«Вы хотите привезти 25 миллионов таджиков»
«Вы ставите задачу создания 25 миллионов «хороших и высокооплачиваемых» рабочих мест к 2020 году. Но реальная политика, проводимая в области кадров, ведет к тому, что к 2020 году будет создано дополнительно 25 миллионов рабочих мест для низкоквалифицированных мигрантов. Это в добавление к тем 10—15 миллионам рабочих мест, которые созданы для них уже сейчас». – пишет Захаров президенту.
Отметим: план «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» при всех своих недостатках рисует другие задачи:
— 4,5-6 млн выпускников профессионального образования до 2018 года,
— привлечение в РФ 0,7-1 млн квалифицированных мигрантов,
— переподготовка к 2020 году 18-20 млн высококвалифицированных работников (из них формальное дополнительное обучение — 12-15 млн, неформальное — более 5-7 млн).
Таким образом, речь идет не о 25 миллионах неквалифицированных иностранцев, а о максимум 1 миллионе профессионалов. Да и как, кстати, представляет себе г-н Захаров настолько резкое усиление всего лишь одного, низшего сегмента рынка труда исключительно силами мигрантов?
На самом деле среди основных инноваций программы называются — широкое сертифицирование профессиональных навыков, реформа профтехнического образования, федеральный онлайн-университет, электронные трудовые книжки, скидки по кредитам владельцам профессиональных сертификатов, «образовательный капитал» по результатам ЕГЭ для школьников, расширение финансовых свобод для ВУЗов. То есть речь идет о широкой программе по стимулированию профессиональной занятости россиян, и совершенно не о том, о чем пишет автор письма.
«Скоро гастарбайтеры станут большинством рабочего населения»
«В результате проводимой государственной политики в ближайшие десятилетия количество привлеченных из-за рубежа низкоквалифицированных мигрантов составит более половины экономически активного населения страны» – продолжает автор. -- «Взят курс на инновационное развитие России. А что такое инновация? Это повышение конкурентоспособности за счет применения передовых методов управления производством, снижения издержек и т.д. и т.п. В этом смысле привлечение большого количества низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силы, работающей к тому же в большинстве своем вне правового поля на рабских условиях, — это безусловная инновация, позволяющая организациям снижать издержи и становиться конкурентоспособнее».
Это решение, отмечает Захаров, «делает абсолютно неконкурентоспособными десятки миллионов наших сограждан. Не готовы и не должны граждане России жить в скотских условиях по 20 человек в комнате, получая за свою работу мизерную зарплату. По данным наших исследований, уже сегодня реальную конкуренцию с приезжими из Средней Азии ощущают 18% наших сограждан. Но это в целом, а среди низкоквалифицированной российской молодежи и низкоквалифицированных людей старшего возраста о конкуренции заявляют уже почти 25%! Это страшные цифры!»
Разбираем по порядку. Первое. Свежая статистика Госкомстата сообщает нам, что численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2012г. составила 76,2 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны. Таким образом, даже если прибавить к 76,2 млн. человек еще 25 млн. полудиких мигрантов, мы получим лишь около 100 млн. экономически активного населения. Более половины которого никак не смогут составлять гастарбайтеры.
На самом деле цифра будет меньше, поскольку мы уже знаем, что эти «25 миллионов понаехавших» выдуманы. В окончательное число войдут и те мигранты, которые уже работают в России, и те, что приедут в рамках создаваемой национальной системы квалификаций. Сколько же их на самом деле?
Учтем, что по данным Федеральной миграционной службы, численность иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу, на конец III квартала 2012г. составила 1107,7 тыс.человек. То есть для мигрантов создано рабочих мест не на 10-15, а на один миллион сто тысяч человек.
Зная сложную ситуацию с нелегальными мигрантами, давайте наберемся смелости и умножим это число… скажем, на пять. Почему на пять? Потому что не стоит совсем уж скептически относиться к официальной регистрации мигрантов, 358,4 тыс. которых получили свое разрешение на работу только за III квартал 2012г.
Заметим, что все более-менее приличные места заняты официально зарегистрированными мигрантами, а нелегалы берутся за совершенно бросовую работу, количество которой не бесконечно. Даже так мы не получим 10-15 миллионов рабочих мест для неквалифицированных мигрантов. Откуда же г-н Захаров взял эти цифры? Их источник – г-н Онищенко, известный своей объективностью и непредвзятостью, который выступил для тех же петербургских журналистов в октябре этого года.
Однако давайте допустим существование 10 миллионов гастарбайтеров. Таким образом, с учетом нововведений мы получим 11-12 миллионов рабочих, из которых около миллиона по итогам внедрения новой системы будут квалифицированные, а остальные 10-11 составят со всеми мыслимыми погрешностями не более 15% от численности экономически активного населения России. Надеюсь, что с учетом роста оно будет находиться не ниже отметки в 80 млн. человек.
Далее. И в случае со страдающими от конкуренции россиянами (25% низкоквалифицированных работников и 18% всех россиян) цифры г-на Захарова резко расходятся с данными Росстата и здравым смыслом. В таком случае 100% низкоквалифицированных работников составляют 72% всей рабочей силы России, но тогда непонятно, как мы еще существуем, зачем нам вообще мигранты и о какой стране пишет автор. И чем пугает президента? 57 600 000 дворниками (72% от 80 млн.)?
«От мигрантов никаких плюсов, одни минусы»
Далее следуют риторические вопросы: «Какие мы имеем плюсы от привлечения десятков миллионов низкоквалифицированных мигрантов? Я не вижу ни одного. Мы размываем российскую культуру (подчеркиваю, не русскую, а российскую)…».
Политические и экономические (вы удивитесь) плюсы для нормальных россиян есть. Они просто не пропагандируются. Вот некоторые факты:
"Работающие в России гастарбайтеры из Таджикистана за 2011 год перевели на родину $3 млрд, что на 33,6 % превышает показатель 2010-го. Об этом сообщила заместитель председателя Нацбанка Таджикистана (НБТ) Малохат Холикзода. В общей сложности эта сумма составила 45,4 % ВВП беднейшей из постсоветских республик. (...) по данным Центробанка РФ, который в своих подсчётах также учитывает банковские переводы, за первое полугодие 2011 года из России в Таджикистан ушла сумма, превышающая половину ВВП страны за тот же период. На втором месте по зависимости стоит Киргизия — 23%, на третьем Молдавия — 14,4 %, затем Армения — 14 %, Узбекистан — 9,6 % и Украина — 1,7 %.
При этом по абсолютным цифрам лидерство удерживает Узбекистан — $1,634 млрд, на втором месте Украина — $1,228 млрд, далее Таджикистан — $1,193 млрд, Киргизия — $685 млн, Армения — $533 млн, Азербайджан — $488 млн, Молдавия — $461 млн."
Что это значит? Фактически Россия создает и напрямую контролирует доходы стран Средней Азии, особенно Таджикистана и Киргизии. Заметим, делает это осознанно, поскольку комиссия 1,5% за перевод на фоне среднемировых 9% - это явная открытая калитка. Не стоит забывать и о том, что, понизив комиссию за вывод средств в азиатские республики, Россия получила возможность реально контролировать эти деньги, которые раньше вывозились гастарбайтерами в нижнем белье. Здесь содержится и ответ на то, почему Россия стала вооружать армии этих государств в кредит – рычаг влияния на них настолько прямой и жесткий, что рискнуть отношениями с Россией они просто не могут себе позволить. Контролируя их денежный поток, Россия и контролирует возврат кредита на вооружение, и в то же время организует собственные рабочие места в высокотехнологичных отраслях ВПК. Подобная привязка куда крепче обыкновенного сотрудничества в рамках ОДКБ, поэтому России нет нужды открыто влиять на обстановку в этих странах, достаточно пересматривать квоты и комиссионные.
Кто-то наверняка возразит, что это прямой вывод средств за рубеж. Однако это не просто деньги. Как рассказал «Вестям» ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по Москве, директор проектов фонда развития международных связей добрососедства Юрий Московский, прибыль, которую приносят России мигранты в любом случае превышает связанный с ними отток капитала. Из-за того, что многие мигранты увозят на родину товары российского производства, каждый вроде бы потерянный для России рубль в действительности даёт 7–8 рублей прибыли и дополнительные рабочие места для коренного населения.
«Москва теперь Москвабад!!!»
В письме есть и про замену русской Москвы – Москвой нерусской: «Мог ли кто-то десять лет назад представить, что в московских школах будут классы, где дети плохо говорят по-русски или совсем не владеют государственным языком? Сегодня это реальность. Еще пять лет назад в русском языке не существовало слова «Москвабад». А сегодня это уже и за шутку не воспринимается».
Самая больная точка российской миграционной политики состоит в том, что мигрантов, занявших примитивные должности дворников и подсобных рабочих, видно везде и каждому. Особенно в Москве, где в каждом дворе есть пара-тройка постоянно чем-то занятых гастарбайтеров в оранжевых жилетках. Психологически это многими воспринимается как засилье, и в некотором смысле так оно и есть. До сих пор Россия такого наплыва некоренных работников не знала.
