Говоря об эффективности этой меры, в Центре борьбы с пробками ссылаются на зарубежный опыт. Правый поворот на красный разрешен в Германии, Китае, Америке. В США эту меру ввели еще в 30-е годы прошлого века, во времена Великой депрессии. Инициаторы хотели сократить количество затрачиваемого топлива. Расход бензина действительно снизился, но обнаружился еще и «побочный эффект» – уменьшилось количество пробок. Говоря о России, руководитель центра Александр Шумский рассчитывает на 20-процентное уменьшение пробок и 15-процентную экономию топлива.
Александр Кулаков, начальник отдела организации движения Центра исследований транспортной инфраструктуры, считает, что поворот на красный, возможно, и уменьшит количество пробок на 15–20%. Однако он призывает тщательно проанализировать, «стоит ли игра свеч». Он также указывает на правовую несознательность многих российских водителей и опасается, что по крайней мере в первое время после введения этой меры пешеходы станут чаще попадать под колеса.
В начале нулевых поворот на красный разрешили на Украине. Эту страну Шумский приводит в качестве контраргумента для скептиков, считающих, что недисциплинированным российским водителям нельзя разрешать поворачивать на красный – это увеличит количество аварий. Довод про аварии Шумский считает отговоркой, но соглашается: на особо опасных и аварийных перекрестках этот знак можно не ставить.
В Московском центре борьбы с пробками насчитали в Москве около 300 перекрестков, где можно применить этот знак. В частности, практически все перекрестки на Варшавском и Каширском шоссе.
Предлагаемый знак – аналог постоянно горящей стрелки направо на светофоре. Но установить его будет гораздо дешевле, чем делать на светофорах дополнительную секцию, считают в Центре борьбы с пробками. Табличка со стрелкой стоит 300 руб., тогда как секция светофора обойдется в 5 тыс. руб. В отличие от светофора знак не потребляет электроэнергию. Установить его тоже можно быстрее, чем светофор. Законодательные изменения будут заключаться только в закреплении этого знака в ПДД.
Активисты собираются направить на имя министра транспорта РФ Игоря Левитина официальное письмо со своим предложением. В пресс-службе Минтранса «МН» сообщили, что в ведомстве инициативу общественников поддерживают, но подчеркнули, что вопрос внесения изменений в правила дорожного движения – это компетенция МВД.
В ГИБДД России в свою очередь считают, что вопрос требует серьезного предварительного изучения. «В каждой стране свой менталитет, свои правила поведения водителей, доказанные временем. Поэтому голословно ссылаться на западные методы и говорить, что это хорошо, это поможет, неправильно», – сказали в пресс-службе ведомства.
x