В этой теме я буду выкладывать интересные статьи, обзоры, фоторепортажи, найденные на просторах сети, которые мне понравились больше всего...ну-с, приступим-с... Всемирно известные здания: история первых советских небоскребовВ начале 1930-х годов архитектура Страны Советов вступает в новую эпоху. В полном соответствии с личными вкусами великого вождя и учителя Иосифа Сталина на смену архитектурному авангарду приходит период «освоения классического наследия». Эстетика античности, Возрождения, европейского и русского классицизма становится для зодчих источником вдохновения, по всей стране начинают строиться помпезные, пышно украшенные сооружения с портиками, пилястрами, балюстрадами, скульптурным декором и прочими чертами архитектурной классики. Своей вершины советский неокласcицизм, или, как его стали называть впоследствии, сталинский ампир, достиг уже в первое послевоенное десятилетие, когда в ряде городов Союза было построено несколько высотных зданий — первых советских небоскребов, которые многие сейчас считают высшим достижением всей архитектуры СССР.Собственно, и начаться новая архитектурная эпоха должна была с небоскреба, причем такого, равного которому не было на всей планете. Столице первого в мире государства рабочих и крестьян, по мнению Сталина, был совершенно необходим соответствующий статусу архитектурный символ, зримо доказавший бы остальному миру преимущества социалистического строя. Идею о строительстве в Москве так называемого «Дворца Советов» впервые озвучили еще при жизни Ленина, в 1922 году, но конкретные шаги по его строительству стали предприниматься только через без малого десятилетие, вместившее и смерть самого человечного человека, и НЭП, и «электрификацию всея страны». Конкурс на проектирование Дворца был объявлен в 1931 году. В Москве должна была появиться, по выражению современников, «трибуна трибун», «пролетарская вышка», монументальное здание с залом для партийных съездов на 21 тысячу (!) человек. Творческое соревнование было действительно представительным. В ходе нескольких туров конкурса на рассмотрение жюри было представлено несколько сотен проектов ведущих советских и зарубежных архитекторов. Так, например, выглядело предложение Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха:
Проект Дмитрия Чечулина, в дальнейшем немало потрудившегося на ниве строительства советских небоскребов:
Вариант академика архитектуры Ивана Жолтовского напоминал чудовищных размеров маяк.
Большинство представленных на конкурс проектов подразумевали отход от господствовавшего до этого времени архитектурного авангарда. Конструктивизм, благодаря которому советская архитектура в 1920-е была на передовых позициях в мире, был разгромлен: его объявили вредным течением, «формализмом», а архитекторов-конструктивистов обвинили в «погоне за украшательством», стремлении к «дешевым эффектам и псевдореволюционной новизне». Советскому руководству потребовался новый, большой социалистический архитектурный стиль, на роль которого был предложен классицизм, вполне отвечавший эстетическим вкусам руководства ВКП(б) и его требованиям к возможности создания монументальных торжественных сооружений. Поэтому неудивительно, что в качестве основы для проектирования Дворца Советов, будущего главного здания главной страны, было выбрано предложение архитектора Бориса Иофана. Так Дворец Советов Иофана выглядел в варианте, понравившемся лично Сталину и утвержденном для дальнейшей разработки:
Из принципиальных вопросов Сталина не устроила только высота здания. Он предложил «верхушку Дворца оформить, продолжив ее ввысь в виде высокой колонны». Подобные предложения принято было выполнять без особенных рассуждений, так и появился знакомый сейчас всем архитектурный образ Дворца Советов.
В дальнейшем и этот проект подвергался корректировкам. В частности, по ценному указанию Сталина верхние ярусы Дворца были из прямоугольных сделаны круглыми («этим он должен отличаться от обычных дворцовых зданий»). Другим важным концептуальным ноу-хау было решение рассматривать все здание как огромный памятник Ленину, высота статуи которого должна была составить до 100 метров.
Дворец Советов планировался действительно грандиозным. Высота от уровня тротуара до макушки Ильича — 415 метров (для сравнения: «Эмпайр Стейт Билдинг», бывший в то время высочайшим зданием в мире, имел только 381 метр), общий объем — 7,5 млн (!) кубометров. Для строительства Дворца уже к концу 1931 года расчистили площадку на Волхонке, снеся располагавшийся там Храм Христа Спасителя.
Внутреннее пространство Дворца занимали в основном два зала для проведения разного рода съездов: 160-метровый в диаметре и 100-метровый в высоту Большой на 21 000 мест, а также Малый, расположившийся в восточном крыле и вмещавший «всего» 6000 человек. Кроме того, внутри проектировались залы для правительственных приемов и прочие общественно полезные помещения. Глаза посетителей должны были радовать 18 000 квадратных метров живописи, 12 тысяч фресок, 20 тысяч барельефов, 12 скульптурных групп до 12 метров высотой, 180 скульптур до 6 метров и прочие произведения советской монументалистики. Обвинения архитекторов-конструктивистов в погоне за украшательством особенно издевательски смотрятся именно на этом фоне.
Так Дворец Советов должен был выглядеть в панораме Новой Москвы. Строительство столь высокого сооружения, аналогов которому в Советском Союзе просто не существовало, было сложнейшей инженерной задачей, и хотя средств на его возведение не жалели, за 5 лет, до 1939 года, строители успели только выкопать гигантский котлован и заняться устройством в нем фундамента. При этом окончание работ планировалось на 1942 год и ни у кого сомнений не вызывало. В честь здания назвали станцию метро (нынешнюю «Кропоткинскую»), его образ был достаточно широко использован в художественном оформлении других сооружений той эпохи и даже с помощью спецэффектов появлялся в кино.
Дворцом Советов список довоенных высотных зданий не исчерпывался. На Миусской площади (и также на месте крупного православного собора) в 1934 году архитекторами Душкиным и Мордвиновым, в будущем поучаствовавшими в возведении послевоенных высоток, был спроектирован так называемый Дом радио.
Все эти планы, как известно, прервала Великая Отечественная война. Формально в 1941 году работа над Дворцом Советов была лишь приостановлена, котлован обнесли забором, и хотя арматуру с фундамента срезали для устройства под Москвой оборонительных укреплений, предполагалось, что по окончании войны строительство Дворца будет продолжено. Этого так и не случилось: котлован сохранился до 1958 года, после чего на его месте устроили открытый бассейн «Москва», а в дальнейшем восстановили взорванный Храм Христа Спасителя. Дворец Советов же запланировали к строительству на Ленинских (Воробьевых) горах (уже по новому, «невысотному» проекту), а позже вовсе от этой идеи отказались. Но при жизни Сталина, который хотя и очевидно охладел к прожекту высочайшего сооружения в мире, но про него не забыл, Дворец Советов по-прежнему оставался неизбежным будущим столицы страны-победителя. Вот только сперва было решено построить достойное его окружение.
В 1947 году Совет министров СССР выпустил постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Городу, потерявшему в 1930-е годы многие идеологически не совпадавшие с новой властью высотные доминанты (типа церковных колоколен), было предложено обогатить свой силуэт новыми домами-символами. В честь 800-летия Москвы архитекторы спроектировали 8 новых высоток: одно 32-этажное здание на Ленинских горах, два дома в 26 этажей (в Зарядье вблизи Кремля и на Дорогомиловской набережной в начале Кутузовского проспекта) и пять 16-этажных высоток (оригинальная этажность впоследствии менялась).
Так все высотные здания (девятым из которых был Дворец Советов) размещались на карте Москвы. Все они были запроектированы в стратегически важных местах. Главный корпус МГУ (№1 на плане) — на господствующей высоте Ленинских гор. Гостиница «Украина» (№2), административная высотка в Зарядье (№6), жилой дом на Котельнической набережной (№9) — на набережных Москвы-реки (сюда же можно отнести и Дворец Советов, №5). МИД (№4), жилой дом на площади Восстания (№3), совмещенное с жилым домом Министерство путей сообщения у Красных ворот (№8) — в местах пересечения Садового кольца с важными радиальными магистралями. Гостиница «Ленинградская» (№7) — на площади трех вокзалов.
Функциональное назначение планируемых к строительству первых советских небоскребов также было разным. Несколько административных зданий, университет, две гостиницы, два жилых дома.
Некоторые специалисты обвиняют архитекторов сталинских высоток в прямых заимствованиях у передовых капиталистических стран, приводя в пример в первую очередь Manhattan Municipal Building в Нью-Йорке (1912)...
...или Terminal Tower в Кливленде (1928, слева внизу). Скорее всего, о прямом копировании речь вести нельзя, но существенное влияние американской высотной архитектуры отрицать сложно. Впрочем, советские архитекторы подняли ее на совершенно новый, парадно-торжественный уровень в полном соответствии с установками партийного руководства. Официальная пропаганда утверждала: «Архитектура московских высотных зданий отличается исключительной выразительностью, ясностью образа, жизнеутверждающим оптимизмом. В отличие от американских небоскребов с их оголенной, безрадостной архитектурой, лишенной национального своеобразия, в наших высотных зданиях отражены характерные черты русской национальной архитектуры с ее красочностью и стремлением ввысь». Оставим это утверждение на совести безымянного автора, но отметим, что московским высоткам для более полного соответствия русской национальной архитектуре определенно не хватает кокошников, закомар и золотых куполов. Такое на бездуховных американских небоскребах действительно сложно представить.
Конструктивно все московские небоскребы представляли собой каркасные сооружения с облицовкой терракотовой керамической плиткой. Строительство жилого дома на Котельнической набережной:
Советские архитектурные критики специально подчеркивали, что в возведении отечественных высоток применялись самые современные строительные технологии, немыслимые в США 1900—1930-х годов, например сварка каркаса вместо его клепки или самоподъемные башенные краны. Строительство Министерства иностранных дел на Смоленской площади:
Для обеспечения «жесткости» зданий и исключения их раскачивания они должны были иметь в плане конфигурацию букв Т, H, П или Х. Строительство здания Министерства путей сообщения (позже — Министерства транспортного строительства) на Красных воротах:
Крупнейшим из построенных после войны советских небоскребов стал корпус Московского государственного университета на Ленинских горах. Первоначальное его проектирование осуществлял автор Дворца Советов Борис Иофан, в представлении которого он выглядел следующим образом. Верхушку здания увенчивала скульптурная группа, позже замененная статуей Михаила Ломоносова, а в конечном итоге — шпилем со звездой.
Впоследствии Иофан впал в немилость у Сталина, проект на Ленинских горах у него отобрали и поручили архитекторам Льву Рудневу, Сергею Чернышеву, Павлу Абросимову и другим. 32-этажное (36-этажное, если считать технические этажи) было построено в 1949—53 годах. В центральной, «высотной» части разместился ряд факультетов университета (географический, механико-математический, геологический), ректорат и администрация, библиотека, актовый зал, Дом культуры и другие общеуниверситетские учреждения.
Боковые крылья — жилые. Тут до сих пор находятся 184 квартиры профессорско-преподавательского состава и общежития для студентов.
Холл главного здания:
Интерьер одной из аудиторий. Высокий сталинский стиль, повсеместное использование дерева, бронзовые светильники на стенах — на строительстве высотных зданий не экономили.
Поточная аудитория:
Центральный вход в здание поражал современников своей торжественностью. В оформлении главного корпуса университета широко использованы произведения монументально-декоративного искусства.
Вторым по высоте послевоенным московским небоскребом стало гостиничное здание на Дорогомиловской набережной. Строилось оно позже остальных высоток (1953—57), завершалось уже при Хрущеве и, вероятно, в честь его родины получило название «Украина». Авторами проекта стали академик архитектуры Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский.
В центральном 29-этажном корпусе высотой 170 метров располагалась первоначально 1000 гостиничных номеров. В боковых крыльях, как и в главном здании МГУ, были запроектированы 254 квартиры.
«Украина» построена в важнейшем с градостроительной точки зрения месте — в начале Кутузовского проспекта, связывающего центр Москвы с западными районами города. Для этой высотки характерно особенно пышное декоративное оформление: обелиски, вазы в виде снопов пшеницы, повсеместные башенки, мраморная облицовка интерьеров.
После трехлетней реконструкции с 2010 года гостиница работает под брендом Radisson.
Вторая построенная высотная гостиница в отличие от «Украины» оказалась самой маленькой. 132-метровое 17-этажное здание на площади трех вокзалов (Комсомольской) было спроектировано архитекторами Леонидом Поляковым и Александром Борецким.
Самая скромная и компактная из всех семи «сталинских сестер», «Ленинградская», в наибольшей степени использовала мотивы русской архитектуры, в частности русского барокко, за что автор здания Леонид Поляков нещадно критиковался в годы борьбы Хрущева с архитектурными излишествами.
Отдельной достопримечательностью отеля, функционирующего сейчас, как и бывшая «Украина», под флагом международного гостиничного оператора (в случае с «Ленинградской» это Hilton), является освещающая главную лестницу люстра высотой в 7 этажей.
Крупнейшим из жилых домов, построенных к 800-летию Москвы, стал комплекс на Котельнической набережной. 26-этажный (в центральной части) 173-метровый дом был построен в 1949—52 годах по проекту главного архитектора Москвы, академика Дмитрия Чечулина и замыкает перспективу от Кремля к устью Яузы.
Интересно, что здание пристроили к уже возведенному до войны (в 1938—40 годах) по проекту тех же архитекторов 9-этажному жилому дому, ставшему фактически одним из боковых крыльев нового комплекса (на снимке — справа).
В общей сложности в высотке на Котельнической размещены более 700 квартир, магазины и даже собственный кинотеатр «Иллюзион».
