В некотором смысле, настоящая тайна теракта, произошедшего над Локерби, состоит в том, почему погибло такое небольшое число людей. Если принять официальную версию трагедии, то разве не может не вызывать удивления тот факт, что предрождественский рейс из Лондона в Нью-Йорк был заполнен лишь наполовину? «270 человек погибло 21 декабря 1988 года в результате взрыва самолёта авиакомпании Pan Am в небе над шотландской деревней Локерби1. Это был самый страшный авиационный теракт , направленный против США. Этот теракт также называют самым большим нераскрытым убийством в мире», - писали Джон Бьюэн и Ян Фергюсон в своей блестящей статье «Тень над Локерби»2. Через 20 лет преступление так и не раскрыто. <…> «Я просто хочу отметить моё твёрдое убеждение в том, что приведённое в суде свидетельство было недостаточным для установления вины Меграхи, что свидетельства, указывающие на другие направления для следствия, были утаены и не переданы защите, и что в результате предстоящей апелляции, которую повлекли за собой проводимое в течение трёх лет расследование и находки Комиссии по пересмотру уголовных дел Шотландии, несостоятельность приговора Меграхи будет ясно показана», - писал в ответ на критику Ричарда Маркиза, руководившего расследованием ФБР, профессор правоведения Блэк, предложивший провести в Голландии суд по делу Локерби без участия присяжных. Следы упавших на землю обломков, свидетельствовали о том, что авиалайнер разрушился в воздухе, а не от удара о землю. Через несколько дней было установлено, что самолёт Pan Am, выполнявший рейс 103, был взорван. Эксперты-криминалисты определили природу, количество и местонахождение взрывчатки - эти факты почти полностью приняты и не были оспорены в ходе суда4. Анализ сажи, покрывавшей металлические части багажного отделения, показал наличие химического взрыва, вероятнее всего произведённого несколькими граммами взрывчатки Семтекс5. Согласно приговору, взрывчатка была спрятана в радиоприёмнике «Тoshiba», который был помещён в коричневый чемодан Samsonite, отправленный багажом из Мальты, затем перенесённый на рейс из Франкфурта и в итоге на рейс Pan Am 103, вылетавший из Лондона. Если немногие оспаривали факт разрушения авиалайнера в результате взрыва бомбы, то было немало тех, кто задавался вопросом, что заставило большое число людей сдать свои билеты на рейс Pan Am 103 в последний момент. Свой последний полёт авиалайнер выполнял со 165 свободными местами6. Pan Am отказывается предоставить сравнительную информацию по предрождественским рейсам за предыдущие годы, заявляя, что количество пассажиров, пользующееся услугами их компании – это коммерческая тайна.
Профессиональная принадлежность лиц, отказавшихся в последнюю минуту лететь данным рейсом, только подлила масла в огонь подозрений в начале расследования. Комиссия при президенте выяснила, что 80% штатных сотрудников посольства США в Москве, зарезервировавших себе билеты на пересадочный рейс от Франкфурта, аннулировали броню на злополучный рейс 103. Вся делегация Южной Африки сделала то же самое за несколько часов до посадки. Известно, что отказался от брони на этот рейс министр иностранных дел ЮАР, Пик Бота, который должен был лететь в США для подписания в ООН Нью-Йоркских соглашений о независимости Намибии7. Джон МакКарти, бывший в то время послом США в Ливане, Крис Ревелл, сын Оливера Ревелла, исполнительного помощника директора ФБР, и Стивен Грин, помощник руководителя отдела разведки в Управлении США по борьбе с наркотиками, также отказались от своей брони на рейс 103 авиакомпании Pan Am.
Расхождение в показаниях Криса Ревелла было подмечено сразу. В своей автобиографии Оливер Ревелл писал, как повезло его сыну8. Однако один из читателей указал на то, что это уже третья версия события, представленная семьёй Ревелл. Сразу после теракта Ревелл заявил, что его сын поменял билеты на другой рейс за две недели до трагедии. В своей книге, однако, он написал, что замена произошла за неделю. Против Харта Лидова, потерявшего в результате авиакатастрофы невесту и указавшего на расхождение в показаниях, Ревелл предъявил иск9 |