Ситуацию, сложившуюся на рынке бензина в Петербурге, будут обсуждать в Москве. Жалоба на вертикально-интегрированные компании, которые своими действиями пытаются выдавить из бизнеса независимых заправщиков, написанная председателем Нефтяного клуба, ляжет на стол главе ФАС Игорю Артемьеву.
Как стало известно «Фонтанке», на прошлой неделе глава Нефтяного клуба Олег Ашихмин направил жалобу в петербургское отделение антимонопольной службы. В письме представитель топливного сообщества отметил, что
крупные компании «Газпром нефть», «Роснефть» и «Киришиавтосервис» держат цены на своих АЗС на уровне ниже оптовых.У тех же операторов АЗС, которые не имеют своих источников топлива, и вынуждены покупать его на оптовом рынке, розничная цена на 1,5 рубля выше, чем у ВИНКов. «Сложившаяся ситуация приводит к нерыночному перераспределению объемов реализации продукции в пользу крупных компаний», - отмечает Ашихмин.
Специалист топливного рынка предлагает два варианта решения вопроса: либо обязать ВИНКи заключать прямые договоры с независимыми заправщиками, либо заставить розничные структуры крупных компаний закупать нефтепродукты на свободном рынке. Иначе, полагает Ашихмин, независимые АЗС просто не выдержат конкуренции и вынуждены будут закрыться. А ВИНКи смогут диктовать свои цены.
В УФАС Петербурга отметили, что понимают и разделяют озабоченность Ашихмина. «Сложившуюся ситуацию нельзя отрицать. К сожалению, она характерна не только для Петербурга, но и для всей России, - сообщил «Фонтанке» глава УФАС Олег Коломийченко. - Поэтому обращение Ашихмина мы направили в федеральный аппарат ФАС в Москву».
Как известно, сейчас в Москве довольно нервно реагируют на все обострения на топливном рынке. После двух кризисов, связанных с дефицитом бензина в Алтае и Туве, ФАС не скрывает, что проблема может перерасти в общефедеральную. Дефицит в отдельных регионах уже стал причиной роста цен на топливо по всей стране.
Между тем, в Петербурге ситуация на топливном рынке более чем серьезная вот уже несколько месяцев. Первые ласточки проблемы появились еще осенью прошлого года, когда «Киришинефтеоргсинтез» перестала поставлять своим контрагентам дизельное топливо. Позже стало известно, что компания переориентировалась на торговлю на внешний рынок, сократив поставки на внутренний.
В этом году автомобилисты столкнулись с тем, что цены на заправках стали неуклонно расти. А потом розничные цены на заправках больших компаний вдруг сравнялись со ставками опта. Произошло это потому, что
ВИНКи, следуя указаниям премьер-министра Владимира Путина, ни в коем случае не допустить бензиновой «засухи», подобной той, что случилась в Алтае, «открыли вентиль» и стали работать на розничном рынке «в ноль». При этом своим клиентам на внутреннем оптовом рынке цены они взвинтили.
В итоге,
как полагают специалисты рынка, дефицита в регионе при таких обстоятельствах все же избежать не удастся. Спрос на оптовом рынке уже сейчас превышает предложение. А значит, вскоре на многих заправках либо вообще не останется бензина, либо он будет отпускаться только по топливным картам оператора.
Фактически, это уже происходит. Некоторое время назад свободный отпуск на заправках приостановил «Киришиавтосервис». Также были сложности с продажей 95-го на АЗС Neste и Shell.
Средние цены на бензин, по данным агентства топливного рынка «Кортес», продолжают расти. За минувшую неделю оптовая цена на бензин Премиум-95 возросла на 266 рублей за тонну и составила 29708 рублей за тонну. Производители объясняют рост стоимости топлива высокими мировыми котировками, а также инфляцией внутри страны.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»
Первоисточник