Квартиры в здании, конечно, кому попало не выделялись, поэтому интерьеры для советской элиты создавались соответствующие, помогавшие плодотворно трудиться на благо родины. Внутри квартир первых новоселов встречали «белоснежная эмалированная мойка для посуды, белые холодильные шкафы: один зимний, охлаждающийся воздухом, поступающим сюда с улицы; второй — летний, электрический, сушильные шкафы, в ванной — ящик дла хранения белья, зеркальный шкаф для зубных щеток, парфюмерии и бритвенных принадлежностей и даже никелированный калорифер для сушки полотенец и простынь». Уровень комфорта, недоступный в 1952 году большинству жителей Советского Союза.
Похожая ситуация была и в доме на площади Восстания (сейчас — Кудринской), только квартиры в нем получили в основном не деятели культуры, а работники авиационной промышленности и партхозноменклатура. Здесь, так же как и в высотке на Котельнической, первый этаж был оборудован магазинами и собственным кинотеатром («Пламя»).
450-квартирное здание состоит из 24-этажного 156-метрового центрального и 18-этажных боковых корпусов, опирающихся на общий цокольный этаж. Его авторами стали молодые тогда архитекторы Михаил Посохин и Ашот Мндоянц.
Телефонная связь квартир с вестибюлем, газовая или электрическая плита, автоматическая электромойка, холодильник, мусоропровод, автоматическое регулирование температуры в каждой квартире, центральная пылесосная установка, не говоря уже про центральное горячее водоснабжение, мусородробилки под мойками, радио- и телефонофикацию, колясочную в вестибюле, — все это неизменно радовало счастливых жильцов дома.
Любопытно, что у высотки на площади Восстания мог быть и другой, абсолютно непохожий на остальных «сестер» художественный образ, если бы к реализации рекомендовали предложение архитекторов В. Олтаржевского и И. Кузнецова. Но все новые высотные здания Москвы (а в дальнейшем и других городов СССР) создавались в соответствии с неким утвердившимся каноном, определяемым, скорее всего, личными вкусами Иосифа Сталина, и оригинальный проект Олтаржевского-Кузнецова так и остался на бумаге.
Похожая на высотку Посохина-Мндоянца композиция была и у 138-метрового здания на площади Красных ворот (1948—52), в самой высокой точке Садового кольца. Только центральный 24-этажный корпус был административным (его занимало Министерство транспортного строительства), а жилыми были 11—15-этажные крылья (как в гостинице «Украина» и МГУ).
Первоначальный проект авторов здания Алексея Душкина и Бориса Мезенцева несколько отличался от реализованного впоследствии.
Интересно, что из-за сложного состояния грунтов в точке строительства здание возводилось на замороженном (!) грунте в изначально наклоненном (!!) состоянии и приняло вертикальное положение только после окончания строительства с оттаиванием и проседанием грунта. Можно только представить, каких трудов стоил архитекторам и инженерам верный расчет этого процесса и какая ответственность, учитывая эпоху, на них во время этого лежала.
Седьмая «сталинская сестра» была возведена в 1948—53 годах на Смоленской площади для размещения внутри Министерства иностранных дел СССР. Оригинальный проект Владимира Гельфрейха и Адольфа Минкуса предполагал здание с плоским завершением.
Но Иосиф Виссарионович посчитал, что и штаб-квартира ведомства, которому в будущем предстояло немало побороться против звериного оскала капитализма, преступлений американской военщины, высокомерного чванства компрадорской буржуазии и прочего тлетворного влияния Запада, должна быть увенчана шатровым завершением с непременным шпилем.
27-этажное 172-метровое здание содержит в своих 2000 помещений весь цвет советской (а сейчас — российской) дипломатии.
Восьмой высоткой в программе 1947 года должен был стать небоскреб в Зарядье. Здание, для строительства которого снесли несколько исторических кварталов купеческой Москвы, как и гостиница «Украина», начало строиться позже остальных своих «сестер», и к 1953-му, году смерти основного вдохновителя работ, каркас башни был возведен только до половины высоты.
Автором проекта вновь выступил Дмитрий Чечулин, проектировавший высотку и на Котельнической набережной, но получить второй небоскреб за своим авторством ему не удалось. В отличие от гостиницы «Украина» здание, разместиться в котором должно было Министерство тяжелой промышленности, достраивать не стали.
Каркас разобрали, отправив металлоконструкции на строительство центрального стадиона в Лужниках, а на оставшемся фундаменте спустя 10 лет (1964—68) построили крупнейшую в мире гостиницу «Россия». По проекту все того же Чечулина.
Москвой строительство высотных зданий в СССР, разумеется, не ограничилось. По образу и подобию столицы похожие высотки проектировались и в других городах Союза, и даже за его пределами. Успели построить в условиях нестоличного финансирования, впрочем, немногое — как раз здания, которые должны были стать символом новой власти на недавно присоединенных территориях. Во-первых, это Дом колхозника в столице Латвийской ССР, городе Риге.
Авторами 107-метрового здания, в котором после окончания строительства разместились вовсе не колхозники, а Академия наук Латвии, стали местные архитекторы Освальдс Тилманис, Вайделотис Апситис и Карлис Плуксне.
Во-вторых, советское правительство и олицетворяемый им народ подарили «сталинскую сестру» и братской с недавних пор Варшаве.
Дворец культуры и науки (изначально — им. И. В. Сталина), до сих пор самое высокое здание в Польше, возводился в 1952—55 годах ограниченным контингентом советских строителей на советские же средства и по советскому проекту.
Надо отдать должное автору главного здания МГУ Льву Рудневу: его вторая высотка получилась едва ли не самой удачной из всей серии.
В 1954 году строительство высотного гостиничного здания началось и в столице Советской Украины. Проект Анатолия Добровольского, Авраама Милецкого и других архитекторов разрабатывался еще при жизни Сталина и имел типичный для послевоенной высотки облик, но в ходе хрущевской борьбы с архитектурными излишествами здание потеряло не только в излишествах вроде шпиля, но и в высотности.
Закончено оно было только в 1961 году и открыто под названием «Москва» (сейчас — готель «Украiна»).
Традиционно в канон «сталинских высоток», хотя и с куда большей степенью условности, чем вышеперечисленные здания, относят и бывшую гостиницу «Дружба» в Праге (1952—54)...
...и так называемый «Дом свободной прессы» в Бухаресте (1952—56), где размещались все городские издательства, редакции и типографии.
Еще больше высотных зданий осталось на бумаге, ведь они проектировались почти в каждом крупном городе Советского Союза. Ленинград:
Сталинград:
И даже Минск:
Решенные по образу и подобию московских «сестер» и спроектированные вроде бы совершенно разными зодчими, они были уже до скучного однообразия похожи друг на друга, во многом потому, что проектировались для удовлетворения художественного вкуса исключительно одного человека, отца народов и лучшего друга всех архитекторов.Фото с сайтов Panoramio.com, Flickr.com, Wikipedia.org, sovarch.ru, raskalov-vit.livejournal.com.
Спецэффекты в кино: картонная магия «Терминатора»То, что пятому «Терминатору» быть, стало известно давно. Всех поклонников почти 30-летней франшизы больше всего волновал вопрос, вернется ли в строй Т-800, он же экс-губернатор Калифорнии, он же Арнольд Шварценеггер. Судя по последним полунамекам, «железный Арни» все-таки отошел от скандального развода и примет участие в возрождении вот уже десять лет чахнущей серии о борьбе человечества и роботов.Мы решили вспомнить о первых двух, без преувеличения легендарных, фильмах с участием Арни в роли безжалостного киборга-убийцы. Как снимались сложные сцены в «Терминаторе» и «Судном дне», на что была способна компьютерная графика 30—20-летней давности и почему мы раз за разом ходили в видеосалоны и кинотеатры на одни из самых запоминающихся лент прошлого столетия — в серии наших статей. Сегодня вспомним об одном из самых культовых фильмов 1980-х.
Самый первый «Терминатор» — замечательный пример того, как можно сделать хороший фантастический фильм за небольшие по голливудским меркам деньги. Представьте, что на один из самых зрелищных боевиков того времени было потрачено всего $6,4 млн. С учетом инфляции сегодня это были бы «жалкие» $14 млн, за которые ни один маститый режиссер не возьмется снимать столь масштабный проект. Впоследствии Джеймс Кэмерон шутил, что фильм был снят за стоимость домика на колесах, в котором жил Арнольд Шварценеггер во время работ над «Терминатором 2».
Зато почти 30 лет назад можно было вполне обойтись без дорогостоящей компьютерной графики. На выручку съемочной группе Джеймса Кэмерона пришли проверенные временем приемы, а также некоторые новые ухищрения.
Экономить пришлось с самого начала, то есть еще на этапе воплощения идеи в сценарий. Первоначально планировалось, что человекоподобный робот в лице Терминатора будет создан из «жидкого металла» и сможет принимать образ любых людей. Знакомо, правда? Именно из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий от идеи пришлось отказаться, зато она плавно перетекла в вышедший на экраны спустя семь лет «Терминатор 2».
Из-за скромного бюджета в мусорную корзину отправилась бульшая часть сценария, где описывались события в будущем. Говорят, что в первых версиях сценария киношное альтер-эго Арнольда Шварценеггера должно было есть, чтобы поддерживать в нормальном виде свою человеческую «оболочку». К сожалению или к счастью, но в финальной версии фильма Терминатор не хлебает щи и не лопает пельмени. Впрочем, вряд ли отказ от этой идеи как-то связан с невысоким бюджетом.
Емкое название первой части франшизы, впоследствии ставшей одной из самых узнаваемых, удивительно точно всего лишь одним словом передает настроение и смысл фильма. «Терминатор» — это в некотором роде театр одного актера, моноспектакль зловещего киборга-убийцы. Неудивительно, что львиная доля бюджета ленты пошла на воплощение страхов пессимистически настроенных футуристов.
Джеймсу Кэмерону повезло с актерским составом. Мощный, угрожающего вида, с небогатой мимикой Арнольд Шварценеггер как нельзя лучше подошел на роль «очеловеченного» Терминатора. Но как быть с образом робота без органической «одежки», с металлическим скелетом и недобрым светом красных глаз-сенсоров? Помогла технология покадровой кукольной анимации, изобретенная едва ли не на заре становления «фабрики грез».
Скрытый текстГримироваться приходилось по несколько часовМанекены тоже тщательно готовились к съемкамx
В большинстве сцен со скелетоподобным Терминатором участвует кукла высотой не более 50 см. Техника съемки аналогична кукольным мультфильмам: любое изменение движения ноги, руки, черепа и т. д. фиксируется покадрово, после чего все кадры склеиваются и получается недурственное для 1980-х годов видео с бодро шагающим роботом. Всего таких эпизодов было менее десятка, один из самых типичных — отрывок в самом конце фильма с выбирающимся из-под объятого пламенем грузовика роботом.
Такая кукла годилась только для общих планов. Для сцен, в которых зритель видит лишь торс, голову, руки или ноги Т-800, съемочная команда придумала сделать еще несколько кукол, только уже в натуральную величину.
Был, например, манекен Терминатора в полный рост. Однако он почти не использовался в таком виде, потому что мог лишь двигать руками и головой, но ходить его никто не мог заставить. В фильме не зря так много крупных планов отдельных частей киборга: снять в движении одну верхнюю часть туловища, руку или ногу намного проще, чем заставить реалистично двигаться всю двухметровую махину.
Взять ту же сцену с взорвавшимся грузовиком. Сначала нам показывают в полный рост мини-куклу, анимированную покадрово. Затем внимание зрителя поочередно акцентируется то на «лице», то на торсе, то на ногах робота. Проще всего было снимать ноги: знай себе переставляй железяки и фиксируй все на камеру. А вот с туловищем пришлось повозиться. Торс приходилось таскать то на специальной тележке, то на плечах «кукловода». При этом еще несколько человек должны были синхронно управлять руками, спиной и черепом охотника за Сарой Коннор. Сценка продолжительностью пару секунд буквально промелькнула на экране, а на ее съемку потребовались десятки дублей.
Скрытый текстКадр из фильма: на заднем плане Сара Коннор вбегает в здание завода, на первом плане — примостившийся на плечах «кукловода» торс Терминатораx
Верхнюю «рабочую» половину туловища Терминатора можно было увидеть целиком и без обмана в финальном эпизоде, в котором киборг преследует свою жертву под прессом (техники просто тащили туловище робота под полом). Незадолго до этого, если помните, его взорвали динамитной шашкой: красиво разлетевшиеся части на самом деле были сделаны из пластмассы, потому что металл при взрыве относительно небольшой мощности повел бы себя не столь эффектно и к тому же мог ранить людей.
Визитной карточкой ленты стало лицо «железного Арни» с красным робо-глазом. Без манекенов не обошлось и здесь. В середине фильма есть отвратительная в своей натуралистичности сцена с вырезанием Терминатором поврежденного органического глаза. Лицо куклы было сделано из силикона, а для придания «живости» смочено водой. «Фейс» самого Шварценеггера, который периодически в этом же эпизоде появляется вместо искусственной головы, тоже обрызгали водой, нанеся грим неестественно синего цвета. Говорят, во время предварительного просмотра материала актер сам не мог разобраться, где на экране он, а где — его силиконовый дублер. Возможно, это и правда, но, честно говоря, сегодня разница между настоящим лицом актера и куклой в фильме заметна невооруженным глазом.
Еще одну искусственную голову показывают в последней четверти ленты, вскоре после того, как Терминатор падает с мотоцикла и его сбивает грузовик. Потрепанный робот после этого щеголяет оголенным металлом на левой половине лица и свисающими ошметками кожи. В некоторых сценах крупным планом нам показывают соответствующего вида манекен, а в некоторых — лицо Шварценеггера в гриме. Последний вариант выглядит реалистичнее, но лишь до тех пор, пока актер не начинает говорить: тогда заметно, что «металл» двигается как кожа. По словам Арни, однажды в перерыве между съемками он в гриме с оголенной челюстью и красным глазом зашел пообедать в один из ресторанов. Какой эффект на присутствующих произвел его образ, актер почему-то не стал рассказывать.
Скрытый текстЭтот манекен показали всего пару разВместо манекена в кадре чаще мелькал очень удачный гримx
Последний план фильма, в котором мы видим Терминатора, — раздавленный под прессом череп робота, медленно затухающий красный глаз и дымка. Для достоверной съемки эпизода потребовались бы тысячи долларов. Съемочная группа обошлась выкрашенным под металл пенопластом (он же «пресс»), фольгой (раздавленный череп), обычной красной лампочкой и сигаретным дымом, который и вовсе попал в кадр случайно.
Скрытый текстОстались от Терминатора фольга, лампочка и сигаретный дымx
Мы уже не раз вспоминали один из самых эффектных эпизодов «Терминатора» — погоню на грузовике и его взрыв. С погоней все честно: машина едет на высокой скорости, разбивает попавшиеся под колеса и капот автомобили и т. д. Что касается взрыва, то снова пришлось прибегать к в буквальном смысле маленьким хитростям. Взрывать на улицах Лос-Анджелеса настоящий грузовик администрация города не разрешила — рядом с местом действий находился склад с боеприпасами. Тогда в дело пошла уменьшенная радиоуправляемая копия бензовоза. Первая пластмассовая модель взорвалась не слишком удачно, так что пришлось срочно делать вторую. Эффекта реальности происходящего удалось добиться с помощью ускоренной съемки.
Скрытый текстСамый крутой спецэффект: рирпроекция и взрыв игрушечного бензовоза в одном флаконеx
Сыгравшая Сару Коннор актриса Линда Хэмилтон ни от какой машины не убегала. Она просто бежала на фоне огромного экрана, на который проецировался видеоряд с движущимся бензовозом.
Игрушечные декорации были вовсю задействованы во время съемок постапокалиптического будущего. Все, что мы при этом видим на экране, сделано из пластика, картона и фольги. Кажущиеся огромными роботизированные танки на самом деле по габаритам схожи с детской коляской. Летящая под гусеницу граната — 4-сантиметровый кусочек пластмассы. Было непросто попасть им в нужное место, так что пришлось делать 26 дублей, прежде чем все получилось так, как задумал Джеймс Кэмерон. С помощью обычной кинокамеры надо было снять миниатюрные объекты так, чтобы у зрителей возникало ощущение масштабности. Опять-таки эффект реальности достигался благодаря ускоренной съемке и последующему замедлению.
Усеявшие истерзанную землю черепа были размером с грецкий орех, картонные городские руины занимали площадь всего в несколько квадратных метров, а фон съемочная группа скрыла с помощью тумана. Реальная глубина дистанции в таких сценах составляла всего 5—6 метров, а дым создавал иллюзию обширных пространств. В основном использовался искусственный дым, хотя иногда пускали натуральный угольный. За красочные взрывы стоит благодарить лампочки подсветки, окрашивавшие белую вспышку взрывающегося пиропатрона в оранжевый цвет, и арахисовую пыль, которая обеспечила эффект оседающей земной пыли.
На проработку летательных аппаратов не было ни времени, ни средств. Поэтому специалисты сделали довольно грубую модель, подвесив ее на тросах в павильоне. Чтобы полет устройства выглядел плавно и естественно, пришлось построить целую систему из тросов, без которой неправдоподобность «самолета» выдавали покачивающиеся движения. Кадры с одновременным присутствием людей и боевой техники — результат рирпроекции, как в случае с убегающей от грузовика Сарой Коннор.
Скрытый текстВ реальности летающая штуковина выглядела весьма неказистоВ фильме она смотрится угрожающе реалистичноx
Тотальная экономия коснулась всего, не только пиротехнических эффектов. Вместо того чтобы купить или даже взять в аренду дорогостоящую операторскую тележку, оператор «Терминатора» был вынужден искать менее затратные способы для съемок некоторых сцен. Так, он вместе с ручной камерой забирался в инвалидную коляску, которую с большой скоростью толкали помощники.
Первый «Терминатор» был сделан едва ли не на коленке и сначала позиционировался как фильм категории «В», нацеленный на подростков. Однако в итоге на экраны вышел настоящий культурный феномен, один из «киностолпов» второй половины XX века, почитаемый во всех частях света.
Переживающие развал СССР зрители толпами ходили в полуподпольные видеосалоны, раз за разом пересматривая мрачное будущее, показанное в «Терминаторе». Многие наверняка помнят неподражаемый дубляж «с прищепкой на носу». В «авторской» перестроечной версии перевода ленту почему-то называли «Киборг-убийца», что, однако, не мешало щекотать нервы в подвальных прокуренных клубах с запыленным телевизором.
А потом, в самом начале 1990-х, вышел «Терминатор 2: Судный день». Одно из немногих исключений, когда продолжение получилось не хуже оригинала. То было пиршество новейших компьютерных достижений с огромным по сравнению с первой частью бюджетом. Об особенностях создания спецэффектов во второй части «Терминатора» расскажем в следующий раз.
Спецэффекты в кино: «Терминатор 2: Судный день»Он вернулся. Хотя после оглушительного кассового успеха первого «Терминатора» по-другому быть не могло. На этот раз голливудские боссы не скупились, выдав на-гора самый дорогой для того времени фильм. Бюджет более $100 млн (около $175 млн с учетом инфляции) — почти в 13 раз больше, чем у первой части, 300 километров кинопленки, 200 видов оружия, передовая графика. «Терминатор 2: Судный день» стал одним из редких примеров того, как надо делать умное и зрелищное продолжение культового фильма.Кстати, советуем посмотреть специальную расширенную версию картины. Она продолжительнее прокатной на 20 минут и включает в себя ряд эпизодов, дополняющих фильм. Из них, например, можно узнать, как Сара Коннор едва не убила Т-800/101 почти в самом начале ленты, как над грозным Т-1000 посмеялись две девочки (и что из этого вышло) и что же в конце концов приключилось в альтернативной истории «Терминатора».
Мы же сегодня расскажем, на что команда Джеймса Кэмерона потратила сотню миллионов долларов, зачем использовались старые приемы из первого фильма о киборге-убийце из будущего, а также какую важную роль в съемках «Судного дня» и создании образа Т-1000 сыграл презерватив.
Фильм, который многие не без оснований считают одним из самых зрелищных в истории кино, был снят за три с половиной месяца съемочной группой из нескольких сотен человек, а на доведение картины до ума понадобилось еще почти полтора года. Немалая часть персонала трудилась над визуальной составляющей фильма. Так, только на компьютерные эффекты с участием «жидкого» терминатора свои силы тратили почти 40 человек. Результаты их стараний заняли на экране всего 3 минуты времени, зато какие это были минуты! Всего же дотошные специалисты насчитали во втором «Терминаторе» около 300 спецэффектов общим хронометражем порядка 15 минут.
