Крупнейшие производители уведомили торговые сети Петербурга о даунсайзинге. Это когда потребитель видит симпатичную цену, но не понимает, что объем или вес продукции снизился.
Рост издержек на фоне снижения потребительских доходов заставляет производителей продуктов питания не только повышать цены, но и сокращать объемы упаковок. Если в прошлом году активнее менялись размеры пачек молока, а также кондитерских изделий и снеков, то в этом году инициативу перехватили производители пива. Однако сдержать рост все равно не получится, предупреждают продавцы.
По пути даунсайзинга вынуждены идти, например, производители молочной продукции. Гигант «Danone-Юнимилк» в этом году начал выпускать сметану «Простоквашино» в 315 граммов вместо 350. Это уже вторая корректировка с начала кризиса: ранее, в 2015 году, был сокращен объем молока «Простоквашино» с 1 до 0,93 л.
Еще один международный производитель, «Мон'дэлис», активно облегчал потребительскую корзину в прошлом году. К примеру, такие «хиты продаж», как шоколад Milka, Alpen Gold и «Воздушный», уменьшились со 100 до 90 граммов. Чипсы «Эстрелла» последовательно "худели" с 30 до 28, а затем до 25 граммов, печенье «Юбилейное» – с 130 до 126, а затем до 112 граммов.
«Подавляющее большинство случаев даунсайзинга текущего ассортимента продукции пришлось на 2015 год и было вызвано как макроэкономическими факторами, так и желанием сохранить доступность нашей продукции для потребителей в условиях резкого падения реальных располагаемых доходов», – прокомментировали в пресс-службе компании.
Однако в 2016 году такие факторы, как рост стоимости сырья на международных рынках и колебания валют, продолжили оказывать влияние на конечную цену продукции.
Нивелировать их только за счет оптимизации закупок и цепей поставок не удалось, поэтому, чтобы не жертвовать качеством, снова пришлось пожертвовать объемом, отмечают в «Мон'дэлис». Масса шоколада «Воздушный» снизилась с 90 до 85 граммов.
Что касается потребительских предпочтений, опасения производителей выглядят обоснованно. Как показал опрос ФОМ, еще больше экономить на еде за последние полгода стали 41% россиян.
Однако сдержать цены таким образом навряд ли получится, считают ретейлеры: инфляция из явной просто станет скрытой. «Даунсайзинг дает компании кратковременное конкурентное преимущество — потребитель видит более низкую цену, но не понимает, что объем снизился», — комментирует коммерческий директор сети «Реалъ» Владимир Кучерук. Однако вслед за одним игроком объемы начнут корректировать остальные, а временное снижение цены впоследствии быстро отыгрывается, говорит он.
К примеру, так произошло в сегменте кофе. За последние несколько лет пачка последовательно "худела" с 200 до 190 и потом до 150 граммов. Причем делали это синхронно ведущие марки — Jacobs, Nescafe, Strauss, «Жокей», Chibo и другие, говорит топ-менеджер.
Однако самую масштабную кампанию даунсайзинга проводит компания «Балтика». В сентябре-октябре она уменьшила объемы бутылок — с 0,5 до 0,47 л, а алюминиевых банок — с 0,5 до 0,45 л. Под сокращение попали такие бренды, как «Балтика», «Жатецкий гусь», «Карлсберг», «Кофф», «Невское», «Туборг», «Хольстен».
Как пояснили в компании, одновременной корректировке подверглось 55 позиций, или 40% всего ассортимента.
«Похудела» также тара Heineken. Производитель с 1 октября сократил объем бутылки пива «Охота крепкое» с 0,48 до 0,45 л. Несколькими месяцами ранее «Эфес-Миллер» заявил о том, что размер пластиковой бутылки «Белый медведь» и «Голд майн бир» уменьшится с 2,5 до 2,37 литра.
ПЭТ-таре придется с нового года "похудеть" принудительно: с 1 января вступает в силу запрет на реализацию алкоголя в пластиковых бутылках объемом более 1,5 л.
По словам пивоваров, выбор в пользу уменьшения объема вместо увеличения цены продиктован заботой о покупателе: это предотвращает переключение «на нелегальный/суррогатный алкоголь в силу его большей ценовой привлекательности», сообщили в «Балтике». Более того, наливая меньше пенного напитка, она борется со злоупотреблением алкоголем и формирует культуру ответственного потребления.
© Фонтанка.Ру
x