Вчера Волгоградский арбитражный суд удовлетворил исковое заявление ОАО «АвтоВАЗ» о признании банкротом своей «дочки» – предприятия «Волгоград-Лада». ОАО «Волгоград-Лада» признано банкротом. В отношении него введено конкурсное управление. Представители автозавода считают, что только таким образом они смогут вернуть заводу активы, выведенные из предприятия предыдущими директорами. Нынешний директор предприятия-банкрота считает, что его предприятие стало «объектом противоправных действий ряда физических лиц».
Напомним, что головное предприятие обратилось в арбитраж еще в середине июля. Поводом послужил давний долг «дочки» головному предприятию в размере 4 миллиона 889тысяч 625 рубля и даже 64 копейки. В судебном заседании представители истца заявили, что долг возник еще в 1998 году, когда предприятию отгрузили машины на 22 миллиона рублей. Однако «Волгоград-Лада» расплатилась только за часть машин. Чтобы взыскать долг, кредиторы обратились в службу судебных приставов. 22 мая этого года было возбуждено исполнительное производство, однако на момент вынесения решения суда долг так и не был погашен.
Директор «Волгоград-Лады» Алексей Петров заявил, что возглавляемое им предприятие долг признает. Однако выплатить его не может, поскольку фирма фактически не ведет никакой хозяйственной деятельности, а весь трудовой коллектив отправлен в вынужденные отпуска. Более того, господин Петров в суде выразил опасение, что «имущество компании может быть утрачено, так как в результате противоправных действий ряда лиц, персонал не допускается на рабочие места, а имущество расхищается».
«Деятельность предприятия фактически остановлена, оборудование демонтировано и продано на металлолом, сотрудники распущены в вынужденные отпуска, – обрисовал ситуацию с «Волгоград-Ладой» Алексей Петров после оглашения решения суда. – Более того, у «АвтоВАЗа» есть определенные обязательства перед клиентами, в частности, гарантийный сервис. Мощности «Волгоград-Лады» фактически ликвидированы, гарантийное обслуживание передано другим дилерам. Но дилеры не справляются, и у владельцев новых машин сейчас серьезные проблемы с гарантийным обслуживанием».
Со своей стороны представители «АвтоВАЗа» заявили, что банкротство – единственный на настоящий момент способ возврата активов предприятия «уведенных прежними директорами в подконтрольные им структуры». А что касается деятельности «Волгоград-Лады», то один из участников процесса сообщил, что юридический отдел ОАО «АвтоВАЗ» буквально завален претензиями, в которых клиенты предприятия просят расторгнуть договора купли-продажи автомобилей и вернуть деньги. По некоторым данным, эти претензии связаны с событиями конца 2007-начала 2008 года, когда «Волгоград-Лада» продавала клиентам автомашины, но порой по несколько месяцев не выдавала покупателям ПТС (паспорт технического средства).
Между тем, другие дилеры «АвтоВАЗа» считают, что банкротство «Волгоград-Лады» негативно скажется на других автосалонах Волгограда, занимающихся реализацией продукции волжского автозавода.
«Волгоград-Лада» был раскрученным брендом, зарекомендовавшим себя с лучшей стороны, – считает менеджер компании «П-Сервис» Людмила Ковалева. – На мой взгляд, ее банкротство повлечет за собой волну недоверия к другим дилерам. В частности, когда на «Волгоград-Ладе» была серьезная задержка с выдачей ПТС, наши клиенты старались не брать машины, на которые еще не было документов. Что касается гарантийных обязательств перед клиентами, в том числе и бывшими клиентами «Лады», то мы выполняем их полностью. Да, есть очередь, но наши мастерские загружены полностью».
Скандальная «Волгоград-Лада»
Вообще, скандальность ситуации на «Волгоград-Ладе стала достоянием общественности в начале 2006 года. Тогда группа менеджеров «Волгоград-Лады» во главе с вице-президентом компании Сергеем Якименко обвинила своего гендиректора Юрия Климова в незаконном выводе имущества предприятия.
После этого, весной 2006 года в коттеджном поселке у ВолГУ на Сергея Якименко было совершено покушение. От выстрела с тридцати метров из пистолета Макарова был убит наповал охранник Якименко – Юрий Сурин. Через несколько недель на стоянке у музея-панорамы «Сталинградская Битва» сгорела «Тойота-Авентис» еще одного руководителя «Волгоград-Лады» Юрия Стукалина.
В этом же 2006 году по распоряжению Владимира Кучая – вице-президента ОАО «АвтоВАЗ» – была создана внутренняя комиссия по возврату имущества «Волгоград-Лады», по итогам работы комиссии тогдашний гендиректор «Волгоград-Лады», Юрий Климов, был отстранен от занимаемой должности и подписал договоры о возврате ранее выведенного имущества, что составило 25% акций предприятия.
В июне 2007 года Управление по налоговым преступлениям ГУВД по Волгоградской области возбудило уголовное дело по факту незаконного присвоения оборотных средств «Волгоград-Лады».
В январе 2008 года жена Юрия Климова обратилась в арбитражный суд с требованием признать сделку ничтожной и вернуть акции. Суд удовлетворил иск.
В феврале 2008 года у подъезда своего дома был избит один из акционеров ОАО «Волгоград-Лада» Геннадий Чирков.
Также в начале весны 2008 года Юрий Климов передает блокирующий пакет акций волгоградского предприятия дагестанской «дочке» «ВАЗа» – компании «Каспий-Лада». В апреле ревизоры этой компании прибыли в Волгоград для проверки деятельности волгоградской компании. Результатом проверки и стал иск о банкротстве.
А в мае 2008 года миноритарии предприятия обратились в правоохранительные органы региона за защитой, опасаясь силового захвата предприятия. Однако, как выяснилось позже, предполагаемые «рейдеры» оказались ревизорами ОАО «АвтоВАЗ».
В конечном счете, с иском к «Волгоград-Ладе» обратились три структуры – ОАО «АвтоВАЗ», налоговая инспекция, а также банк «Петрокоммерц». Общая сумма долга «Волгоград-Лады» перед ними не разглашается.
Это и должно было произойти...
Между тем, бывшие сотрудники «Волгоград-Лады» считают, что случилось именно то, что должно было случиться.
«Есть определенные люди как в Тольятти, так и в Волгограде, которые были заинтересованы в банкротстве предприятия, – заявил директор ОАО «Центрремонтлада» Борис Кирпичев. – Да, началось все в 2006 году, когда группой людей, в том числе и мной, была предложена схема по возврату всего имеющегося у предприятия имущества под контроль завода путем объединения всех предприятий, входящих в ОАО «Волгоград-Лада». Однако идея не нашла поддержки, более того, вскоре генерального директора головного предприятия отстранили от работы, а на его место поставили Вячеслава Штондина. За время его работы со счетов предприятия было выведено около 150 миллионов рублей. Однако вскоре убирают и Штондина. Причем назначает его и снимает один и тот же человек – Юрий Климов. Он же назначает директором Алексея Петрова, который окончательно развалил предприятие».
По словам Бориса Кирпичева, в марте этого года Юрий Климов отсудил у предприятия блок-пакеты акций всех предприятий, входящих в холдинг «Волгоград-Лада».
«Причем именно господин Петров просил суд ускорить передачу акций Климову. Тем самым очередная попытка вернуть предприятие под контроль «АвтоВАЗа» провалилась, и в Волгоградской области не осталось ни одного дилера, контролируемого заводом, – уверен Борис Кирпичев. – По моему мнению, за банкротством «Волгоград-Лады» стоит именно Юрий Климов, которому принадлежит автоцентр «НВ-авто», дилер «Шевроле», торгующий машинами, находящимися в том же классе, что и «Жигули». Обанкротив «Волгоград-Ладу», Климов таким образом просто убрал конкурента».
x