Реформы в области госконтроля за качеством продуктов в итоге обернулись серьезными проблемами для потребителей. Особую тревогу вызывает ситуация с качеством молока, вокруг которой некоторое время назад было сломано немало копий. «МП» стали известны результаты недавней экспертизы, которые доказывают: производители игнорируют новые техрегламенты и по-прежнему предлагают россиянам порошковый суррогат, называя его «цельным молоком».
В распоряжении нашей редакции оказались данные экспертизы, проведенной в НИИ молочной промышленности (ГНУ ВНИМИ Россельхозакадемии). Ими были протестированы 5 образцов пастеризованного молока жирностью 3,2 процента. Эксперты проверяли его на соответствие требованиям технического регламента на молоко и молочную продукцию, принятого чуть больше года назад. Напомним, согласно этому документу, жидкость, произведенную на основе молочного порошка, молоком называть нельзя - только «молочным напитком». Таким образом чиновники намеревались, во-первых, защитить права потребителей, а во-вторых, стимулировать бизнес к постепенному отказу от суррогатных продуктов.
В итоге все получилось ровно наоборот: зная, что ни один нормальный покупатель «молочный напиток» употреблять внутрь не захочет, изготовители взялись за самые банальные махинации. Указывая на пачке фразу «цельное молоко», в реальности они предлагают потребителям все тот же разведенный водой и химикатами порошок. По результатам исследований, только 2 образца из проверенных могут называться натуральным молоком, производители других 3 образцов вводят потребителей в заблуждение, выдавая за молоко жидкость, восстановленную из «порошка». Об этом красноречиво свидетельствуют результаты упомянутой экспертизы.
В качестве материала для исследования были взяты образцы молока, изготовленного крупными российскими производителями: «Большая перемена» (ОАО «МосМедыньагропром), «Ясный луг» (ООО «Мечта»), «Простоквашино» (ОАО «Компания «ЮНИМИЛК»), «Большая кружка» («Галактика»), «Останкинское» (ОАО «Останкинский молочный комбинат»). Справедливости ради нужно отметить, что у «МП» такой подбор вызывал некие сомнения. Скажем, на экспертизу почему-то не попал «Домик в деревне», которым заставлены полки практически в каждом магазине. Что это: ангажированность исследователей или же доля этого бренда на рынке действительно не так уже велика, как кажется? Ответ на этот вопрос, возможно, попадает под понятие коммерческой тайны...
Так или иначе успешно все тесты прошли лишь «Большая перемена» и «Ясный луг». Физико-химические показатели обоих образцов оказались в норме, что позволило сделать вывод об относительной, но все-таки натуральности представленного на анализ продукта. Специальная маркировка на упаковке в трех оставшихся случаях в полном соответствии с законом информирует покупателей: внутри находится настоящее молоко. Однако результаты экспертизы способны огорошить даже самого скептически настроенного потребителя. Специальное физико-химическое исследование выявило, что вместо положенных 4,5 - 4,7 процента массовая доля лактозы в образцах «Простоквашина» и «Большой кружки» составила 4,3 процента. Содержание соды, которой в натуральном молоке в принципе быть не должно, в «Большой кружке» составило 0,113, в «Останкинском» - 0,155, в «Простоквашине» - 0,229. В «Простоквашине» также обнаружено низкое содержание так называемого СОМО (сухого обезжиренного молочного остатка), что позволяет сделать вывод: содержимое упаковки изготовлено из порошка.
Также во всех трех образцах псевдомолока обнаружен аммиак - крайне вредное для организма вещество. Накапливаясь в организме, аммиак раздражает слизистую оболочку глаз и верхние дыхательные пути, вызывает сухость, першение в горле и кашель, отек гортани и легких, при высоких концентрациях вызывает рефлекторную остановку дыхания, а отравление аммиаком может повлиять на работу головного мозга, вплоть до снижения интеллекта.
- Обнаруженная в образцах сода скорее всего содержалась в сухом молоке, производители которого добавляют ее для продления срока хранения продукта, - пояснила «МП» руководитель исследовательской лаборатории «Молоко» ГНУ ВНИМИ Россельхозакадемии Елена Юрова. - Далеко не секрет, что в России для приготовления молочного напитка производители используют порошок из запасов, а не свежий, как это принято в Европе. При сложной обработке восстановленного молока, например неоднократном его нагревании, сода вступает в реакцию с белками молока, в результате чего образуется аммиак. Такое молоко называют «мертвым»...
Можно ли привлечь производителей к ответственности, используя приведенные выше данные? К сожалению, нет, констатирует глава Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков, слишком сильно «зареформировали» продовольственный рынок.
- Во-первых, техрегламент определяет лишь самые общие требования к продукту, а так называемые стандарты производства разрабатывают уже сами изготовители в меру собственного разумения, - рассказал нам руководитель ОЗПП. - Во-вторых, поймать изготовителя за руку в процессе производства сегодня практически невозможно, и виной тому, как ни странно, законодательные нормы, призванные защищать бизнес от проверок. Это и отмененный госконтроль за качеством пищевой продукции, и запрет частых приходов правительственных экспертов. Напомню, сегодня проверки разрешены лишь три раза в год, и чиновники должны загодя предупреждать коммерсантов о каждой из них. Разумеется, в таких условиях уличить недобросовестного бизнесмена крайне сложно.
Кроме того, предъявить обвинение производителям даже на основании данных экспертизы не получится - просто потому, что не существует общепризнанных химических критериев восстановленного молока. Если принести в суд данные анализов лаборатории «Молоко», предприятия скажут: это, дескать, не вполне научно, доказательства слабые, и так далее. Чиновники же, которые довели отрасль до такого состояния, прячут голову в песок и замалчивают проблему, стремясь избежать ответственности.
Поэтому в настоящий момент, к сожалению, у потребителя есть лишь один рычаг влияния на зарвавшихся бизнесменов: наказание рублем. Некоторые особо проворные горожане, кстати, стали водить дружбу с бабушками и дедушками, торгующими на рынках, и те возят им настоящие молочные продукты. Из настоящего, а не нарисованного домика в деревне. И для здоровья хорошо, и мелкого производителя можно поддержать - того, у которого техрегламент создает корова, а не эксперт на зарплате у руководства завода.
x