Обозреватель FootballTop.ru констатирует: зенитовец попал, а также рассказывает, что общего у Кержакова, Керенского и ван Гога, анализирует феномен «клипового сознания» и призывает прекратить глупую травлю Александра.
Александр Кержаков забил в Рамат-Гане два мяча. Оба — мирового класса. В первом случае зенитовец «сорвал паутину» роскошным ударом со штрафного, а во втором проявил незаурядное голевое чутье, своевременно откликнувшись на выверенную передачу Файзулина.
Сделав дубль, Кержаков вышел на второе место в списке бомбардиров суверенной сборной России. Александр настрелял за главную команду страны уже 21 мяч. Ровно столько же, сколько Роман Павлюченко, и на пять меньше, чем Владимир Бесчастных. И что-то подсказывает, что Кержаков побьет рекорд экс-спартаковца. Причем побьет в ближайшее время.
Владимир Бесчастных
Но будем откровенны, никакие рекорды уже не помогут форварду избавиться от клейма, заработанного на Евро. Кержаков может штамповать десятки голов за «Зенит», он может делать по хет-трику в каждой игре сборной, но у пресловутых «95 процентов населения» его старообрядческая фамилия будет вызывать исключительно неприглядные ассоциации.
Энди Уорхолл как-то сказал: «Каждый имеет право на пятнадцать минут славы». Смысл этого глубокого высказывания в том, что в современном медиапространстве имидж человека делается не долгой кропотливой работой, а одним мигом — но мигом, попавшим в поле зрения как можно более широкой аудитории. Сейчас ты никто, а вечером ролик с тобой попадает в Сеть — и о тебе говорят все. Минут пятнадцать, пока внимание не переключится на другой объект.
Подобная структура медиапространства, с одной стороны, хороша. Абсолютно любой человек верит в звезду и в то, что он может в один прекрасный момент оказаться по ту сторону голубого экрана. СМИ старательно поддерживают эту точку зрения, пачками тиражируя душещипательные истории о том, как Дженнифер Энистон в три смены разносила еду посетителям едва ли не самого затрапезного бара Штатов, а Ален Делон день и ночь рубил туши, постигая нехитрое ремесло мясника.
Но есть и обратная сторона, с которой и столкнулся летом Кержаков. Развитие Интернета и СМИ привело к формированию феномена, который ученые называют «клиповым сознанием». Суть данного явления в том, что современный человек уже физиологически не приспособлен к анализу информации — он способен только потреблять то, что ему скажут. Причем потреблять порционно. Никому не нужны долгие нравоучения Толстого и Достоевского — нужна выжимка, нужна квинтэссенция, в идеале — один яркий образ, с которым тот или иной объект свяжется в сознании до конца жизни. Отсюда и современная меметичная культура, где Керенский — это мужик в женском платье, ван Гог — сумасшедший, отрезавший себе ухо, а Малевич — парень, знавший толк в квадратах. Никому не хочется напрягать мозг и усваивать лишние подробности. А некоторым уже и не можется. Историки могут без конца доказывать, что Керенский не надевал платья, а искусствоведы на всех углах кричать о других полотнах Малевича — нет, ничего уже не изменить. «Керенский — платье». «Малевич — квадрат». Или наоборот? Впрочем, какая разница.
http://www.footballtop.ru/sites/default/files/imce/39299385_malevich_13.jpg
Типичная картина раннего Малевича. И никаких тебе квадратов.
Кержакову жутко не повезло. Один из самых талантливых форвардов новой России, он забивал в клубах и в сборной тогда, когда это видели исключительно немногочисленные специалисты и настоящие любители футбола. А вот худший его матч случился на глазах у невесть откуда набежавших к экранам «хомячков», откуда-то узнавших, что летом 2012-го смотреть футбол модно. Познания большинства из них об игре миллионов заканчивались на том, что цель действа — попасть в ворота. Кержаков туда не попадал. И не сказать, что не попадал из каких-то стопроцентных позиций. Просто не попадал, что вызывало у легиона зрителей, не отличающих Руни от Клуни, необъяснимое веселье. И понеслось…
http://www.footballtop.ru/sites/default/files/imce/7umajk2yg7o.jpg
http://www.footballtop.ru/sites/default/files/imce/320920375.jpg
Вариациям на тему Кержакова и его меткости не было видно конца. Апофеозом стал, в общем-то, небесталанный коллаж от «Esquire».
http://www.footballtop.ru/sites/default/files/imce/4235_13402283039.jpg
Кержаков не попал на обложку
Я не думаю, что автор этого коллажа искренне считает Александра плохим нападающим. Я не уверен, что автор этого коллажа вообще понимает отличие нападающего от, к примеру, левого вингера. Но цепочка уже была запущена. Медийный dura lex, sed lex.
На этом карьера успешного нападающего вполне могла закончиться, как в одну секунду когда-то поломалась карьера отличного вратаря Александра Филимонова. Но Кержа так просто не сломать. Он выдержал все. Он не стал устраивать разборок с «болельщиками» в аэропортах по примеру Романа Широкова. Он ни разу не сорвался, как капитан той несчастливой сборной Андрей Аршавин. Он вообще перенес всю эту медиатравлю стоически. И в первом же матче нового сезона сделал дубль в игре с «Амкаром», отблагодарив настоящих ценителей своего таланта. А во вторник он принес сборной той страны, которая все лето задорно сыпала соль на его душевные раны, жизненно важные три очка в Израиле.
Десять раз подумайте, прежде чем в энный раз скаламбурить по поводу промахов Кержакова. Неудачные дни бывают и у вас. Просто их не видят миллионы людей…
x