1.Кудемская узкоколейка (Россия)
Одна из немногих оставшихся в России узкоколейных железных дорог с пассажирским сообщением — и одна из самых красивых — соединяет в Архангельской области Северодвинск (станция Водогон на западной окраине города) и поселок Белое Озеро.
Когда-то она принадлежала леспромхозу и тянулась более чем на 100 км в глухие леса. Теперь лес не возят, а пассажирский поезд представляет собой небольшой локомотив, два крытых узких вагончика с печками-буржуйками и одну-две «обрешетки» — так тут называют открытые деревянные платформы с двумя длинными скамейками. В хорошую погоду лучше всего ехать именно там — и смотреть по сторонам.
Поезд не спеша, со скоростью 30 км/ч, едет сначала мимо дачных поселков, а потом начинаются спокойные северные пейзажи с лесами и озерами. Полосы отчуждения практически нет, и деревья подступают так близко, что порой кажется, будто поезд едет по лесной тропе. Через полтора часа — станция Белое Озеро, поезд дальше не идет, но путь до станции Палозеро можно продолжить на мотодрезине. Их у местных жителей довольно много, несколько десятков. Кстати, от Водогона можно доехать на ней же — летом, особенно в пятницу вечером, дрезины отправляются каждые пять-десять минут: люди едут на дачи, на рыбалку и по грибы. А в воскресенье вечером и даже ночью так же, одна за одной, едут обратно.
Расписание и стоимость: по понедельникам, средам и пятницам поезд отправляется от Водогона в 17:00, по субботам в 16:00, а по воскресеньям в 18:30. Билет стоит 30 рублей. Из центральной части Северодвинска до станции Водогон можно доехать на автобусах номер 101 и 103.
2.Токайдо (Япония)
Самый быстрый способ познакомиться с Центральной Японией — это самые быстрые в мире поезда синкансэны, курсирующие по маршруту «Токайдо» между Токио и Осакой (быстрее них только шанхайский «Маглев», но это совсем другой тип поезда — на магнитном подвесе). Само слово «синкансэн» означает всего-навсего «новая магистраль» — так эти поезда стали называть, когда они появились перед токийской Олимпиадой 1964 года.
Самый скоростной из них — «Нодзоми» — преодолеет 515 км пути за два с половиной часа, останавливаясь только в крупных городах — Иокогаме, Нагое и Киото. Особенно впечатляет поездка на новейших поездах серии N700, которые развивают скорость до 300 км/ч, разгоняются до обычных 270 км/ч за 3 минуты и не снижают скорость даже на поворотах. За окном на фоне зеленых гор и холмов проносятся города, поселки и залитые водой рисовые поля, а через 40 минут, после Мисимы (названия мелькающих станций пишут на табло в вагоне), открывается на несколько минут вид на Фудзи. Чтобы насладиться им в полной мере, нужно садиться у окна справа по ходу поезда.
Расписание и стоимость: билеты от Токио до Осаки (станция Син-Осака) на поезд «Нодзоми» начинаются от ¥13 240 (примерно 4700 рублей), другие поезда дешевле
3.Кур (Швейцария) — Тирано (Италия)
Четырехчасовая поездка на поезде Bernina Express проходит по Ретийской железной дороге — знаменитой узкоколейке, пересекающей Швейцарские Альпы с севера на юг. Большая ее часть — от Тузиса на севере до Тирано на юге — внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. И дело здесь не только в красоте альпийских пейзажей — построенная больше ста лет тому назад Ретийская дорога признана чудом инженерной мысли.
Ее создателям пришлось решать непростую задачу: на сравнительно небольшом участке (между Куром и Тирано всего 127 км) построить дорогу с гигантским перепадом высот (около 1700 м при подъеме от Кура к перевалу Бернина и примерно 1800 м при спуске к Тирано). В результате дорогу построили зигзагообразно: поезд постоянно петляет, закладывая крутые виражи не только на открытых участках, но и в спиралеобразных туннелях и даже на мостах — таких как знаменитый виадук Ландвассер, который поддерживают пять арочных опор высотой 65 м: изгибаясь дугой, Bernina Express заезжает по нему прямо в туннель.
