Уважаемые народные депутаты!
Граждане Российской Федерации!
Я обращаюсь к вам в один из самых критических моментов российской истории. Именно сейчас определяется, какой будет Россия, да и страна в целом, в последующие годы и десятилетия, как будут жить нынешнее и другие поколения россиян.
Обращаюсь с решимостью безоговорочно встать на путь глубоких реформ и за поддержкой в этой решимости всех слоев населения.
Настало время принять главное решение и начать действовать.
Два месяца мы живем практически в новой стране.
Провал антигосударственного переворота оказался провалом для всей тоталитарной системы, основанной на диктате КПСС и господстве консервативного Центра! Репрессивная система управления опустошила Советский Союз, разрушила его экономику и рассыпалась сама.
Пришло время действовать решительно, жестко, без колебаний. Стартовая база известна всем. Положение напряженное. Трудно с продовольствием, товарами первой необходимости. На грани разрушения финансовая система. Инфляция достигла критической точки. 55% семей живут ниже черты бедности.
Обстановка не улучшается. Победа демократии и свободы не покончила с экономическим кризисом, не примирила народы.
Жизнь в стране сегодня при параличе власти стала более дезорганизована. Крайне непросто строятся новые отношения между суверенными республиками. Даже те вопросы, которые казались простыми, решаются медленно и болезненно.
Резко возросшие центробежные тенденции обострили и без того сложное положение в народном хозяйстве, усилили спад производства.
В новой ситуации особенно ярко проявились слабость Российской государственности и вынужденные просчеты в тактике.
Ориентиры и цели были выбраны правильно, немало сделано по созданию законодательной базы новой России. Но надо сказать откровенно — мы исходили из того, что, пробивая реформы, предстоит длительное противостояние сильному Центру и на этом строили всю свою политику.
Целый год каждый маленький шаг, даже попытку шага приходилось отвоевывать.
После поражения путча такая линия изжила себя.
В этой ситуации был большой соблазн сразу, на горячую голову, начать широким фронтом экономическую, финансовую и другие реформы. И скажу прямо — давление на нас было и со стороны демократических сил, и со стороны депутатов, и со стороны средств массовой информации.
Но начинать серьезнейшие реформы в совершенно новой обстановке без подготовки было бы верхом безответственности.
Чтобы не превратить реформы в авантюру, чтобы не провалить их, нужно было взять паузу. Внести значительные коррективы в нашу тактику, в характер и последовательность действий.
Было много встреч со специалистами.
Были острые споры, глубокие размышления и сомнения. Теперь все это осталось позади.
Заявляю как Президент Российской Федерации — сегодня выработаны конкретные меры по осуществлению пакета реформ.
Ситуация в России сложная, но не безнадежная. Нет повода для паники. Весь опыт мировой цивилизации показывает: экономическая болезнь излечима. Необходимы лишь точный диагноз, строгие правила поведения и согласованные, компетентные действия. И Россия не раз в своей богатой истории показывала, что именно в периоды тяжелых испытаний она способна мобилизовать свою волю, огромные силы, таланты, ресурсы, подняться и окрепнуть.
Период движения мелкими шагами завершен. Поле для реформ разминировано. Нужен крупный реформистский прорыв.
У нас есть уникальная возможность за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Мы отстояли политическую свободу. Теперь надо дать экономическую. Снять все преграды на пути свободы предприятий, предпринимательства, дать людям возможность работать и получать столько, сколько они заработают, сбросив бюрократический пресс.
Должен сказать откровенно — сегодня в условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся.
Наиболее трудным будет первый этап. Произойдет некоторое падение уровня жизни, но исчезнет, наконец, неопределенность, появится ясная перспектива.
Главное, что не на словах, а на деле мы начнем, наконец, вылезать из трясины, которая засасывает нас все глубже.
Если пойдем по этому пути сегодня — реальные результаты получим уже к осени 1992 года.
Если не используем реальный шанс переломить неблагоприятный ход событий, обречем себя на нищету, а государство с многовековой историей — на крах.
Рассчитываю на доверие и понимание граждан России.
За прошедший год в самые критические моменты я обращался к россиянам за поддержкой. И всегда получал ее. Благодаря этому мы сумели сорвать наступление реакции весной, подавить антинародный путч в августе.
И теперь мы добьемся успеха, если будет взаимопонимание депутатов, партий, фракций, движений, профсоюзов, если мы — народ и Президент будем вместе!
Убежден, именно Российская Федерация должна сыграть решающую роль в выводе страны из глубокого кризиса, возвращении в жизнь людей стабильности и покоя.
Россия не ставит перед собой цели возвыситься в ходе реформ над соседями, провести их за счет тех или иных республик. Мы готовы тесно сотрудничать в деле преобразований с дружественными суверенными государствами.
Реформы в России — это путь к демократии, а не к империи.
Россия не допустит возрождения и нового командного центра, стоящего над ней и другими суверенными государствами.
Она станет гарантом того, что диктата сверху уже не будет.
Межреспубликанские органы призваны играть только консультативно-координирующую роль. Реальную власть теперь осуществляют республики.
И поэтому Российская Федерация должна будет вести самостоятельную политику, действовать, исходя из национально-государственных интересов, а не по навязанному ей шаблону.
В отношениях с бывшими членами Союза, которые станут проводить курс на искусственное обособление от экономического и политического сообщества, Россия будет исходить из норм международного права. Экономические связи с такими государствами будут базироваться на мировых ценах. В этом прежде всего признание статуса независимости любого государства на деле.
В то же время верю, что Украина, другие республики подключатся к Договору об экономическом сообществе. Не теряю надежды на заключение политического договора.
Если этот процесс по каким-либо причинам закончится неудачей, Россия сможет взять на себя ответственность правопреемницы СССР. Но сами этот процесс подталкивать не будем. Наша позиция в отношении Союза остается прежней.
Уважаемые народные депутаты!
Сограждане!
Наиболее крупные и решительные действия предстоят в сфере экономики.
Нас не завораживают данные о том, что объем падения производства в республике за 9 месяцев этого года в 2 раза ниже, чем по стране.
Российское хозяйство серьезно расстроено. Его не вывести из кризиса с помощью команд, госзаказов и робких полумер.
Мы переходим к новому экономическому курсу.
Реформа пойдет по ряду направлений одновременно, комплексно и динамично.
Первое направление — экономическая стабилизация. В ее основе — жесткая денежно-финансовая и кредитная политика, налоговая реформа, укрепление рубля. Но самая болезненная мера — разовое размораживание цен в текущем году. Без нее разговоры о реформах, о рынке — пустая болтовня.
3а последние годы все это уже поняли, но никто не решался пойти на этот тяжелый шаг. Отсюда бесконечные компромиссы, проложившие дорогу хозяйственному хаосу.
Второе — приватизация, создание здоровой смешанной экономики с мощным частным сектором.
Особое значение для России имеет придание большей динамики земельной реформе, создание принципиально новой ситуации в аграрном секторе уже к весне 1992 года.
Подготовлены конкретные меры, реализация которых начнется уже в самое ближайшее время.
Среди них, как я уже сказал, наиболее тяжелая — это либерализация цен. Ни один чиновник не придумает справедливые цены, которые стали бы реальным измерителем труда.
Опыт мировой цивилизации говорит, что решить эту проблему может только рынок.
Либерализация цен у нас идет, но стихийно. Это порождает много противоречий, несообразностей и лазейку для коррупции и взяток.
Все сложнее купить товары, на которые установлены жесткие цены. Не помогает нормирование, карточки и талоны.
Те же самые товары, попадая на черный рынок, стоят все дороже и дороже.
Выход из этого противостояния находили в так называемых договорных, кооперативных ценах и т. д. Но это вновь породило массу злоупотреблений, преступлений, от которых страдает сегодня каждый гражданин России.
Такой подход дезорганизует производство, стимулирует огромные потери важнейших товаров массового спроса.
Свободные цены должны быть инструментом роста производства, что поставит предел росту цен.
Кроме того, Россия является традиционным поставщиком сырьевых ресурсов в другие республики. В условиях ценовой неразберихи мы оказываемся в крайне невыгодном положении (теряем в год 33 млрд. рублей). Цены на сырье до сих пор фиксированы. Но продукция, которая производится из нашего сырья, возвращается к нам все чаще по другим ценам.
Торгуем себе в убыток. Мириться с таким положением больше нельзя.
Ряд суверенных государств бывшего Союза уже продвинулся в либерализации цен. И российские фиксированные цены оказались для них сверхпривлекательны. Подобные обстоятельства вынуждают нас принять специальное решение о создании Российской таможни. Сейчас она формируется на базе союзной.
В последнее время идет буквально рублевая интервенция в Россию, покупают товары, а взамен оставляют деревянные рубли. Тем самым увеличивая и без того огромный разрыв между денежной и товарной массой.
Я призываю всех граждан России понять: разовый переход к рыночным ценам — тяжелая, вынужденная, но необходимая мера. Таким путем прошли многие государства.
Хуже будет всем примерно полгода. Затем снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года, как обещал перед выборами, стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей. Если не провести либерализацию цен организованно, под строгим контролем, она будет идти стихийно, уродливо, и потери будут неизмеримо выше.
Для того, чтобы эффективно провести эту сложную меру, мы намерены в ближайшие сроки осуществить ряд практических действий по укреплению рубля и урегулированию финансовой системы.
Первое. Мы начали серьезный пересмотр расходов России на государственные нужды.
В бюджете на следующий год будет предусмотрено значительное сокращение ассигнований на поддержание неэффективных производств, оборону и управленческий аппарат.
С 1 ноября Россия прекращает финансировать союзные министерства и другие учреждения Центра, существование которых не оговорено Договором об экономическом сообществе.
Мы прекращаем перечисление средств в союзный стабилизационный фонд. Он себя не оправдал, т. к. далеко не все республики выполняли свои обязательства по его формированию. Эти средства будут использованы для стабилизации экономики России. Мы полностью прекращаем помощь и выдачу кредитов всем странам.
В новом бюджете предстоит существенно перераспределить расходы на социальные нужды. Подготовлен перечень самых неотложных социальных программ, по которым будет открыто финансирование.
Дефицит бюджета на 1992 г. должен быть минимальным.
Руководство России будет неуклонно следовать курсу отчисления в союзный бюджет строго ограниченной, фиксированной суммы денег на общие программы.
Думаю, члены Верховного Совета, которым предстоит утверждать бюджет, понимают, расходы, которые не обеспечены реальными источниками финансирования, будут усугублять положение России, не решая проблем. Наоборот, принцип строжайшей экономии при формировании бюджета способен затормозить инфляцию и обесценение денег. Это в конечном итоге станет одним из факторов стабилизации цен.
Второе. В ближайшее время мы намерены укрепить налоговую систему России. Она сегодня искажена и не приспособлена к условиям рынка. Существует огромная путаница в налогах, что порождает массовые нарушения налоговой дисциплины. Для одних налоговое бремя непосильно, а другие имеют значительные неоправданные льготы.
Реорганизация налоговой системы не ставит своей целью увеличить налоги с граждан.
Речь идет прежде всего о наведении порядка в этой сфере. Налоги будут не душить, а стимулировать производственников, предпринимателей и прежде всего тех, кто производит товары народного потребления.
Вместе с тем налоги будут препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано.
В ближайшее время я намерен выйти в Верховный Совет с законодательной инициативой по налоговому законодательству.
Реорганизацию налоговой системы нужно будет провести организованно и быстро с тем, чтобы уже к началу следующего года мы имели эффективные и устойчивые механизмы получения доходов в бюджет государства.
