Такой забавный заголовок из ленты Доу (Just A Little Profit-Taking, Right? Right?). Он выражает надежды на продолжение весеннего оптимизма. Я бы на такие глупости даже внимания не обратил, если бы не ординарное покраснение индекса Доу на 155 пунктов. Настораживает сам факт такого заголовка в ординарной среде – пахнет жареным. Оптимизм был подпитан комментарием ФОМС, где выражались надежды на улучшения в экономике. Оптимизм был подпитан иллюзорными стресс-тестами – неуклюжей попыткой выдать желаемое за действительное, и обмануть рынки с целью прекратить обвал. Сегодня, с утра пораньше, Бен ”Printing Press” опять защищал «объективность» стресс-тестов. По большому счету, это напоминает, как Рузвельт завербовал американцев своими ежедневными радио обращениями к нации нести деньги в банки, а не стоять в длинных очередях за деньгами, которые все равно нет возможности получить обратно. Из банков, которые были фактически не в состоянии вернуть то, что им доверили. В общем, это грубый обман широкой публики. То есть, помимо фактора розового весеннего расцвета, база для оптимизма построена на обмане. Но если обмануть широкую общественность легко, то люди в рынке прекрасно понимают положение дел.
А оно таково, что ничего хорошего пока в экономике не наблюдается, и если кто-то верит в сказки, что есть признаки улучшений, то их фактически не видно нигде. Ни в данных ВВП, ни в данных пэйроллз. Монетарные власти мира, и Штатов в первую очередь, просто хотят выиграть время, но они сами не знают, когда все это закончится. Они даже не представляют, на каком реально уровне падения мы все находимся здесь и сейчас, вот что самое страшное. Потому что реальные оценки помогают создавать реальные рецепты противодействия, а если нет реального понимая, кроме оптимизма и стресс-тестов, то я могу только руками развести. Они такие же люди, как и мы, и ни черта нового они нам сказать не могут. Но положение их обязывает, и они сегодня говорят глупости, но оптимистичные, чтобы продлить агонию – авось, дальше видно будет. Авось, случится чудо. Но с Крайслер не случилось. И GM, вероятно, тоже не получится. Ради экономии они сливают все свои активы, включая штаб-квартиру в Детройте. А до времени «Ч» остается менее чем полмесяца. Бен накачал денег столько, что по текущим прогнозам бюджетный дефицит будет хуже, чем по ранее сделанным. Но эти деньги не попадают в реальный сектор, в тот же GM не попадают. Так, крохи. Все сжирают токсичные отходы. Экономика падает теми же 6:%-ными темпами, что и 4 квартале, рабочие места исчезают по полмиллиона в месяц, так же, как и осенью. Не вижу признаков замедления падения в упор. А если они имеют в виду такие же абстрактные отчеты (как Мичиган сентимент), как и оптимизм вообще, то это смешно.
У меня есть уверенность, что еще будет плохо и страшно, а насколько сильно и долго, то я вам не ясновидящий. После Великой депрессии была Большая война. Чур нас! А тому, что происходит сегодня глобально, еще даже нет исторического названия. Печатный станок исчерпал все мыслимые и немыслимые методы, монетарные и количественные. Они стали причиной оптимизма. Но ничего не изменилось, а просто остановилось – на время! Вот простой пример – есть желание купить кирпич. В апреле цены упали до разумных 5 рублей, но в начале мая уже опустились в 4-ую большую фигуру. Производители еще держат цены 6-8 рублей, надеясь на весенний всплеск строительства, но люди не верят. А спекулянты предлагают все ниже и ниже. Допустим, я дождусь цен ниже 4 рублей, и куплю. Просто потому, что понимаю, что при отсутствии прежних объемов завтра я вообще ничего не смогу купить – производители закроют нерентабельные заводы. И начнется хаос, не имеющий ничего общего с конкуренцией. Потому что если кирпич не нужен в разумных объемах – заводы остановят совсем. Объемы были неразумно высокими, рентабельность рассчитывалась слишком оптимистично, а сегодня никому и ничего не нужно. Мне нужно немножко, но это никому неинтересно – работать на такой случайный спрос. В результате не будет ничего, и мне непонятно, кто из производителей сможет выжить – это случайная вероятность.
И если завтра будет хуже – а это будет! – то у ФРС за душой ничего нет. Кроме старой песни – «Дайте денег». Подайте, ради Христа. И никто им уже не подаст. Китайцы уже, вроде бы, прекратили финансировать американские долги. Хочу ввести новый термин «фикса», потому что слишком длинно называть «рынок активов с фиксированной доходностью». Фикса падает, доходность 10-летних казначеек выше 3% уверенно. На фонде медвежий рынок тоже – никто не отменял. Весенний оптимизм – это и была коррекция. Большой фиксинг был от 6,5К на Доу-Джонсе. Акции и облигации – это бумажки. А если я не хочу покупать вещественный кирпич, то не смешите меня, и не подсовывайте мне бумажки – очередные, токсические бумажки. Токсических банков и компаний, которые завтра вылетят в трубу. Я с ними по миру идти не желаю. И не думайте пожалуйста, что в мире я один такой умный – дураков нет.
Единственное, что пока не вполне понятно – что делать с комодами. С одной стороны нефть, при падении спроса, растущей не выглядит. Но и здесь так же, как в ситуации с кирпичом, разумный, необходимый спрос будет сохраняться – никуда он не денется. С другой стороны, нефть – это ограниченный ресурс, черное золото. Это не бумажка. Значит, если все пойдет так плохо, как и должно пойти, то (а) доллар будет расти, как «валюта-убежище», хотя это по большому счету не убежище, а просто пузырь, и (б) комоды либо не будут падать сильно, а либо будут парадоксально расти вместе с долларом. При этом вы должны сами понимать, насколько трудно делать такие оценки в такой мутной среде. Да еще этот оптимизм все карты спутал.
Печатный станок обречен продолжать. Спекулянты вынуждены надувать пузырь доллара. Для того, чтобы печатать бумажки, доллар нужен сильный – это иллюзия доверия бумажкам. Бен сегодня сказал, что доллар будет сильный, и что ему нет резервной альтернативы. Fed's Bernanke: The Dollar Will Be Strong, Dollar Is Very Likely To Remain Chief Reserve Currency. Все ясно, как божий день. Оптимизм – это фактор невнятный, это временный фактор. Доллар будет надуваться вместе с печатным станком, пока не лопнет. И тогда лопнет все. Не так быстро, не сейчас. Кто-то успеет к этому приготовиться – вероятно, Европа успеет. Я бы не стал идеализировать страны БРИК, тоже мало не покажется. Но потенциал действительно хороший, стратегически. Помешать может только Большая война. Чур нас! Вчера была сказка Белого дома – экономика начнет восстанавливаться в конце 2009. А что еще они могут сказать? Не верьте сказкам, сказки – обман. Такой же, как оптимизм и рост евры. Весть этот рост основан на сказке – сначала ФОМС «видит признаки». Потом ЕЦБ объявляет QE, а евра растет уже вопреки. Потом пэйроллз -534К, а фонда растет, а евра растет. А сегодня - Just A Little Profit-Taking, Right? Right? А я думаю – это не джаст э литтл, и даже не райт. И даже не вопрос. Умерла, так умерла. Либеральный капитализм умер. Глобальная экономика, на нем основанная – умерла. Рыночная модель, на нем основанная – умерла. Оптимисты – розовые очкарики – покойники. Выживут только скептики и гномы, и не только в Цюрихе. Не вопрос.
x