Когда поезд поднимается на перевал Бернина, из его окон открывается вид на одноименную гору, самую высокую в Восточных Альпах (4049 м), и ледник Мортерач. Дальше начинается спуск по южным склонам мимо горных озер Лаго Бьянко и Лей Наир, к средневековым швейцарским городкам Поскьяво и Брусио (на подъезде к нему еще один красивейший спиральный виадук) и к итальянскому Тирано. Здесь субтропики, растут пальмы, и даже не верится, что еще пару часов назад вокруг были заснеженные горы.
Расписание и стоимость: с середины мая по конец октября Bernina Express отправляется в Тирано четыре раза в день — из Кура, Давоса и дважды из Санкт-Морица (но это путешествие в два раза короче: два часа вместо четырех). В остальное время поезд ходит два раза в день — из Кура и Санкт-Морица. Билет из Кура до Тирано во втором классе стоит 57 швейцарских франков, в первом — 95 (1 швейцарский франк — это примерно 29 рублей).
4.Торонто — Ванкувер (Канада)
Поезд с говорящим названием The Canadian («Канадец») пересекает практически всю страну — от озера Онтарио до Тихого океана — за 4 ночи и 3 дня. Четыре с половиной тысячи километров пути из Торонто в Ванкувер представляют удивительное разнообразие пейзажей (ими можно любоваться как со своего места, так и из специального панорамного вагона с застекленной крышей): от озер и лесов на востоке через прерии Манитобы, Саскачевана и Альберты к горам, каньонам и водопадам Британской Колумбии.
В Эшкрофте, самом сухом месте Канады, растут кактусы, а в окрестностях Виннипега из окна поезда можно запросто увидеть лося, оленя, волка или даже бурого медведя (кстати, в честь одного из таких медведей по кличке Виннипег, завезенного из Канады в лондонский зоопарк в 1915 году, Кристофер Робин Милн назвал своего плюшевого мишку Винни-Пухом).
И все же главные красоты ждут вас в последний день пути, когда «Канадец» добирается до Скалистых гор: не пропустите Джаспер (самый часто фотографируемый город страны) и центр одноименного Национального парка, заснеженную гору Робсон (самую высокую точку Скалистых гор — 3954 м), водопад Пирамид-Фоллз недалеко от деревушки Блю-Ривер и многочисленные «худу» — небольшие скалы разнообразных причудливых форм, образовавшиеся в результате карстовых процессов и эрозии.
Расписание и стоимость: поезд из Торонто в Ванкувер отправляется три раза в неделю — по вторникам, четвергам и субботам. В обратном направлении — по вторникам, пятницам и воскресеньям. Стоимость билета — от 596 канадских долларов (примерно 17 500 рублей).
5.Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль (Китай)
Железную дорогу от Голмуда до Лхасы, связавшую Тибет с остальным Китаем, открыл 1 июля 2006 года лично председатель КНР товарищ Ху Цзиньтао. Это самая высокогорная железная дорога мира, 80% маршрута проходит на высоте более 4000 м. Вдоль пути — горы, покрытые снегом даже летом, многочисленные реки и речки, пустынные долины с пасущимися яками и висящие над ними облака.
Здесь ездят специальные пассажирские поезда: вагоны герметичны, снабжены кислородными масками и подкачкой кислорода через кондиционер, а окна с двойными стеклами покрыты специальной пленкой, защищающей от ультрафиолета. Девять станций оборудованы смотровыми площадками, чтобы любоваться пейзажем, а на некоторых станциях, где состав заправляют топливом и кислородом, пассажиров не выпускают вообще.
Чтобы попасть в Тибет, иностранцам требуется разрешение, которое продается только вместе с туром в китайских турагентствах. В принципе в Лхасу можно попытаться попасть и без разрешения: строгость законов, как и в России, компенсируется в Китае необязательностью их исполнения. И если билет вам не продадут, его можно купить через готового помочь китайца.
Расписание и стоимость: поезд Т27 Пекин — Лхаса отправляется с Западного вокзала Пекина ежедневно в 21:30, путь в 4064 км занимает 48 часов. Билеты стоят от 389 юаней (1770 рублей, сидячий вагон) до 1262 юаней (5740 рублей, купе). Билет можно купить и в сети, например на сайте www.chinatraintickets.net, но это будет несколько дороже. Поезда на Лхасу ходят и из других городов — например, из Шанхая и Гуанчжоу.