Третье. Завершается подготовка пакета мер по реформе банковской системы.
Важнейшее направление здесь — введение жестких механизмов против неконтролируемой эмиссии денег и кредитов. Если и дальше медлить с ними — неизбежна гиперинфляция и развал всей денежной системы.
Мы намерены в ближайшее время приступить к созданию настоящей резервной банковской системы, с твердыми деньгами.
Здесь возможны два варианта. Первый — создание единого для всей рублевой зоны межгосударственного банка.
Мы готовы пойти на это при соблюдении следующих условий:
— четкий и однозначный отказ всех республик от попыток ввести собственную денежную единицу в ближайший период времени;
— паритет республик при контроле за соблюдением устава банка;
— соответствие количества голосов каждой республики в правлении банка доле ее капитала.
Если договоренность по этим условиям не будет достигнута в течение двух недель, мы действуем по второму варианту — Российский государственный банк берет на себя эмиссионную функцию.
Если возникнет такая необходимость — Россия найдет возможность установить свой контроль и над наличной, и над кредитной эмиссией рубля. Мы будем готовы в этом случае ввести новую российскую валюту. При этом республики будут заранее ознакомлены с нашим планом действий и приглашены к созданию общей зоны обращения единой твердой валюты. Нужно укрепить кадрами Российский банк.
Наконец, либерализация цен будет сопровождаться мерами по социальной защите населения. Сейчас идет подготовка указов о реформировании пенсионной системы частного социального страхования.
Наши возможности таковы, что мы будем помогать прежде всего наиболее нуждающимся социальным группам. Поэтому сейчас рассчитывается прожиточный минимум, исходя из реального темпа инфляции с поправкой на региональные условия.
Будут включены механизмы прямого доступа социально незащищенных групп населения к потребительскому рынку. Имею в виду прежде всего переход от денежной к натуральной помощи. Бесплатный обед, продовольственный купон, доступ к дешевым товарам для слабого и неимущего.
Новая задача нашей социальной политики — создание адресной системы социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения и детям, а также населению, связанному с чернобыльской проблемой. Здесь много предстоит сделать — создать сеть благотворительных столовых, ночных пансионатов (боюсь сказать — ночлежек), специальных магазинов, механизм закупок товаров первой необходимости и надежную систему их доведения до конкретного человека. Этим будет заниматься Министерство социальной защиты населения.
В целях гибкого, быстрого реагирования на нужды и беды наших граждан необходимо сформировать республиканский фонд социальной поддержки населения.
В зависимости от ситуации средства из этого фонда могли бы направляться и на прямое повышение доходов населения, и на государственные закупки продовольствия и других товаров для нуждающихся групп, и на индексацию, и на поддержание отраслей социальной сферы.
Защитить уровень жизни всех на первом этапе реформ мы не сможем.
Мы будем стимулировать развитие предпринимательства, которое создает новые рабочие места и достаточно высокую зарплату. Именно в этом секторе будут отрабатываться механизмы социального партнерства.
До конца текущего года намечается проведение реформы оплаты труда. Будут отменены все ограничения на рост индивидуальных заработков и возможности человека честно заработать.
Главная задача здесь — дать возможность трудящимся самокомпенсировать рост цен, развязать личную инициативу.
Требование профсоюзов «Рыночным ценам — рыночную зарплату» считаю справедливым с добавлением: «Рыночной зарплате — рыночную производительность».
Наша стратегическая задача — постепенно подтягивать фиксированные доходы работников бюджетных отраслей к доходам тех, кто занят в рыночном секторе экономики. В том числе врачей, учителей и других. За месяц до либерализации цен имеется в виду увеличить заработную плату учителям и врачам, поднять уровень минимальной зарплаты, пенсии, стипендии.
Важнейшим условием социальной защиты населения в условиях реформ явится не столько перераспределение того, что у нас есть, а скорейшее оживление экономической активности и прежде всего в сфере производства.
В этом сегодня спасение экономики России, главное условие ее возрождения.
Вот почему наряду с мерами по макроэкономической стабилизации в ближайшее время начнется форсированное развитие мощного частного сектора в российской экономике. Мы непозволительно долго дискутировали о том, нужна ли нам частная собственность.
Партийно-государственная элита тем временем активно занималась приватизацией. Масштабы, предприимчивость, лицемерие партийных боссов в этом просто поражают. Приватизация в России давно идет, но дико, стихийно, нередко на криминальной основе.
Сегодня нужно перехватить инициативу, и мы намерены это сделать.
В первую очередь внимание будет уделено так называемой «малой приватизации» — мелкие и средние предприятия сферы обслуживания, торговли, промышленности, транспорта.
Надо признать, что принятый Верховным Советом соответствующий закон предлагает усложненную процедуру приватизации.
Ее необходимо упростить и конкретизировать. Вопросы приватизации конкретного объекта должны решаться в течение не более пяти дней. Если нарушение — наказывать рублем. У нас есть реальная возможность за 3 месяца приватизировать до 50% мелких и средних предприятий России (около 10 тысяч), а также незавершенное строительство, что даст выгоду около 100 млрд. рублей.
Кроме того, будет издан специальный президентский указ, где, в частности, будет определена строгая ответственность должностных лиц за волокиту и злоупотребления. В ноябре завершится работа по разграничению государственной собственности по уровням: Российская Федерация, республика, область, край и т. д. Это внесет необходимую ясность в приватизацию государственной собственности.
В России уже началась приватизация жилья, и немалое число граждан столкнулись с трудностями и бюрократическими препонами. Процветают взятки. Мы намерены поставить жесткий заслон этому.
В течение 2—3 недель будут опубликованы в печати основные принципы жилищной приватизации в России. Мы будем добиваться от местных властей их неукоснительного соблюдения, защищать законные интересы граждан.
Значительно сложнее обстоит дело с приватизацией гигантов промышленной индустрии. Немалая их часть еще будет оставаться в государственной собственности.
Но их деятельность претерпит существенные изменения.
В настоящее время идет работа над пакетом постановлений о коммерциализации их работы. Это означает минимум бюджетных ассигнований, ориентация на получение максимума прибыли при свободно складывающихся ценах. Освобождение от налогов собственных инвестиций.
Уже в ближайшие месяцы должен начаться массовый и быстрый процесс акционирования госпредприятий с распределением акций между государством и трудовыми коллективами.
Второй шаг — продажа государственной части акций всем желающим по рыночным ценам.
Главное — быстро отделить предприятия от государства, изменить систему управления, создать стимулы к повышению эффективности.
Поставить на всех уровнях для реализации программы приватизации инициативных людей.
Особый вопрос для нашей республики — это ее сельское хозяйство, крестьянство. Положение в этом секторе экономики сегодня критическое. Идет сокращение производства продовольствия. Если в следующем году сохранятся нынешние тенденции, мы будем вынуждены вдвое увеличить расходы на импорт сельскохозяйственной продукции.
Подобные масштабы будут непосильными для экономики.
Аграрная реформа, начатая после второго Съезда народных депутатов, не смогла заметно поправить положение. 30 тысяч фермерских хозяйств, созданных за это время, остаются каплей в море. Большая часть из них ходит в бедных родственниках, подвергается откровенной дискриминации, испытывает крайний дефицит техники, стройматериалов и всего необходимого.
В бюджете на 1992 год на поддержку фермерам предлагается выделить 6,5 млрд. рублей, подкрепив их материальными ресурсами. Из имеющихся фондов направить 24 тыс. тракторов, 22 тыс. грузовых автомашин и много другой техники.
Правительство подготовило специальную программу организации производства машин и оборудования для крестьянских хозяйств, имея в виду широко привлечь к этому делу иностранные фирмы. И все это будем делать быстро.
Закупим за рубежом сельскохозяйственные машины, транспортные средства на 100 млн. долларов.
В ближайшее время на кооперативной, коммерческой и государственной основе создается сеть предприятий по обслуживанию фермера, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции.
Главная задача предстоящей зимы — приватизация обслуживающей крестьянина среды. Прежде всего торгово-проводящей и снабженческой сети.
В противном случае невозможно будет возродить на деле российское крестьянство.
Предполагается начать также приватизацию собственности колхозов и совхозов, которые в течение длительного времени являются убыточными и хронически не выполняют свои обязательства перед государством.
Земля этих предприятий, конечно, после анализа каждого случая будет передаваться крестьянам и тем, кто ее захочет взять для организации среднего и мелкотоварного крестьянского предпринимательства. Но, осуществляя эти преобразования, мы не имеем права забыть о сельских ветеранах. На местах особо следует продумать меры по их защите и жизнеобеспечению. Это одна из важнейших сфер деятельности сельских Советов.
Конечно, будут поддерживаться колхозы и совхозы, которые хорошо работают.
Наши западные партнеры готовы осуществить продажу значительных излишков своего продовольствия, а затем инвестировать эти деньги в аграрную реформу. Мы приступили к предметным переговорам по этим вопросам.
Президент выйдет в Верховный Совет и с пакетом поправок к Закону о земельной реформе с тем, чтобы укрепить законодательную базу для преобразований в этой сфере, разрешить наконец куплю-продажу земли.
Для организации работ по аграрной реформе будет создан Государственный комитет с соответствующими структурами в краях, областях и районах.
Меры, которые будут предприняты в сельском хозяйстве, в течение зимы заложат основу для того, чтобы начался перелом в продовольственном положении России.
Практика различных стран подтверждает, что развитие рыночных отношений на селе даст довольно быструю отдачу, насытит рынок продовольствием и стабилизирует цены.
Особенностью российской экономики является ее высокая монополизация. Значительная часть продукции производится гигантскими предприятиями, концернами, которые не имеют конкурентов. Это позволяет им не заботиться о качестве, а после исчезновения плана — даже о количестве своей продукции.
Правдами и неправдами устанавливается завышенная цена на товар, что заставляет потребителя платить втридорога.
В то же время немало монополистов поневоле. Предприятие нередко удерживает в концерне-монополисте всеобщий дефицит.
Либерализация цен все поставит на место.
Кроме того, мы имеем пакет мер, которые будут предприняты по борьбе с монополизмом и стимулированию конкуренции.
Уже в ближайшее время мы готовы начать разокрупнение ряда концернов и создание на их базе конкурирующих фирм.
Монополизм будет подорван мелкими и средними частными предприятиями, которые возникнут в первые месяцы приватизации, развитием сотрудничества правительства с деловыми кругами России.
Установить климат конкуренции поможет разрушение экономического «железного занавеса», который до сих пор остается довольно прочным. Правда такова, что административное регулирование внешнеэкономической деятельности стало мощным источником злоупотребления и коррупции. Кроме того, мы несем убытки в миллиарды долларов из-за неконтролируемого вывоза за пределы страны российских ресурсов.
Наши граждане приходят в ужас от цен, по которым продаются сегодня импортные товары, а многие им просто недоступны из-за того, что их можно купить только за валюту.
Сверхбюрократизм, процветающий во внешнеэкономических ведомствах, отпугивает солидных предпринимателей и привлекает людей с сомнительной репутацией, а иногда и просто жуликов.
Мы намерены незамедлительно провести в жизнь ряд мер, которые начнут исправлять положение. Среди них:
— конкурсная продажа за рубли лицензий на экспорт и импорт;
— разрешение иностранным юридическим лицам продавать социально-значимые для населения товары за рубли с последующим их инвестиционным использованием;
— конкурсная продажа иностранным юридическим лицам рублей за валюту с последующим их инвестированием в экономику России.
Все это наряду с открытием системы обменных валютных пунктов и с жесткими ограничениями использования иностранной валюты в России позволит начать оздоровление внешнеэкономической деятельности нашего государства.