Но мигранты, приезжающие в Россию, это преимущественно мужчины всех возрастов (86,8%), а наибольший удельный вес женщин (16,7% от их количества) пришелся на возрастную группу от 30 до 39 лет.
Иными словами, рожают в России не мигранты, и дети их в российские школы не ходят, хотя ситуация с детскими домами в Москве несколько осложнилась в этом плане. Тем не менее, благодаря усилиям ФМС, в Россию едут в основном мужчины -- работать вахтовым методом, чтобы затем вернуться к себе на родину богатыми. Как это проверить? Любой историк знает, что событие проверяется не по официальной статистике, а по косвенным документам. Счет из прачечной может сказать больше документа с печатями.
Если взять невинные данные о 50 самых популярных именах, которыми родители назвали своих детей в роддомах «Москвабада», мы получим интересный список, в котором нет ни единого «среднеазиатского» имени, а «амбивалентные» имена Тимур, Руслан и Артур находятся на грани и за гранью третьего десятка. Все остальные имена в списке либо славянского, либо христианского происхождения.
А вот так, товарищи, выглядит настоящая проблема с иммиграцией: «По данным лондонской газеты Times, в минувшем году вторым по популярности именем новорожденных мальчиков стало Мухаммед. На первом месте традиционно оказалось имя Джек (уменьшительное от Джона, соответствующего русскому "Иван"), но ученые прогнозируют, что в следующем году Мухаммед обойдет и Джека. Если сложить все различные варианты английского написания имени "Мухаммед" (их около 14), то в минувшем году так назвали 5 991 младенца».
«Сотни нефти потратят на гастеров»
«Мы планируем по линии Министерства труда потратить в ближайшие годы сотни миллиардов рублей на привлечение и адаптацию мигрантов» - пишет автор.
Откуда взялись эти чудовищные траты?
Они взялись отсюда: «Чтобы усовершенствовать миграционную политику, а также привлечь в Россию не только низкоквалифицированных мигрантов, но и образованных иностранцев, необходимо 86 млрд рублей. К таким выводам пришли эксперты «Стратегии-2020» и Федеральная миграционная служба (ФМС), пишет «Коммерсантъ».
Несколько сотен внезапно сжались до одной неполной. Давайте посмотрим, о чем речь:
Самой крупной статьей расходов (18,5 млрд рублей) должна стать борьба с незаконной миграцией. Речь идет о совершенствовании миграционного контроля, дактилоскопии, упрощении процедуры выдачи миграционных карт и создании центров содержания мигрантов, которые подлежат депортации. По данным ФМС, в России ежегодно от 3 млн до 5 млн иностранцев трудятся без официального разрешения, тогда как квота по мигрантам на 2011 год составила 1,7 млн человек.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить ФМС за подтверждение моего интуитивного расчета о не более чем 5 млн. нелегальных рабочих в России. Далее:
Еще 14 млрд рублей предлагается потратить на программы по адаптации и интеграции мигрантов (создание центров поддержки мигрантов, курсов изучения языка, российской истории и культуры).
Очевидно, давая работу филологам, историкам, учителям и методистам РКИ, зарабатывающим в Москве по 10-15 тысяч рублей мы «размываем российскую культуру». Механизм размывания загадочен. но мы смело движемся вперед:
"Также в стратегии прописаны меры, которые должны реализовать принцип «организованного набора» (когда на работу привлекаются не дворники и уборщики, а квалифицированные иностранцы). Чтобы привлечь таких специалистов, ФМС нужны спецпрограммы стоимостью 4 млрд рублей. Еще 5 млрд рублей эксперты предлагают потратить на создание нового подразделения ФМС, которое будет придумывать меры, чтобы заинтересовать предпринимателей и инвесторов для переезда в Россию.
Отдельный блок мер посвящен повышению внутренней миграции россиян. На переселение избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями эксперты предлагают выделить 7 млрд рублей. Также предлагается поддерживать предпринимателей, которые создают для внутренних мигрантов жилищную и социальную инфраструктуру.
Кроме того, 10 млрд рублей уйдет на совершенствование госпрограммы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом, а еще миллиард - на возвращение россиян, получивших образование заграницей и оставшихся там."
Перебирая эти пункты, я не могу выбрать, какой из них является избыточным.
Выводы: «Процветание придёт от блондинов-дворников»
Выводы ув. автора – в русле насаждаемого сейчас «экономиксистами» в России «либерал-национализма».