«Судный день» удивителен тем, что в нем непостижимо удачно сочетаются сцены с компьютерными и натурными съемками. Бьюсь об заклад — многие до сих пор уверены в «виртуальном» происхождении многих сцен, хотя на самом деле мы имеем дело с мастерски созданными куклами. Да-да, в «Терминаторе 2» тоже полно манекенов, но выполнены они на гораздо более высоком уровне по сравнению с первым фильмом.
Возьмем, например, присутствующий в режиссерской версии эпизод с извлечением из головы Т-800 чипа с последующим перепрограммированием его на обучение (всего-то и надо, что щелкнуть тумблером!). Робот спокойно сидит в кресле перед зеркалом, а Сара Коннор ковыряется у него в голове. Кадр построен таким образом, что мы видим действие как со спины «настоящих» героев, так и при помощи отражения в зеркале. Сцена жутко натуралистичная: заметно, как на переднем плане героиня смело ковыряется в голове Арни, отражение которого в зеркале при этом ведет себя как настоящий актер. Вся штука в том, что никакого зеркала нет, а «отражение» — и есть настоящий Шварценеггер, сидящий лицом к манекену. Как же быть с Линдой Хэмилтон, сыгравшей главную героиню? Уж она-то реальная что в одном случае, что в другом. На счастье съемочной группы, у актрисы есть сестра-близнец Лесли, именно она и повторяет движения Линды. Надо ли говорить, что на отработку синхронных движений у двух леди ушла уйма времени.
Этот же эпизод с извлечением чипа показывает, насколько мастерски выставлены камеры, как тщательно спланирован каждый кадр. То, что может разрушить иллюзию реальности происходящего, так умело скрывают, что у вас не возникнет и тени сомнения. Это все хваленая въедливость Джеймса Кэмерона, который еще до начала съемок спланировал, как будет выглядеть каждая сцена, с какого ракурса будет показывать происходящее камера, что скажут в определенную секунду актеры и т. д. Режиссер лично нарисовал сотни эскизов, а все крупные сцены сначала имитировались в специально к такому случаю построенных миниатюрных локациях, в точности повторяющих местность, где разворачиваются основные действия фильма.
Помимо Лесли и Линды Хэмилтон, в «Судном дне» нашлось место еще парочке близнецов. Наверняка помните «психушку» и одного из ее охранников — пухлого мужчину, который любит выпить кофе и последний раз в жизни радуется «Фулл хаусу» на картонном стаканчике. Принявший облик незадачливого толстяка Т-1000 с шизофреническим выражением лица — не плод спецэффектов, а родной брат актера. Вскоре здесь же видим очередной шикарный манекен — нанизанную на палец-лезвие голову бедняги. Ох, не зря у картины «взрослый» рейтинг R.
Кстати, о куклах. Их во втором «Терминаторе» огромное количество, и все как живые, даже те, которые воплощают в себе жидко-металлическое зло в лице Т-1000. Вспоминаем эпизод погони в той же психлечебнице: «мать и дитя» прячутся за створкой лифта, за ними вбегает, принимая в спину десятки пуль, «хороший» робот, двери закрываются, но их тут же вскрывает своими клешнями негодяй из будущего. Герой Арни не находит ничего лучшего, как пальнуть из винчестера подлецу в голову. Она тут же раздваивается и шевелит металлическими «отростками». Похоже на компьютерную графику, а на самом деле — силиконовый манекен с сервоприводами. Подобные куклы использовались при создании Т-1000 с простреленным «лицом» и в самом конце, когда Арни с помощью гранатомета делает из ртутного киборга верещащую массу прямо перед тем, как она падает в раскаленный металл. Кукольную версию киборга также можно увидеть в сцене с жидким азотом: посиневшая фигурка с застывшим на лице удивлением была сделана из хрупкого материала, очень эффектно разбивающегося на мелкие осколки.
Шварценеггеру тоже повезло с искусственными дублерами. Помимо упоминавшейся головы с чипом впечатляющий манекен использовался в эпизоде с офисом «Кибердайн Системс», который вздумала уничтожить ватага наших героев. Кукла появляется, когда в здание для наведения порядка врываются полицейские и забрасывают помещение баллонами с газом: Т-800 прет напролом на стражей порядка, а те шпигуют его свинцом. От робота летят ошметки, все в дыму, на месте правой половины лица поблескивает металл. В данном случае тоже мастерски применяется чередование съемок настоящего актера (у него взрываются спрятанные в куртке «петарды», имитирующие попадание пуль) и полноразмерного манекена, которым управляли два человека — один «вел» его по площадке, второй двигал головой.
Даже для Сары Коннор пришлось делать манекены, причем ей достались самые отвратительные. Всех их сожгли в эпизоде, где мама Джона Коннора видит во сне ядерный взрыв. Одна кукла старается защитить будущего спасителя человечества от всепожирающего пламени, еще две сгорают возле решетки. Четвертый манекен разлетается на мелкие кусочки, обнажая скелет. На остов куклы налепили куски папье-маше, после чего «сорвали» их с помощью специальной воздушной пушки, фиксируя все с помощью замедленной съемки. Получилось очень натуралистично.
Куклы куклами, а ходили на «Терминатора 2» не в последнюю очередь из-за невероятных для того времени компьютерных спецэффектов. Эпизод с выходом «жидкого» Т-1000 из полыхающего грузовика и трансформацией робота в человека долгое время был образцом мастерства виртуальных кудесников, пока на экраны не вышла первая «Матрица». Многие ходили в кино только ради этой и нескольких других сцен с участием главного злодея.
За то, что у зрителей в буквальном смысле отвисала челюсть, несет ответственность основанная Джорджем Лукасом студия спецэффектов Industrial Light & Magic. На создание нескольких минут компьютерной графики ушло почти $10 млн в пересчете на нынешний курс и тысячи человеко-часов.
Для съемки знаменитого эпизода с выходом из горящего автомобиля Роберту Патрику, сыгравшему Т-1000, пришлось голышом наматывать километры перед камерами, захватывавшими все его движения по специальной сетке, нанесенной на тело. Когда набралось достаточно материала, специалисты неделями накладывали на получившуюся виртуальную модель текстуры металла. На стыке разных текстур, покрывавших виртуальное тело актера, сначала проглядывали щели. Для их маскировки пришлось использовать специально написанную программу, некоторые огрехи наспех исправляли в Photoshop. Работа была чрезвычайно трудоемкой, специалистам приходилось учитывать расположение камер во время съемки фильма, обстановку, тени, различные источники света и все остальное, что могло повлиять на внешний вид отраженной в металле окружающей среды.
Ту же работу проделали в сцене с Т-1000, преследующим автомобиль в гараже. Втекающий в лифт и вертолет тягучий Терминатор был создан благодаря ПО, которое ранее применялось в фильме «Бездна», снятом Джеймсом Кэмероном за два года до выхода «Судного дня».