Одно из центральных направлений преобразований — конверсия оборонных производств.
В настоящее время фактически идет демилитаризация страны. Но до сих пор этот позитивный процесс не принес заметных результатов, а зачастую наносил прямой ущерб обществу.
Россия завершает разработку программы глубокой конверсии. Для ее реализации и контроля создан соответствующий комитет.
Программа конверсии предполагает переход на систему заказов непосредственно от Министерства обороны. На 1992 год они уже определены.
Будет проведено разделение военного и гражданского производства. Практика их сочетания на одном предприятии себя не оправдала, т. к. за счет прибыли от производства потребительских товаров подпитывалось военное производство.
Предполагается закрыть определенную часть предприятий, а также полностью переориентировать ряд военных заводов на производство гражданской продукции и потребительских товаров.
Определены группы заводов машиностроительного профиля, в том числе и выпускавших оборонную продукцию, которые уже к весне следующего года смогут поставить на поток производство техники и орудий для крестьянских хозяйств, а также производить оборудование для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Программа конверсии обеспечит защитный режим для научно-исследовательской сферы оборонных производств. Утрата интеллектуального потенциала этой отрасли может оказаться невосполнимой.
Уважаемые народные депутаты!
Повседневной проблемой номер один на ближайшие месяцы станет поддержание нормального ритма важнейших систем жизнеобеспечения республики.
Прежде всего это обеспечение продовольствием и энергией. Трудную зиму Россия должна пережить, и убежден — переживет!
Органы исполнительной власти республики контролируют положение в главных жизнеобеспечивающих отраслях.
Хотя в республике заметно сократилась добыча нефти, запасы топлива в целом достаточны для обеспечения устойчивого теплоснабжения в предстоящую зиму.
Развернута работа с тем, чтобы обеспечить оперативный маневр передвижными электро- и теплогенерирующими установками, полностью задействовать возможности оборонного комплекса.
Наиболее сложно складывается положение с продовольствием. Мы работаем над тем, чтобы задействовать все резервы импорта. И все же главный вопрос — вовлечь в оборот зерно, накопленное хозяйствами.
Нами произведена оценка продовольственных ресурсов России и запасов иных потребительских товаров. Определены масштабы товарного дефицита с разбивкой по регионам страны. Дефицит, разумеется, будет компенсирован не полностью, но должны сохранить уровень потребления прошлой зимы, в том числе и с помощью импорта.
Для тех регионов, где складывается особенно напряженное положение, создается особый Президентский продовольственный фонд, как бы резерв. Он будет использован в экстренных случаях, особенно для обеспечения крупных городов и производственных центров.
Считаю необходимым также создать на местах специальные комиссии, представителей общественности, просто честных людей, которые бы держали на контроле распределение иностранной помощи.
Недопустимо, чтобы зимой она снова, как и в прошлом году, куда-то уплывала.
***
Уважаемые депутаты!
Граждане Российской Федерации!
Понимая неизбежность радикальных экономических реформ, руководство республики в предшествующий период уделяло особое внимание укреплению властных органов. Будем делать это и впредь.
В нашей республике этот вопрос имеет известную специфику. Настало время сказать четко и ясно — в России одна власть: Российский съезд и Верховный Совет, Российское правительство, Российский Президент!
Идет динамичный процесс освобождения институтов власти из-под пяты КПСС. Мы не боимся обвинений в недемократизме и будем действовать здесь решительно. Ни одна партия впредь не будет самозванной хозяйкой в Российском государстве.
Основная ноша по проведению реформ ложится на правительство России. Для его нынешнего состава с громоздкой структурой она не по силам.
Ее выдержит только правительство народного доверия, которому поверят люди, которое убедит их в правомерности своих действий. Эту ношу выдержит только такое правительство, которое будет дружно работать, а не сражаться между собой.
При формировании нового правительства мы откажемся от приоритета политических соображений в пользу профессиональных. Оно должно быть рабочей командой.
Как Президент намерен создать условия для нового Кабинета, но и потребую от него работы во имя людей.
Если не будет порядка, народ сметет всех, не разбираясь.
Реорганизованное правительство будет компактным по составу. Предполагается значительно сократить количество министерств и аппарат Совмина. Правительство будет нацелено на выполнение строго очерченного круга функций:
— обеспечение суверенитета республики;
— стабилизацию и реформирование экономики;
— социальную защиту населения.
Ряд направлений деятельности будет делегирован на уровень территорий и самостоятельных хозяйственных субъектов.
На правительство РСФСР возлагается вся полнота ответственности за состояние республики. В этом вопросе ему будут предоставлены самые широкие права и исключено дублирование в любых органах, включая администрацию Президента России.
Учитывая быстрое изменение обстановки в ходе реформ, Съезд мог бы предоставить Президенту право самостоятельно или с последующим утверждением изменять структуру высших органов исполнительной власти, решать вопросы персонального состава руководителей этого органа.
Обстановка требует временно на год предложить новую систему взаимодействия Верховный Совет — Президиум — Президент.
Соответствующий проект постановления вам будет представлен.
Уверен, это в интересах народа, которому нет дела до наших процедурных трудностей и трений, а нужны решительные, энергичные, быстрые действия.
Требует незамедлительного решения и проблема укрепления властных отношений по вертикали.
Разделяю позицию депутатов, что наилучший вариант их формирования предполагает избрание глав исполнительной власти путем народных выборов. Однако ситуация такова, что эта процедура сегодня оказывается слишком большой роскошью.
Проводить мощные избирательные кампании и одновременно — глубокие экономические преобразования — невозможно!
Пойти на это — значит погубить все!
Не сомневался, что при решении этого вопроса в парламенте верх возьмет здравый смысл.
Назначение глав администрации — вынужденная временная мера.
Мы начали делать это сразу после путча в тех регионах, где руководство открыто поддержало ГКЧП.