«Необходимо сегодня (завтра будет уже поздно) полностью закрыть российский рынок труда для неквалифицированной миграции из-за рубежа. Полностью! Никаких квот. Невозможность привлекать дешевую рабочую силу заставит бизнес вкладываться в те самые инновации, повышать производительность труда, создавать «хорошие» рабочие места. Другого пути нет. СНГ, военные базы, геополитика… Все это замечательно, только кому все это понадобится через 20—30 лет?»
И тут, мне кажется, Алексей Захаров забыл и начало собственного письма, и его суть. Ведь речь-то шла о неквалифицированном труде. Интересно, какой именно бизнес должен вложиться в инновации, чтобы повысить производительность труда дворников? Бизнес -- если он, конечно, не строительный и не низовой пищепром -- вообще не имеет дела с нелегальными мигрантами. Эта мантра экономиксистов, будучи примененной к самой низкооплачиваемой категории трудящихся, смотрится совершенно нелепо. Низкооплачиваемый труд потому таковым и является, что им может заниматься кто угодно без какой-либо подготовки, были бы руки и ноги. Изобретена нанометла, позволяющая одному человеку вымести двор за минуту? Какая отдача планируется от ее внедрения и сколько это будет стоить?
«Мир не рухнет. И цены не вырастут. Вырастут зарплаты значительной части российских граждан. Сначала низкоквалифицированных, затем и тех, у кого квалификация выше: все взаимосвязано. И эти деньги останутся в стране — они будут потрачены на развитие российской экономики. Они создадут новые рабочие места для граждан Российской Федерации.»
То есть в замкнувшейся на себя России ВНЕЗАПНО, за счет заполнения вакансий дешевой рабочей силы россиянами, вырастут зарплаты граждан. Затем вырастут их траты, вырастут цены на продукты потребления и как следствие зарплаты производителей продукции, и так, по спекулятивной лесенке, на вечно растущей экономике, мы въедем в рай.
При этом надо понимать, что мир от этого как раз рухнет: когда Россия закроет двери мигрантам, в южные республики бывшего СССР уедет разом от 3 до 6 миллионов злых безработных мужчин, 40% которых призывного возраста и которым дома делать нечего. Нетрудно предсказать, что там неизбежно начнется в таком случае. На наших южных рубежах неминуемо вспыхнут сразу несколько, а то и одна большая горячая точка, в которую неумолимая сила обстоятельств обязательно втянет и Россию.
Так что если желания, высказанные в захаровском послании к президенту, исполнятся, то единственная кадровая служба, которая продолжит заниматься набором персонала, будет называться Минобороны РФ, а оно не работает через Суперджоб.
Постскриптум
Действительным адресатом письма вряд ли является Президент России. Скорее, письмо написано для массовой интернет-аудитории, а заголовок просто привлекает внимание. Не всерьёз же он пишет главе государства, что через 20 лет никому у нас не нужны будут военные базы.
Между тем, имеются вполне реальные проблемы, мнение кадровика-специалиста по которым было бы интересно самому Путину В.В. Например: как стимулировать бизнес регистрировать своих рабочих? Как заставить отдельных сотрудников ФМС не брать взятки от прорабов, а самих прорабов – напугать, чтобы не давали взяток? Интересно обсудить и тех мигрантов, которые приняли российское гражданство, причем некоторые - нелегально, через фиктивные браки и подкуп. Насколько России нужны такие граждане и какую позицию следует занять по их поводу? Можно было бы порассуждать и о перспективах госпрограмм, о фактической реализации, о нецелевых тратах средств и о том, какой невыносимой должна сделаться жизнь тех, кто растратит эти средства не по назначению.
Но об этом в письме нет – потому что повестка дня, видимо, другая.
И ещё. На вопрос: «СНГ, военные базы, геополитика… Все это замечательно, только кому все это понадобится через 20—30 лет?» -- надо ответить.
Так вот. Рождаемость в России по итогам января - октября 2012 г. нарастающим итогом ПРЕВЫСИЛА смертность. Это произошло впервые с 1991 г. и, что немаловажно, с таких уровней естественной убыли (949,1 тыс. чел. в 2000 г.), при которых вообще рассуждать о каком-то естественном приросте было неуместно в "приличном обществе" демографов. Причем это произошло не за счет миграции или республик Северного Кавказа – там как раз все это время рождаемость была на высоте, а сейчас пошел небольшой спад.
Более того. Еще в январе наш растущий тренд встретился с падающим трендом США и обогнал его.
Думаю, это ответ.
x