6.Монпелье (Франция) — Барселона (Испания)
Поезд Catalan Talgo — это четыре с половиной часа пути вдоль Средиземноморского побережья от Монпелье до Барселоны. Французская часть маршрута проходит по региону Лангедок-Руссильон: 77 км здешних пляжей с рваной береговой линией и мелководными лагунами по сравнению со своим восточным соседом — Лазурным берегом — кажутся почти дикими. Тут гораздо меньше роскошных отелей и больше идиллического вида деревушек, вроде Груиссан к югу от Нарбонна, с развалинами старинной крепости, тихими пляжами и виллой Пьера Ришара.
В районе Аржелес-сюр-Мер поезд начинает карабкаться в Пиренеи — где-то объезжая скалы почти по самой береговой линии (как, например, в Сен-Пол-де-Мар), а где-то чуть углубляясь внутрь материка и следуя по покрытым виноградниками долинам, соединенным цепью туннелей. Здесь, по обеим сторонам французско-испанской границы, в бухтах между скалами расположено множество городков потрясающей красоты — например, Кольюр, колыбель фовизма, где жили и творили Матисс и Дерен.
Те, кому железнодорожное путешествие вдоль Средиземного моря придется по вкусу, могут пересесть в Барселоне на поезд Mare Nostrum и отправиться по побережью дальше на юг — через Валенсию и Аликанте в Картахену.
Расписание и стоимость: поезд Catalan Talgo отправляется из Монпелье и Барселоны ежедневно. Билет стоит от ?58
7.Горная железная дорога Нилгири (Индия)
Единственная в Индии зубчатая дорога находится в южном штате Тамилнад и соединяет город Меттупалаям с горным курортом Удагамандалам (местные называют его коротко Ути). Зубчатый рельс тут просто необходим: за 46 км небольшой состав, который толкает сзади старый швейцарский паровоз, поднимается почти на 2 км в горы Нилгири. Садиться нужно слева по ходу поезда — справа в основном будут горы, которые он аккуратно объезжает по краю.
Поезд поднимается со средней скоростью 10 км/ч и показывает пассажирам панорамные виды чайных плантаций, густых лесов, пышных долин с деревнями и Голубых гор (так переводится слово «Нилгири»), а под старинными виадуками далеко внизу текут в каменистых руслах зеленые реки. Пассажиры высовываются из окон, сидят на открытых площадках у входа в вагоны и большую часть пути вопят от восторга — несмотря на то что путешествие вверх длится пять часов. Кстати, спускается поезд быстрее — за три с половиной.
Расписание и стоимость: билет второго класса — 24 рупии (16 рублей), первого класса — 142 рупии (95 рублей). Поезд отправляется из Меттупалаяма в 7:10, из Ути — в 15:00. Расписание согласовано с расписанием поезда Nilgiri Express, соединяющего Меттупалаям со столицей штата Ченнай (бывший Мадрас).
8.Нуадибу — Зуэрат (Мавритания)
Самый длинный в мире поезд возит железную руду из сахарских рудников недалеко от города Зуэрат в порт Нуадибу. Длина поезда 2,5 км; три-четыре мощных тепловоза тащат 220 товарных вагонов и один пассажирский в конце. Европейский бэкпекеры пользуются им, чтобы добраться из Нуадибу до станции Шум, а оттуда — через Атар в древние крепости Шингетти и Уадан из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В единственном пассажирском вагоне есть первый класс (четыре ветхие полки) и второй — две длинные деревянные скамьи и пол, где лежат на одеялах и коврах местные жители. Набивается в вагон до 150 человек, вместо окон — узкие форточки, так что многие мавританцы предпочитают ехать со своими тюками, козами и овцами в открытых товарных вагонах.
Минусы такого размещения — страшная жара днем, жуткий холод ночью и круглосуточный грохот. Плюсов два: бесплатный проезд и возможность любоваться Сахарой во всей красе (особенно хороша пустыня на рассвете, когда солнце появляется из-за гор). Не забудьте одеяло и большой платок, чтобы обвязать лицо и защититься от пыли — ее много.