Подчеркну, укрепление исполнительных органов не означает автоматического ущемления прав и возможностей Советов. Суть наших действий в том, чтобы разумно распределить полномочия исполнительной власти в России по всей вертикали, преодолеть диспропорции между верхними и нижними ее этажами.
***
Серьезную тревогу вызывают растущие масштабы организованной преступности. Она все больше влияет на дестабилизацию общества, безопасность граждан, экономику.
Опасность, которая грозит, — это коррупция.
Конфликт между должностными обязанностями и частными интересами чиновников просто обескураживает. Ведь сама суть мафии — в сращивании частных и государственных структур, из которого вырастает худший вид монополии, рядом с ним не выживет никакое свободное предпринимательство. Считаю, что в этом вопросе необходимо занять жесткую, бескомпромиссную и, что особенно важно, доведенную до сведения народа позицию. И пусть не ссылаются при этом на зарубежный опыт. Такого рода конфликт интересов допускался лишь в таких местах, как структура гомендана на Тайване или диктаторские режимы в Латинской Америке и Африке. В цивилизованных странах такое всегда карается и ведет к смещению политиков и правящих партий. И для этого должны быть приняты соответствующие законы и жесткое их выполнение.
Только за прошлый год в целом по стране пресечена деятельность около одной тысячи организованных преступных групп, ими совершено почти три с половиной тысячи опасных преступлений. Более половины таких преступных формирований действовали на территории Российской Федерации.
Метастазы организованной преступности все активнее проникают в структуры государственного аппарата республик, краев и областей, во внешнеэкономическую деятельность, кредитно-финансовые отношения.
Коррумпированные связи, откровенные поборы, махровый бюрократизм и другие уродливые явления нашей действительности не только подрывают авторитет демократической власти, но и серьезно тормозят становление и развитие рыночных отношений.
Предприниматели, банкиры, в т. ч. и иностранные, месяцами не могут решить элементарные вопросы, что нередко связано с откровенным вымогательством.
По имеющимся данным, большинство предпринимателей в процессе оформления собственности сталкивались с противоправными действиями должностных лиц. Так, о требовании взяток анонимно заявили почти 40% опрошенных.
Руководством республики принимаются меры по повышению результативности противодействия всем этим грязным делам. Укрепляются органы внутренних дел, определены мероприятия по судебной реформе, развивается гласность в освещении положения дел с преступностью.
Но сегодня этих и других мер явно недостаточно. Должны быть подготовлены и приняты Законы «Об организованной преступности», «О коррупции», «Об оперативно-розыскной деятельности». Такие проекты имеются.
Нам предстоит наряду с совершенствованием налогового законодательства обеспечить как четкий правовой механизм контроля за доходами, так и действенную работу налоговых инспекций, способных профессионально грамотно разоблачать любого дельца, обманывающего общество и граждан.
Экономическая реформа значительно сузит поле для организованной преступности, т. к. не будет сегодняшней неразберихи.
Правовая обеспеченность должна в полной мере касаться и органов безопасности. Для них сегодня борьба с организованной преступностью — одна из первоочередных задач.
Практическая реализация неотложных экономических реформ невозможна без всестороннего обеспечения ежедневной безопасности гражданина, трудового коллектива, конкретной территории или региона. Я имею в виду безопасность от произвола чиновника, от стихии рынка, от уголовных элементов и наконец безопасность от безграмотной некомпетентной деятельности государственных и хозяйственных руководителей в центре и на местах.
Коррупция и должностные нарушения находят сегодня питательную среду в нашей нерешительности и безответственности.
Не могут люди достойно жить и трудиться, испытывая каждодневную угрозу за свое дело, за себя и своих близких.
Основные меры по обеспечению безопасности на ближайший период определены и будут неукоснительно выполняться.
Несколько слов о делах военных. Сейчас главное сосредоточиться на реформе в армии и социальной защищенности военнослужащих и увольняемых в запас. Подписан Указ о создании Центра переподготовки офицеров.
Сегодня много говорят о Российской гвардии. Августовские события показали, что она необходима. Принято решение о ее создании. Однако после этого началась «самодеятельность», что недопустимо в государственных вопросах.
Комитет по обороне России готовит проект законодательных актов о ее формировании. Гвардия должна быть создана на базе ряда частей МВД и пополняться на контрактной, конкурсной основе.
Вы знаете, что некоторые республики заявили о формировании национальных армий. Мы не спешим этого делать.
Политически более оправданно иметь объединенные Вооруженные Силы Содружества суверенных государств с единым командованием.
Но если, вопреки нашему желанию, процесс создания национальных армий пойдет, нам ничего не останется как сформировать собственную Российскую Армию. Но это будет не наш выбор.
Уважаемые народные депутаты!
Процесс самоопределения народов, начавшийся еще до революционного 1917 года, но прерванный грубым насилием на многие десятилетия, вступает в решающую фазу. В российском народе утверждается новое национальное самосознание, демократическое по своей сути.
В основе современного подхода к этим вопросам — выраженная суверенными республиками и автономиями в составе России воля жить в федерации.
В то же время распад тоталитарной системы придает кое-где процессам национального возрождения крайне болезненные формы. В этих условиях возросла значимость скорейшего создания правовой основы Российского государства.
Нас особенно волнует проблема русскоязычного населения за пределами России.
Руководство РСФСР стремится защитить право каждого гражданина проживать там, где он считает нужным. Мы принимаем меры и правового, и политического характера. Но сегодня ясно, что они недостаточны.
Мы намерены с парламентами всех республик бывшего Союза провести переговоры о правах русскоязычного населения. У нас достаточно возможностей решать эти вопросы на правовой, демократической основе.
Считаю также целесообразным:
— принять Верховным Советом РСФСР законодательный акт, определяющий статус беженца и вынужденного переселенца;
— соответствующим комитетом ВС РСФСР рассмотреть вопрос о целесообразности ратификации Россией Декларации о беженцах, выработанной под эгидой ООН и до сих пор не ратифицированной СССР.
