он отдает клуб в руки профессионалов.
Что, собственно, изменилось в управленческой структуре, а главное, философии руководства “Спартака”? Да, фамилии другие, более спартаковские: Сергей Родионов вместо Романа Асхабадзе, Аленичев вместо Мурата Якина. Но председателем совета директоров, принимающим окончательные решения по всем стратегическим вопросам, остался Федун. И ни в какую сторону, судя по его заявлениям, он не отошел и отходить не собирается.
На фоне того беспрецедентного словесного огня, который Федун продолжает вести по Артему Дзюбе (“Это тот человек, который за копейки удавит всех своих родных”), высказывание про Аленичева ушло немного на второй план, а зря. Ведь Дзюба - это сегодняшний день не для “Спартака”, а для сборной России и “Зенита”.
Дзюба слушает, конечно, но в ус не дует: в обеих командах забивает почти в каждом матче, будь то в чемпионате, Лиге чемпионов или отборе к Euro-2016, быстро приближается к “Клубу 100” (у него сейчас 87 голов), тогда как у “Спартака” на острие в это время зияет пустота. И слова Федуна - это проклятия в спину, летящие от бессильного раздражения на сегодняшнюю линию атаки своей команды.
Слова же Федуна про Аленичева и Езбилиса - это не в спину и не о прошлом. Это серьезнее и актуальнее. А главное - разрушительнее.
Кстати, и на переговорах с Дзюбой слова Федуна, полагаю, сказались. В разгаре прошлогодней истории, примерно год назад, точно так же на публике, владелец “Спартака” сказал: “Он хочет получать, как Халк. Но он не играет, как Халк”. Может, и не играет. Зато он теперь играет вместе с Халком и регулярно забивает с его передач. А заодно играет ключевую роль в выходе сборной России во Францию-2016.
Вообще, если рассматривать характеристики Федуна вне контекста, нередко он говорит правильные по сути вещи. Дзюба действительно не играет, как Халк. Аленичев действительно не угадал с составом на “Локомотив” (чего и сам не скрывает), и невыход Езбилиса при отсутствии с первых минут Промеса и плачевном состоянии Мовсисяна заставил недоумевать: а кто в этой команде бежать-то будет?
Но проблема в том, что публично, под телекамеры и диктофоны, говорить о таких вещах может кто угодно - журналисты, эксперты, даже другие тренеры. Но уж никак не владелец собственного клуба, который Аленичева и назначил! Он имеет все возможности и полное право вызвать тренера, осудить его, даже раздраконить. Однако выносом своего начальственного недовольства наружу можно за несколько секунд разрушить все то, что тренер мучительно строит месяцами.
Зачем все это делается - непонятно. Не думаю, что Федун разочаровался в Аленичеве и хочет его уволить: это выглядело бы уж слишком абсурдно. Тогда вывод таков: Федун говорит просто потому, что... говорит. О последствиях он не думает, на что намекает уже далеко не одна его фраза.
Пытаюсь представить себе Евгения Гинера, выходящего к прессе на “Арене Химки” и критикующего Леонида Слуцкого за кадровые решения. Причем даже не сейчас, когда Слуцкий - на коне, а допустим, в 2011 - 2012 годах.
Хоть убей, не получается. Это просто невозможно.
“Очень уважаю Евгения Ленноровича, но культура - не главное его достоинство”, - эта фраза Федуна о Гинере в ряде иных контекстов (в частности, поведение на исполкомах РФС), может, и справедлива. Но по части корпоративной культуры высказываний о собственных подчиненных Гинер даст Федуну не сто, а тысячу очков вперед.
И число трофеев, завоеванных “Спартаком” в последние 12 лет, то есть при Федуне, - результат в том числе и этого. Пусть кто-то, желающий искать проблемы на стороне, а не внутри, и убежден: мол, все это потому, что “Гинер все купил”. Приходить к такому выводу вместо того, чтобы искать проблемы в себе, - легче всего. И бессмысленнее.
Признаюсь: до слов Федуна главным выводом по итогам матча “Спартак” - “Локомотив” для меня стал не первый уже случай чрезмерной осторожности Аленичева. До сезона мы слышали декларации о том, что главное - атакующий комбинационный футбол, что зрелищность не менее важна, чем результат. Но на практике это происходит далеко не всегда.
Когда тренерам стало ясно, что Промесом нельзя рисковать и надо оставить его на скамейке в роли джокера, выхода было три. Самый смелый: перейти на схему с четырьмя защитниками, поставить с первых минут Езбилиса и Зотова, не выпускать Граната (или Макеева). Средний - сыграть с пятью защитниками и Езбилисом в стартовом составе. В запасе тогда остался бы Зотов. И, наконец, самый осторожный - оставить в резерве и Езбилиса, а сыграть по схеме 5-4-1 с Зотовым, который еще более уплотнит середину, где и так есть Глушаков, Широков и Попов.
Аленичев выбрал последний. В итоге, с учетом ужасающей формы Мовсисяна, Попову и Широкову оказалось элементарно некому пасовать. Латерали Паршивлюк и Дмитрий Комбаров, которым при таких раскладах вменялось в обязанность активно участвовать в атаках, были по горло загружены нейтрализацией сдвоенных локомотивских краев: Денисов - Касаев и Шишкин - Самедов. По сути, за созидание в этом спартаковском составе отвечали лишь Широков, Попов и Мовсисян. Людей впереди у красно-белых было физически мало, добавить скорости оказалось некому. Оттого так и удивляло отсутствие Езбилиса, который уже неоднократно хорошо выходил на замену.
А Черевченко с первых минут накрыл спартаковскую оборону лютым высоким прессингом - что, кстати, сделал и Сергей Ташуев в Краснодаре. В обоих случаях это сработало. “Спартаку” еще повезло, что теперь не повторилась краснодарская история, и счет быстро не стал 2:0 - была ведь и перекладина после углового, и другие моменты. Затем же заменился из-за травмы Тарасов, вместо которого вышел Миранчук, игрок куда более мягкий. В результате пространства у “Спартака” стало заметно больше, и это позволило ему во второй половине первого тайма поднять голову.
Но реально заиграл “Спартак” лишь во второй половине тайма второго, когда на поле одновременно оказались Промес и Езбилис. Аленичев справедливо заметил: мол, ему хотелось бы, чтобы команда всегда играла так, как в последние 20 минут. Ну так ведь и состав к тому времени превратился из оборонительного в сбалансированный! Атакующим назвал бы его в том случае, если бы защитников при этом стало четыре, а заменили, например, не Зотова, а Граната.
Весь этот синдром повышенной осторожности впервые проявился в случае с семи номинальными защитниками во втором тайме победного (1:0) матча против “Ростова”. Другое дело, что поступок Федуна, заявившего тогда журналистам, что это не спартаковская игра, и он-де не досмотрел ее до конца, непонятен вдвойне. Это когда же Леонид Арнольдович был таким придирчивым с точки зрения футбольного вкуса и спартаковской игры? Видимо, когда приглашал Якина?
Нечто схожее было и в Саранске. С другой стороны, не стоит концентрироваться на одном дне игры с “Локо” и забывать, например, как агрессивно “Спартак” (даже действуя с тремя центральными защитниками) играл с “Зенитом” в первой половине первого тайма и весь второй. Смелой команда Аленичева была и против ЦСКА - это, правда, был август, когда “Спартак” вообще был “Спартаком” в гораздо большей степени, чем впоследствии. Интересно понять, что же произошло...
Произошли, например, травмы. Но, во-первых, далеко не в тех количествах и не у тех футболистов, что должно было бы стать для красно-белых фатальным. Раньше Зе Луиш и Мовсисян, например, ни разу не ломались одновременно - чтобы на поле не могли выйти оба. Ананидзе - не стержневая фигура для команды.
Но вот смотрим в стартовый протокол на списки запасных в матче “Спартак” - “Локомотив”. И сразу видим огромную разницу. “Спартак”: Митрюшкин, К.Комбаров, Макеев, Козлов, Промес, Бакаев, Езбилис. “Локо”: Абаев, Коченков, Михалик, Янбаев, Григорьев, Фернандеш, Майкон, Дюрица, Шкулетич, Ал. Миранчук, Баринов, Макаров.
Если вынести за скобки Промеса, который в здоровом состоянии никогда бы не оказался на лавке (вместо него там были бы Зотов либо Гранат), нетрудно сделать вывод: у Черевченко в распоряжении два полноценных состава, у Аленичева даже с учетом травмированных с трудом можно насчитать полутора. В группе обороны хотя бы количественно все в порядке - в группе атаки же все куда печальнее. 16 голов в 12 матчах (больше забили даже “Урал” и “Терек”) - явно не тот показатель, на который тренер рассчитывал перед сезоном.
“Состав “Спартака” укомплектован”, - сказал Аленичев перед закрытием трансферного окна, и ему эту фразу уже припоминают. Возможно, на тот момент ему действительно так казалось, но не исключено, что тренер не хотел публичными высказываниями на эту тему нервировать Федуна. В любом случае ясно, что ни о какой укомплектованности нет и речи, и травмы тут ни при чем.
Но не только кадры решают все, но и стремление игроков дорабатывать каждый эпизод до конца. Стопроцентная концентрация и цельность. У “Локомотива” Черевченко она есть, у “Спартака” - далеко не всегда. Отсюда, например, первый гол “Локо”, когда Самедов доиграл эпизод с безнадежно, казалось, уходившим за лицевую линию мячом, а вся оборона “Спартака” в этот момент дружно превратилась в зрителей. Никакая схема в пять защитников тут не помогла. И ведь что-то чувствовал Аленичев, подчеркивая на предматчевой пресс-конференции, что надо сыграть в обороне с такой же идеальной концентрацией, как в Саранске. Игроки послушали и сделали наоборот. А потом еще и Ньясс при пяти защитниках (!) выбегал чуть ли не по центру один на один.
***
Тем не менее, несмотря на все проблемы, “Спартак” - по-прежнему в зоне еврокубков, и особо не видно клубов, которые в долгосрочном режиме могут его оттуда вытолкнуть. А это будет уже достижение по сравнению с двумя предыдущими сезонами: клубной Европы “Открытие Арена” еще не видела. Если не считать “Црвены Звезды”...
Красно-белых, заметьте, критикуют гораздо энергичнее того же “Краснодара”, хотя более укомплектованные и внешне благополучные “быки” - в пяти очках позади. “Спартак” отстает от “Зенита”, который до сезона казался для него Эверестом, всего на два очка. Можно ведь, согласитесь, и так рассматривать сложившуюся ситуацию, а не по семиочковому отставанию от “Локомотива”. Напомню, что никто от красно-белых чемпионства и Лиги чемпионов в этом сезоне не требует, и это было четко продекларировано Сергеем Родионовым в момент назначения Аленичева.
Не удивлюсь, правда, если Федун в какой-то момент вдруг заявит об обратном. Но тогда мы обязательно вспомним об июньских декларациях тех самых профессионалов, в руки которых владелец клуба, по его словам, в мае передал клуб. Профессионалов, которые понимают: если Аленичеву дали время на строительство, то не стоит требовать от него готового здания на стадии закладки фундамента.
Что же до агрессии некоторых групп антиаленичевски настроенных болельщиков, то Константину Бескову в 1977 году очень повезло, что тогда не было интернета, а все дискуссии велись на толкучках около стадионов. Он строил тогда вылетевший “Спартак” с нуля, прогнозировал, что “полгода команда будет кувыркаться”.
Пытаюсь, например, представить, что бы творилось сейчас во Всемирной паутине, если бы “Спартак”, как тогда, набрал совокупное очко в матчах второго и третьего тура в Кишиневе с “Нистру” и дома с криворожским “Кривбассом” - и страшно становится. Не говоря о 9 - 10 турах, когда красно-белые проиграли “Уралмашу” и “Кузбассу”, причем последнему - 0:4! Ничьи в Ашхабаде и Симферополе и дома с “Пахтакором” и ленинградским “Динамо”; поражения в Минске и Ростове... И все это - за один первый круг, по итогам которого “Спартак” занял пятое место. В первой лиге чемпионата СССР.
После этого Федун Бескова наверняка уволил бы. И уж точно - ярко прокомментировал бы эти неудачи для прессы. А зная суровый нрав Константина Ивановича - нетрудно догадаться, как бы тот на это отреагировал.
Но Бескову повезло и в том, что “Спартак” был в руках Николая и Андрея Старостиных. Готовых терпеть и ждать.
Главная беда Федуна - не только высказывания, но и неготовность ждать и терпеть. Чему мы имели уже десятки подтверждений - и, к сожалению, начинаем вновь наблюдать то же самое. И приходить к грустному выводу, что эта музыка будет вечной, потому что декларация о передаче “Спартака” в руки профессионалов ни во что не вылилась. Профессионалы-то есть, а вот с передачей как-то не сложилось.
Другое дело, что Бесков, пусть через боль и поражения, но последовательно строил атакующую и комбинационную команду. И думаю, что Аленичеву простили бы потерю тех или иных очков, если бы это истинно спартаковское стремление у него прослеживалось в каждом матче. Так, как это было, например, в первом туре с “Уфой”, пусть игра и закончилась 2:2. Но по крайней мере было воодушевление в том смысле, что скуке и осторожничанью на “Открытие Арене” больше места нет.
Что-то с тех пор изменилось, и пока тренер шарахается, причем больше - в сторону обороны. Но надеюсь, что первая и последняя трети матча с “Локомотивом” на контрасте показали Аленичеву: нельзя в угоду сиюминутной очковой конъюнктуре отказываться от главной идеи, ради которой его и позвали в “Спартак”. Не знаю, осуществима она или нет, но она смела и свята: вернуть спартаковский футбол. И раз так - малодушию тут не место.
x