А вот «раны» от пуль на теле робота последнего поколения делали без компьютера. Актер надевал специальный жилет с взведенными на пружинах «розочками» из вспененной резины. Как только в Т-1000 должна была попасть пуля, ассистент удаленно активировал пружину — «дырка» от выстрела раскрывалась. Зато затягивать все раны пришлось с помощью компьютерной анимации. Без нее также не обошлось во фрагменте с просачиванием Терминатора через решетку в коридоре психбольницы. Помещение было снято как с решеткой, так и без нее. Во втором случае на месте решетки стоял играющий робота актер. Созданная на компьютере трехмерная модель киборга накладывалась на изображение Роберта Патрика и «протекала» сквозь прутья.
Режиссер был готов пойти на все, чтобы впечатлить зрителя, даже если речь идет о совсем крохотном эпизоде, который запросто можно в буквальном смысле проморгать. Заключительная четверть фильма, над «Кибердайн Системс» барражирует вертолет, Т-1000 запрыгивает в него с мотоцикла, разбивает стекло и перетекает в кабину, после чего металлическое воплощение киборга в течение какой-то секунды произносит в адрес пилота фразу «Get out». Чтобы снять лицо Терминатора в момент произнесения двух коротеньких слов, лицо Роберта Патрика разрисовали в сетку, самому актеру приходилось по несколько раз повторять отдельные звуки, а весь процесс малейших изменений лицевых мышц фиксировали с помощью особого трехмерного сканера. Затем последовала кропотливая работа по склеиванию отдельных кадров и текстурированию.
Пожалуй, самым легким во время работы над образом Т-1000 было воссоздание его «текучести» при оттаивании. Съемочная группа просто фенами согнала в лужу несколько ртутных «клякс».
Не меньше внимания, чем манекенам и компьютерным спецэффектам, уделяется в фильме каскадерским трюкам. Одна из самых впечатляющих сцен — эпизод погони Т-1000 на грузовике за удирающим на мопеде Джоном. Во время съемок пришлось разбить три фургона. Один вышел из строя сразу же после того, как вылетел за ограждение в канал, так что в погоне участвуют две другие машины. Еще у одного автомобиля сносит крышу под аркой. Говорят, изначально ничего такого не планировалось, но когда Кэмерон узнал о слишком низком мосте, решил не мудрить и еще больше искорежить грузовик.
Чтобы не отвлекать исполняющего роль Т-1000 актера, ему не доверили управление фурой. На самом деле Роберт Патрик за фальшивым рулем сидит справа, а на месте водителя прячется опытный каскадер, который и руководит всей махиной. Потом нужные кадры зеркально отразили, так что кажется, будто слева на месте водителя действительно находится киборг.
В канал на «Харлее» вслед за грузовиком прыгает Т-800. Здесь Арнольда Шварценеггера подменил дублер, мотоцикл же и вовсе никуда не прыгал — его плавно опустили на тросах. Тросы затем удалили с помощью компьютера, с его же помощью сцене придали нужную динамику. Аналогичным образом снимался еще один похожий момент, когда Т-1000 «планирует» на полицейском мотоцикле с окна «Кибердайн Системс» на вертолет. К слову, во время съемок следующего эпизода ради эффектности происходящего пришлось разбить три «вертушки» и столько же фургончиков, на которых Сара и компания удирают от разбушевавшегося робота.
Снова вспомним фрагмент с ядерным взрывом во сне Сары Коннор. То, что видит зритель, почти на 100% совпадает с реальными последствиями от детонации атомной бомбы. Во всяком случае, так утверждают специалисты. А ведь для этого команде Джеймса Кэмерона не пришлось искать страшное оружие. Кинематографисты применили опыт, полученный при съемках первого «Терминатора»: из печенья и кукурузных хлопьев они построили миниатюрную версию города. Ударная волна создавалась с помощью мощных воздушных пушек, разносивших хрустящую еду на мелкие крошки. Сцену пришлось снимать в несколько дублей с разных ракурсов, так что на воссоздание макета ушел не один килограмм крекеров. Ну а дальше — стандартный киношный набор вроде замедленной съемки, пиротехнических подсветок и дыма.
Из предыдущего «Терминатора» позаимствовали очень многое. Боевые сцены будущего снимались точно так же, только с большим размахом. Часто прибегали к помощи рирпроекции (пересаживание Джона Коннора с мопеда на мотоцикл Терминатора, висящий на вертолете Т-1000 и т. д.), не забыли о миниатюрных автомобилях (момент с опрокидыванием «азотовоза») и гриме (в общей сложности Арни гримировали на протяжении месяца). При этом режиссер не желал мириться даже с мелкими «халтурами». Не сорвало крышу с игрушечной машинки во время «атомного взрыва»? Машинку переделать, крышу ослабить, взрыв переснять! Винчестер звучит слишком невыразительно? Записать звук выстрела из пары пушек! Изменить течение реки ради погони по каналам? Что ж, надо — значит, надо. Продумали даже такую мелочь, как звук при переходе Т-1000 из жидкого состояния в «нормальное». Для этого кто-то придумал надеть презерватив на микрофон и погрузить его в кашу. То, что получилось, устроило Джеймса Кэмерона.
Финал снимали на настоящем заводе. Правда, было там далеко не так жарко, как это выглядит в фильме. Разумеется, ни о каком настоящем расплавленном металле не могло идти и речи. Вместо него съемочная группа использовала подсвеченную жижу из масла и сиропа. Необходимая тягучесть субстанции сохранялась только при температуре около пяти градусов, так что в помещении было холодно. Иллюзию жары пришлось создавать пульверизаторами с водой, которой брызгали на лица актеров (а-ля пот).
Так завершалась классическая дилогия о противостоянии людей и роботов. Потом были третья и четвертая части, новые спецэффекты и полностью компьютерные технологии. Но все это почему-то не нашло отклика в сердцах зрителей. Возможно, потому, что в докомпьютерную эру кинематографистам приходилось незаметно вовлекать в происходящее не только тех, кто находится по ту сторону экрана, но и их воображение.
«Терминатор 2: Судный день» стал одним из последних боевиков «старой школы», который обеспечивал взаимодействие зрителя и кино. В то же время это один из первых фильмов новой — цифровой — эпохи, в которой все может быть разжевано лишь компьютерными эффектами. Только гениям подобно Джеймсу Кэмерону под силу соблюсти баланс и, не пересекая грань, показать зрителям не только зрелищное, но и умное кино.
Advokatvlad
8 April 2013
4
Фоторепортаж: Дубай — город из будущегоИзвестный российский блогер Виталий Раскалов вместе с друзьями побывал в городе небоскребов Дубае и подготовил захватывающий фоторепортаж. Взбираться на крыши оказалось делом нетрудным: почти всюду есть обзорные площадки и бассейны. «Здесь нет смысла закрывать крыши на замок, потому что мало кому придет в голову спрыгнуть вниз, вывесить оппозиционный плакат или засесть со снайперской винтовкой», — пишет Раскалов. Но попасть на самый верх высочайшего здания в мире Бурдж Халифы фотографы так и не смогли.Про ОАЭ и Дубай в целом я знал только то, что там самое высокое здание в мире, там снимали «Миссия невыполнима 4» и там находится огромное количество небоскребов. Курс взят, билеты куплены, вещи собраны — полетели.