В новых условиях предстоит сформировать новую государственную политику в сфере культуры.
Несмотря на кризис, мы будем, по мере возможности, поддерживать культуру и искусство, прежде всего в решении наиболее острых, кричащих проблем.
Но должен сказать откровенно, мы не располагаем средствами, чтобы существенно улучшить бедственное положение культуры в ближайшее время. Такова суровая правда. Но они обязательно появятся, если сумеем провести в жизнь намеченные экономические реформы.
Верю, что со стороны интеллигенции будет не только понимание, но и содействие, которое так необходимо в это сложное время.
Считаю справедливыми многочисленные требования передать в сферу культуры и образования весомую часть имущества КПСС.
Мы высоко ценим вклад русской православной церкви, других конфессий в дело сохранения и возрождения культурного наследия России. Уверен, в это тяжелое время подобные благородные усилия будут приумножены.
Ценнейшим компонентом российского потенциала является наука.
В прошлом году, когда Россия была вынуждена защищать свой суверенитет, Верховным Советом РСФСР был принят Закон о развитии науки. Тогда Академия наук СССР, состоящая на 96% из научных учреждений, расположенных на территории России и ученых россиян, пыталась выступать независимой от России организацией. Сейчас ситуация резко изменилась.
Общее собрание союзной академии приняло решение о переходе в российскую юрисдикцию. Россия готова поддержать это решение. Важно использовать мощный научный потенциал союзной академии на российские нужды. Особенно нужно поддержать институты, где преобладает фундаментальная наука — одна из сильнейших в мире.
Я поддерживаю идею безотлагательного созыва Всероссийского съезда ученых, на котором надо обсудить все стороны организации науки в России, ее существования в условиях экономической реформы.
***
Характерной чертой времени стало появление немалого числа политических партий и движений, отражающих многообразие взглядов, позиций и требований россиян.
Президент России готов строить свое отношение с политическими партиями России на принципах диалога и партнерства. Чтобы новый экономический курс был реализован, необходимо, чтобы политические партии России сделали свой выбор по отношению к этим реформам. Те партии, которые поддерживают предлагаемые меры, могли бы рассмотреть вопрос о создании единого политического блока. Он необходим для мобилизации массовой поддержки курсу преобразований и обеспечения политической стабильности в республике.
В свою очередь Президент готов поддерживать обратную связь с политическими силами, способствовать их систематическому диалогу с государственными структурами.
Мы готовы информировать основные политические силы о намечаемых крупных государственных решениях и корректировать их в зависимости от результатов этой общественно-политической экспертизы. Этот блок политических партий, заключив стратегический союз с Президентом, стал бы важнейшим источником идей, предложений и проектов в ходе проведения реформ.
Особо следует сказать о профсоюзах. Их стремление выйти из-под жесткой государственной опеки, очиститься от бюрократизма, энергично и самостоятельно отстаивать права трудящихся можно только приветствовать.
Но профсоюзы не могут ограничиваться предъявлением новых и новых требований государству. Труднейшие условия, в которых нам приходится осуществлять радикальные преобразования экономики, требуют от всех ответственности, реализма и готовности к разумным компромиссам.
Президент и правительство готовы пройти свою часть пути. Как и было обещано, я подписал Указ о правовом обеспечении деятельности профессиональных союзов. Более полно их права будут оговорены в специальном законе.
Поскольку конфликты все же неизбежны, их придется регулировать цивилизованными методами. Целесообразно в числе первоочередных рассмотреть в парламенте законы о соглашениях и коллективных договорах, о порядке разрешения трудовых конфликтов.
До их принятия будет действовать президентский Указ, который предусматривает, в частности, механизм трехсторонних консультаций профсоюзов, работодателей и правительства для разрешения трудовых конфликтов.
В целом же хочу подчеркнуть: во имя успешного хода реформ, без которых нечего и рассчитывать на повышение уровня жизни, необходимо проявлять максимальную сдержанность в притязаниях и налаживать рабочее взаимодействие между государством, органами власти на местах и профсоюзами.
Республики в составе России немало выиграли от тех демократических преобразований, которые произошли в последние годы. Они укрепили свой государственный статус и самостоятельно решают практически все основные вопросы, связанные с функционированием их экономики и государственных институтов.
Вместе с тем многие проблемы остаются нерешенными. Некоторые республики обоснованно указывают на то, что значительная часть их сырьевого и экономического потенциала находится под контролем центральных ведомств и не дает должной отдачи жителям республик. Эти вопросы должны быть рассмотрены и решены новым российским Кабинетом. Мы обязаны здесь пойти навстречу разумным и законным требованиям российских республик.
Вместе с тем есть черта, которую мы ни при каких условиях не можем переступать. Эта черта — территориальная целостность России, ее государственно-правовое единство. Мы не можем допустить и ни в коем случае не допустим развала России, ее раздробления на десятки враждующих между собой удельных княжеств. Этот период уже был в нашей истории и очень дорого нам обошелся. Мы признаем право народов на самоопределение. Но это право не может быть реализовано в ущерб правам других народов.
Любые изменения в государственном статусе республик и территорий в составе России должны осуществляться конституционным путем и на основе закона. Главным же критерием для решения подобных вопросов должна быть воля граждан, воля народов, живущих в соответствующей республике или на территории, выраженная путем референдума. Никто не вправе узурпировать право вершить судьбы народов и государств, не получив прямой и недвусмысленной санкции на это со стороны самих народов.
Вновь и вновь встаёт вопрос о внешнеэкономической стратегии России. И здесь пора внести ясность.
Мы перестали быть придатком союзных структур. Намерены войти в мировую экономику на равных со всеми суверенными государствами. Отсюда курс на прямое участие в международных финансовых и торговых организациях, соглашениях и конвенциях, преобразование валютной и внешнеторговой систем в соответствии с международными стандартами.
