка