Данная статья, в первую очередь, пригодится автолюбителям, чьи автомобили застрахованы по ОСАГО. Хотя и обладая страховкой КАСКО, вы можете решить «наказать» нерадивых коммунальщиков и подать на них в суд, вместо того, чтобы подавать заявление о возмещении в страховую компанию.
Итак, что делать, если вы попали в яму, наехали на колодец или иное препятствие на дороге, образовавшееся вследствие недобросовестного соблюдения своих обязанностей коммунальщиками? Прежде всего, необходимо помнить о том, что повреждение автомобиля от подобного рода дефектов дорожного полотна - это дорожно-транспортное происшествие, хотя возможны случаи, когда сотрудники ГИБДД могут настаивать и на обратном. В таком случае необходимо ссылаться на закон о безопасности дорожного движения (ст. 2), согласно которому дорожно-транспортное происшествие характеризуется как событие, произошедшее на дороге и повлекшее повреждение транспортного средства.
Для начала водителю необходимо выполнить все предписания Правил дорожного движения, а именно: остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После этого позвонить в ГИБДД. В ожидании их прибытия вы можете самостоятельно исследовать место происшествия, а также, по возможности, записать имена и контактные данные очевидцев произошедшего. Если же непосредственных очевидцев установить не удалось, то попробуйте найти хотя бы свидетелей, которые подтвердят последствия ДТП.
Постарайтесь сфотографировать выбоину или открытый люк, окружающую дорожную обстановку, хорошо бы и со свидетелями, если имеется такая возможность – зафиксировать размеры этого дефекта дорожного полотна. Если под рукой нет линейки или рулетки, рядом с препятствием можно положить зажигалку, спичечный коробок или другой предмет — так будет ясен масштаб. Желательно заснять место ДТП с разных дистанций. С дальних расстояний с привязкой места ДТП к каким-либо стационарным объектам. Средние планы - для получения представления об общей картине ДТП, например, следы торможения. Крупными планами можно заснять полученные повреждения, состояние дорожного покрытия, само препятствие.
Помните, что все собираемые вами на месте доказательства должны подтверждать тот факт, что препятствие появилось перед вами внезапно и вы не имели технической возможности предотвратить наезд на него. По приезду сотрудников ГИБДД во время фиксации обстановки сотрудниками ГИБДД надо внимательно изучить все документы, составленные ими и предлагаемые на подпись, обратив особое внимание на описание состояния дороги и повреждений, полученных транспортным средством. Если у вас есть основания полагать, что помимо дефектов, которые можно выявить на первый взгляд, имеются также скрытые дефекты, например, вы чувствуете, что «повело руль», укажите на это сотруднику ГИБДД и проследите, чтоб в справке о ДТП было отражено «наличие скрытых дефектов».
Особое внимание уделите написанию письменного объяснения: вы должны максимально точно указать на то, как двигался автомобиль до наезда на препятствие, какой стороной наехал, с какой скоростью двигался автомобиль, какой была траектория движения после наезда на препятствие, что вы увидели, выйдя из машины, сколько было свидетелей. Из объяснений должно следовать, что препятствие возникло перед вами внезапно, что вы предприняли все возможные меры, чтобы избежать наезда, но не имели технической возможности для этого. Постарайтесь быть максимально точными и последовательными в описании.
Внимательно следите за измерениями – именно размеры выбоины и угол отклонения крышки люка регламентированы в ГОСТах, нарушение которых и могут послужить впоследствии основаниями для возложения вины за произошедшее на организацию, занимающуюся обслуживанием данного участка дороги.
Важнейшим из ГОСТов является ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Среди прочего, в нем указано, что:
предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см, а также то, что сроки ликвидации этих повреждений составляют от 5 до 10 суток (в зависимости от интенсивности дорожного движения);
сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов составляют 4-6 часов;
не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, а также люков колодцев относительно покрытия более, чем на 2,0 см;
проблемы с рельсами должны быть разрешены в течение 2 суток, а с люками колодцев — в течение 1 суток;
разрушенные крышки колодцев должны быть заменены в течение 3 часов.
Кроме того, проследите за тем, чтоб инспекторы ГИБДД составили Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. Это будет еще одним доказательством ненадлежащего содержания дорожного полотна. Параллельно, если существует возможность установить ответственную за содержание дороги организацию, вы можете требовать составления административного протокола по ст. 12.34 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Если транспортное средство получило такие повреждения ходовой части, при которых самостоятельно перемещение с места аварии невозможно и придется пользоваться услугами эвакуатора – сохраните чек. И вообще, помните, что с этого момента все производимые с автомобилем действия вам придется доказывать документально: собирайте чеки, выписки, квитанции, договоры и всю документацию, связанную с ДТП и устранением его последствий.
После того, как весь административный материал оформлен, копии получены в ГИБДД, необходимо разобраться с установлением виновного лица, узнать название и местонахождение организации, которая должна следить за состоянием дорожного полотна, канализационных колодцев иных инженерных сооружений на данном участке дороги. Узнать это можно в ГИБДД: либо у тех же сотрудников, что занимались оформлением ДТП, либо у инспектора, следящего за состоянием дорог.
До начала проведения каких-либо ремонтных работ вам необходимо провести оценку причиненного ущерба и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. Для этого достаточно обратиться в любую оценочную организацию, занимающуюся данным видом деятельности. На осмотр поврежденного транспортного средства обязательно необходимо пригласить представителя организации, а если «подозреваемых» несколько, то их всех – телеграммой, не менее чем за 3 дня в случае приглашения в тот же город, и не менее, чем за 5 дней – в другой.
После получения отчета об оценке и установления точной суммы ущерба следует составить письменную претензию с приложением копий всех имеющихся на данный момент документов, обоснованием расчета требований и сроком для добровольного возмещения суммы понесенного ущерба в досудебном порядке. Несмотря на то, что такой порядок, как обязательный, законом не предусмотрен, в суде претензия будет расценена как попытка истца решить дела примирением. К тому же не исключено, что организация согласится с причиненным ущербом и возместит его вам и без длительных судебных тяжб.
Если в указанный в претензии срок сумма ущерба не была оплачена, вам остается только составлять исковое заявление и обращаться в суд по месту нахождения ответчика. Вот тут-то и понадобятся все сохраненные чеки, квитанции, документы, фотоматериалы, а также контакты очевидцев ДТП.
Напоследок хотелось бы предупредить всех водителей о том, что если после прочтения этой статьи у кого-то из вас возникнет мысль об «инсценировке» ДТП и получении денежных средств по этой схеме с эксплуатирующей организации, данные действия могут квалифицироваться как мошенничество и будут уголовно наказуемым деянием. К сожалению, и таких случаев в судебной практике достаточно.
Если же вы действительно попали в ДТП: наехали на выбоину, колодец, рельсы, попали в ДТП из-за гололеда, колейности дорожного полотна,
помните одно: от того, насколько точно и грамотно будет составлен первоначальный административный материал и собраны первичные доказательства на месте, во многом будет зависеть весь исход дела.Памятка водителям:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).
4. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.
взято вот сдесь
http://www.carobka.ru/articles/357/