Мы готовы немедленно, во взаимодействии с зарубежными специалистами, открыть стратегические данные, необходимые для вступления в международные организации, принять основные принципы, заложенные в уставе Международного валютного фонда. Мы официально обратимся в Международный валютный Фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, чтобы пригласить их к разработке детального плана по сотрудничеству и участию в экономических реформах.
Мы обращаемся к развитым странам и международным организациям за технической помощью и содействием, прежде всего в подготовке кадров, в анализе и выработке рекомендаций по узловым экономическим, экологическим, региональным вопросам.
Велика значимость притока иностранных частных капиталовложений для оживления экономики России. Мы готовы обсудить с мировым сообществом и принять пакет мер, направленных на содействие им, обеспечение необходимых гарантий.
Рассчитываем, что пакет конкретных экономических реформ получит серьезную международную финансовую поддержку.
Предлагаем ведущим странам Запада продумать систему поддержки своих компаний, действующих в России. Специальные гарантии, страхование, субсидии западным фирмам — самый простой и эффективный способ помощи.
Россия подтверждает намерение соблюдать международные обязательства СССР, определить методы и формы обслуживания внешнего долга и гарантии интересов наших кредитов. Рассчитываем на понимание Запада нашей позиции в этих вопросах и помощь в выработке политики, направленной на стимулирование экономического развития России.
В лице России зарубежные страны встретят партнера, верного международным обязательствам СССР, готового решительно идти дальше по пути открытости, взаимного доверия и взаимовыгодного сотрудничества. Мы твердо намерены занять достойное место среди демократических государств мира, по праву принадлежащее великой России.
Нами внесено предложение по реорганизации МИДа Союза. Он должен быть координатором международной деятельности республик с численностью аппарата примерно в 10 раз меньше, чем сейчас.
Уважаемые народные депутаты!
Граждане России!
Нам с вами выпала нелегкая доля жить в Российском государстве в один из самых критических моментов его истории.
Я обращаюсь к народным депутатам. Благодаря законодательной политике предшествующего периода мы выиграли в борьбе с силами тоталитаризма. Радикальные изменения политической ситуации настоятельно требуют динамичного перехода от борьбы за контроль над народным хозяйством к решительным действиям по стабилизации и радикальным преобразованиям прежде всего в экономике.
Предельная сжатость периода, отпущенного нам на проведение стабилизационных мероприятий, требует от всех нас предельной политической корректности. Конфронтационность, подозрительность, установка на борьбу сегодня непозволительна в таком важном и ответственном деле.
Я обращаюсь к руководителям государств, формирующихся на базе бывшего Союза.
Россия решительно встала на путь радикальных реформ. Мы призываем республики идти по этому пути вместе. Скоординированные действия облегчат движение.
Но у нас нет возможности увязывать сроки реформ с достижением всеобъемлющих межреспубликанских соглашений по этим вопросам.
Россия признает право каждой республики определять свою собственную стратегию и тактику в экономической политике, но подстраиваться под других мы не будем. Время топтания на месте для нас прошло.
Экономически сильная Россия будет иметь существенно большие возможности для поддержки своих соседей, нежели Россия, стоящая на грани экономического краха.
Я обращаюсь к мировому сообществу. Россия осуществляет реформы в своих собственных интересах, а не под нажимом извне.
Помощь мирового сообщества может существенно облегчить движение по этому пути, ускорить реформы. Россия не протягивает руку — мы хотим сотрудничества и партнерства.
Уважаемые сограждане!
Провести трудные, но необходимые реформы будет возможно только при широкой общественной поддержке. Буду откровенным: нам придется нелегко. Поэтому я и обращаюсь к вам, граждане России! Нам досталось тяжелое наследство. Только после распада Центра полностью раскрылась бездна, в которой оказалась экономика — промотанный золотой запас, исчерпанные валютные резервы, долги. Кризис достиг той фазы, когда только быстрые и решительные меры могут спасти ситуацию. Эти меры болезненны, но их результат — стабилизация и начало подъема.
Без поддержки народом, без доверия к новому правительству они обречены на провал.
В заключение хочу сказать следующее.
События 19—21 августа потребовали предельного напряжения сил. Решался вопрос — быть или не быть российской демократии.
Пусть это не покажется преувеличением, но сейчас мы фактически вступаем в такой же по степени своей ответственности и напряжению сил исторический период. Народы Российской Федерации стоят на пороге одного из наиболее значимых и важных этапов своей истории.
Сейчас мы все должны так же работать, как в те августовские дни.
***
В этой ситуации я, как глава исполнительной власти в России, осуществляющий в соответствии с Конституцией руководство деятельностью Совета Министров, на этот ответственный тяжелый период готов непосредственно возглавить правительство, обязуюсь перед своим народом сформировать Кабинет реформ и рассчитываю на понимание и поддержку депутатов, каждого россиянина.
У нас есть все, чтобы наш реформистский прорыв завершился успешно. И мы должны поверить в себя, в свои силы. Нужно мобилизовать весь материальный и духовный потенциал народов России для великой задачи ее преобразования. Тогда мы достигнем главного: станем свободными, счастливыми людьми в свободном процветающем государстве.
Дорогие соотечественники, россияне! Я обращаюсь к вам в ответственный период нашей истории.
Сегодня от всех нас требуется сделать решительный выбор.
Для этого необходимы воля и разум народа, мужество политиков, знания профессионалов.
Ваш Президент такой выбор сделал. Это самое важное решение в моей жизни. Я никогда не искал легких путей, но ясно представляю: последующие месяцы станут для меня самыми трудными.
Если будет ваша поддержка и вера, готов пройти с вами этот путь до конца!
Настало время объединения всех гражданских, национальных и политических сил.
Настало время практических действий во имя и на благо каждого россиянина, во имя и на благо каждой российской семьи, во имя и на благо Государства Российского!
x