Расписание и стоимость: поезд отправляется с окраины Нуадибу (как таковой станции в городе нет) каждый день в 14:30; случаются опоздания. До Шума, где выходит большинство пассажиров, — 12 часов езды (билет второго класса стоит 800 угий). Добраться до Зуэрата можно за 18 часов, но единственная достопримечательность городка — гигантский карьер, где добывают руду. проезд по этому маршруту стоит 1000 угий во втором классе и 2000 в первом (100 угий — 11,3 рубля).
9.Чиуауа — Лос-Мочис (Мексика)
Идея построить эту железную дорогу принадлежит американскому социалисту Альберту Кинзи Оуэну, который мечтал организовать в Мексике колонию утопистов и в 1880-х основал компанию по строительству магистрали, которая связала бы его родной Канзас-Сити с Лос-Мочисом на побережье Тихого океана. Предприятие быстро обанкротилось, затем в Мексике началась революция, и дорога долго оставалась утопией — строительство ее затянулось аж до начала 1960-х.
Сейчас Чиуауа аль Пасифико — одна из главных железных дорог Мексики (650 км, 86 туннелей, 37 мостов), к тому же считающаяся едва ли не самой живописной в Западном полушарии. Пустыни с гигантскими кактусами в окрестностях Чиуауа сменяют поросшие соснами холмы и озера, пока наконец не начинается самое главное — Медный Каньон. Это цепь из 20 каньонов, которая примерно в 4 раза больше знаменитого Гранд-Каньона (местные жители говорят, что Медный Каньон — это то, чем мечтает стать Гранд-Каньон, когда вырастет).
Поезд, который идет из Лос-Мочиса в Чиуауа, проезжает Каньон утром, а если двигаться в обратном направлении, то есть шанс увидеть, как скалы медленно меняют цвет в лучах заходящего солнца — а это одно из самых удивительных зрелищ на свете. Кроме того, в местечке Дивисадеро запланирована 20-минутная остановка, чтобы насладиться видами Медного Каньона со смотровой площадки. Здесь же местные индейцы Тараумара торгуют изделиями народных промыслов: корзинками, куклами, керамикой, флейтами и барабанами.
Расписание и стоимость: по маршруту Чиуауа — Лос-Мочис ходят два поезда: туристический экспресс Primera Especial и Segunda Clase. Первый чуть быстрее и комфортабельнее (15 часов пути, 1981 мексиканский песо), второй делает больше остановок — им пользуются местные жители (16 часов, 991 мексиканский песо).
10.Осло — Берген (Норвегия)
Бергенская железная дорога, которой в прошлом году исполнилось сто лет, пересекает Норвегию с востока на запад, связывая два самых крупных города страны — Осло и Берген. 470 км поезд преодолевает за 7 часов, делая около 20 остановок, причем этот маршрут нельзя повторить на машине — с некоторыми высокогорными станциями до сих пор нет дорожного сообщения.
Покинув столицу, поезд мчит мимо деревушек восточной Норвегии к окруженной горами живописной долине Халлингдал с реками, озерами и пасущимися на зеленых лугах овцами, а затем начинает штурмовать Хардангервидду, самое крупное высокогорное плато Европы, менее чем за 100 км пути поднимаясь на 1000 м. В суровых условиях плато Хардангервидда Амундсен и Нансен когда-то готовились к своим полярным экспедициям, а еще здесь обитает самая большая в Северной Европе популяция оленей, которых можно увидеть прямо из окна поезда. Со станции Финсе — самой высокой точки бергенской дороги (1222 м над уровнем моря) открывается вид на величественный ледник Хардангерьёкюлен.
К станции примыкает десятикилометровый туннель (всего их тут около 200, но этот самый длинный), а открытые участки в горах часто накрыты деревянными козырьками, защищающими поезда от схода снежных лавин. Достигнув высшей точки, поезд начинает спускаться в долину Раундален, и вскоре на горизонте показываются первые фьорды западного побережья. На одном из таких фьордов, с окружении семи гор, расположен и Берген — старый ганзейский порт, знаменитый своим рыбным рынком и набережной Брюгген, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Расписание и стоимость: из Осло в Берген и обратно поезд отправляется пять раз в день. Стоимость билета — от 199 норвежских крон (около 975 рублей).
x