Наша первая крыша с видом на самое высокое здание в мире Бурдж Халифа.
Я на фоне жилого комплекса Etihad. Фотография
dedmaxopka > dedmaxopka.livejournal.com.
Европеец с двумя филиппинками отдыхает на крыше одного из отелей.
Оказалось, что взбираться на крыши в Дубае достаточно легко. Главное, пройти «ресепшен» на входе в здание, а наверху вы, скорее всего, встретите открытую дверь на крышу. Очень много крыш с бассейнами, обзорными площадками для постояльцев и с вертолетными площадками. Здесь нет смысла закрывать крыши на замок, потому что мало кому придет в голову спрыгнуть вниз, вывесить оппозиционный плакат или засесть со снайперской винтовкой. Уровень жизни в Дубае достаточно высок, поэтому люди живут спокойно и не паранойят.
Есть одна небольшая проблема в подъеме на крыши отелей — лифты по карточкам, то есть это когда ты жмешь на кнопку верхнего этажа, а лифт не едет. Тут нужно или ждать жильцов и ехать вместе с ними, или стоять в закрытом лифте, пока тебя кто-нибудь не вызовет с верхних этажей.
Был один случай, когда нас поймали уже у выхода на крышу. Это было в самом высоком жилом здании в мире — Princess Tower (да, в Дубае любят самое высокое и самое большое).
«Я приношу свои извинения, но вам придется пройти со мной вниз», — сказал охранник. Дальше у нас узнали, кто мы и цель нашего похода на крышу, спросили, не из русской мафии ли мы, и отпустили.
Самая обычная транспортная развязка в ОАЭ выглядит впечатляюще.
В Дубае очень мало самих граждан ОАЭ, иммигрантов там, насколько я слышал, больше половины. Сюда в основном приезжают работать из менее богатых стран — Индия, Пакистан, Филиппины. И, несмотря на это, в ОАЭ нет никаких националистов, никто не кричит «Дубай шейхам!».
Весь колорит местного населения можно увидеть в метро, которое, кстати, тут тоже очень современное. Посадка и высадка из вагонов в час пик — это нечто. Понаехавшие индусы, привыкшие, что в перенаселенной Индии им обычно не хватает мест в вагонах, не соблюдают правила посадки пассажиров. Как только двери открываются, индусы толпой заваливаются в вагон, при этом не выпуская и даже вталкивая обратно людей, которые хотели бы выйти на этой станции.
Помимо иммигрантов, есть еще туристы, особенно много русских туристов, которые понаехали, чтобы закупиться в Дубай Молле (самый большой молл на планете) и посмотреть на Бурдж Халифу. Казалось бы, туристы как туристы, везде есть туристы! Но наши туристы самые особенные. Мы очень быстро стали узнавать их по лицам, они у них напряженные, порой задумчивые и постоянно сощуренные. Но самая отличительная черта многих русских туристов, что они в Дубае ощущают себя как дома. К примеру, только русский турист может кричать на своем языке в ОАЭ:
«Два билета до Дубай Молла и обратно!» или
«Я сказала: две картошки фри! Ты дура, что ли? Я сказала: две!»Главная магистраль города Шоссе шейха Зайда. Слева от шоссе проходит наземная линия дубайского метрополитена, построенного в 2009 году.
По поводу транспорта хочется сказать, что передвигаться на такси в Дубае даже выгоднее, чем на метро, если вас трое-четверо.
Ночной вид на Бурдж Халифу.
В Дубае очень сложно передвигаться пешком, везде все перерыто из-за огромного числа строек, мало пешеходных дорожек, огромные автострады, которые невозможно перейти. Самое оптимальное для передвижения — это такси или на худой конец метро.
Вся зелень в Дубае — искусственно выращенная, все дома построены в районе голой пустыни.
В Дубае нельзя ходить за ручку или целоваться (даже туристам), но никто никогда не заставит девушку надеть паранджу, если она сама этого не захочет. Говорят, девушки в ОАЭ неприкасаемые, с ними никто не будет разговаривать и трогать. Но на деле нам это проверить не удалось, так как путешествовали мы мужской компанией.
На следующий день мы перебрались в финансовый центр города, он довольно маленький, но здесь огромная куча зданий за 300 метров.
На несколько из них нам удалось без проблем забраться, это, например, какая-то 5-звездочная гостиница, название, увы, не запомнил.
Белое здание со шпилем — это первая «высотка» в ОАЭ. На горизонте также можно увидеть Шарджу — это соседний эмират, находящийся в 20 километрах от Дубая.
ОАЭ — это по большей части пустыня, так что если повернуть свою голову на 180 градусов от «высоток», пейзажи будут такими.
Вид с соседней «высотки». Здесь под крышей мы встретили весьма доброжелательных индусов, которые своим молчанием разрешили нам подняться на самый верх.
Крыша гостиницы Adress. Отсюда открывается, пожалуй, самый лучший вид на Бурдж Халифу и шоу фонтанов.
Первое шоу фонтанов начинается вечером, в 18:00 по местному времени, и проходит около 3—5 минут. Повторяются они каждые 30 минут. Честно говоря, снизу эта штука меня абсолютно не впечатляла, а вот сверху выглядит потрясающе.
Знакомьтесь, эта космическая штука называется Dubai Mal и по совместительству является самым большим моллом в мире. Многие туристы из России в Эмираты едут именно ради него.
Жилой квартал Etihad, ночная версия.
Финансовый центр.
В один из последний дней мы поехали, пожалуй, в самое интересное место в ОАЭ. Это жилой район Dubai Marina. Такого огромного количества крутых и красивых «высоток» на один квадратный километр я еще нигде не видел.
«Танцующий» небоскреб.
Канал Дубай Марина.
Остров Пальма Джумейра.
На заднем плане один из самых дорогих отелей мира — Атлантис.
Это тоже один из самых дорогих отелей мира — Бурдж аль-Араб. Говорят, все номера двухэтажные, к каждому номеру прилагается персональный консьерж.
Дропзона для парашютистов.
Кстати, о закатах и режимном времени. В Дубае темнеет намного раньше нашего и режимное время достаточно короткое, минут за 20 успевает стемнеть полностью.
На последний день мы оставили Бурдж Халифу. Была надежда попробовать изнутри как-то залезть на шпиль, но как попасть внутрь к пожарным лестницам, мы не представляли. Внутрь Халифы нас вряд ли бы пустили, так как ребята были в шортах и кроссовках, да и я был не в пиджаке. Поэтому решили попробовать залезть со смотровой.
На смотровую мы пришли еще до рассвета — не для того чтобы заснять рассвет, а просто потому, что билеты на ранее утро стоят в 4 раза дешевле.
Рассвет.
Как вы поняли, со смотровой у нас тоже не получилось выбраться наверх, все-таки местная система безопасности продумана весьма неплохо. Или, может, нам просто не повезло.
Так закончился Дубай.