Датчик кислорода (Лямбда-зонд). (Р)

9 years

6



Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы.

Датчик концентрации кислорода

В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.

В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:

• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера

Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра

Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
posted image
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
posted image
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем

Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа

Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.

На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
posted image
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).

В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
posted image
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем

Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода

Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.

В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.

Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).

Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода

Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.

Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zond
Инструкция
датчик, лямбда, кислородный зонд, лямбда-зонд, датчик кислорода, выхлопная система, выпускная система

Aleksandr2006
8 October 2015

Датчик кислорода (Лямбда-зонд). (Р)
709,1K
views
324
members
1,7K
posts

xSpikeRx
8 August 2013


Спаял недавно электронную обманку по принципу:
posted image
Вроде реально даёт более ровные графики.. Единственное я ставил 2 резистора по 500кОм и конденсаторы использовал электролитические полярные по 22мкрф - при неимении неполярных полярные соединяются так -О++О- и получается неполярный конденсатор. Замерял примерно 16мкрф вышло.
Как понял вторая лямбда после ката должна выдавать не более 0.7 вольт иначе может загореться чек.
Меньшие сопротивления давали более большие вольтажи. Сам принцип обманки показывает(уменьшение напряжения через резистор, конденсатор просто сглаживает пульсации) что лямбда выдаёт большее напряжение если газов после горения больше а кислорода меньше.
Koleka24
1 September 2013


у меня расход на 1.8 механике в городе литров 13 при езде до 3к оборотов. менял лямбду зимой...ставил универсальную для форда бош. порезвее стала и холостые упали немного. как будет с лямбдой от десятки ?
avatar
шурец
1 September 2013


Koleka24
сравни их ттх
avatar
rombik
2 September 2013


Koleka24
у меня тоже по пробкам 11-13 на 1,8 на механике, так что я думаю это норм. Кстати лямбда меняная на оригинал. Разницы нет.
ilya_
15 September 2013


кто-нибудь реально схемы проверял, а то у меня серый на массу звонится, черный вроде как сигнал получается.
xSpikeRx
15 September 2013


ilya_
на подписи схем не смотри т.к в инете просто все копируют схемы между разными машинами и у разных датчиков разные цвета бывают...
я лично понял одну тенденцию - два провода одинакового цвета везде и их мы не трогаем, а два других вычисляем цветами или вольтметром.
у меня если не изменяет память белый это минус а голубоватый это сигнал куда лепим резистор
Denisik43
16 September 2013


Всем привет, такой вопрос чек обязательно должен гореть при выходе из строя лямбды? А то заправил 18 литров 95-го, проехал 130 км по городу, двигатель 1,8. Думал почистить инжектор не помогло, ну ещё надо сход-развал сделать а то уводит машину и резину жрёт из нутри, это может так повысить расход?
avatar
rombik
16 September 2013


Denisik43
смотря как проехать, у меня по городу на 1,8 стандартный расход 11-14. Лямбда меняная на оригинал.
avatar
Антон_Кемерово
23 September 2013


Доброго дня форумчане. ФФ1 амер 2,0 АКПП. При лечении ката на этих выходных ломом с последующей эл. обманкой на нижний зонд обнаружил, что верхний зонд Бош posted image (помял его я, когда пытался рожковым затянуть его, ничего не изменилось) и там то ли резьба другая, то ли еще что, но вкручивается он витка на 2 всего. Вопрос работает ли этот датчик на данной машине (совместим) и не влияет ли негерметичность на холостые обороты?
А вообще проблема в ХХ и глохнет на ХХ. Было сделано: чистка сетки, замена свеч, замена катушки, промывка инжектора, замер давления топливной магистрали, чистка КХХ. После этого мастера сказали дело в кате, полечил, не оно... будем копать дальше. И еще здесь спрошу... порой (не всегда на нейтрали, когда резко даешь газу, провал, потом набирает обороты резво. При этом когда едешь при трогании, такой же провал, троит не троит не поймешь, короче хочет как будто заглохнуть, побольше газа, рвет из под себя и скорости включаются как с пинка, т.е. резко очень.
Denisik43
23 September 2013


Чек обязательно должен гореть если лямбда барахлит и расход увеличился?
Denisik43
29 September 2013


Ни кто ответа не знает?
avatar
rombik
29 September 2013


Denisik43
нет не обязательно, нужно смотреть показания по сканеру. Гореть будет при обрыве в цепи нагревателя и т.п.
andreimars
29 September 2013


Помогите, пожалуйста. Сегодня на техосмотре развернули меня - сказали СО на холостых завышено в 2 раза, мотор 1,6 Zetec-S, форд фокус 2000г. Мотор тянет нормально(как и раньше), расход бензина тоже как по тех. характеристикам. Чек не горит. Куда смотреть?
Denisik43
29 September 2013


rombik
Да по компу ни каких ошибок, чистил инжектор, сделал сход-развал. А заправляю 18 литров 95-го хвататет на 110-120 км, как так? Что может быть?
avatar
rombik
29 September 2013


Denisik43
ну как вариант датчик кислорода, я на 100 тысячах свой поменял просто по пробегу, на расход не жаловался, но после замены расход упал где-то на 1,0-1,5 литра в городе.
Zodchiy80
1 October 2013


Подскажите пожалуйста: загорелся чек, съездил на диагностику, вобщем доктор дал такой диагноз - P0133 и Р0402, по первой ошибке сказал лямбда зонд глючит, а по второй "передний, левый баллон АБС. Пошел заказывать запчасти в "фирменный" фордовский магазин, первый вопрос был какая лямбда, до или после катализатора (хотя на диагностике утверждали что он там один) и второй вопрос, что за баллон АБС, помогите разрулить ситуацию...?
фокус 1, 2002 сша
avatar
rombik
1 October 2013


На америкосах вроде 2 лямбды.
avatar
Антон_Кемерово
1 October 2013


Сегодня увидел в магазине НТК универсальный сопротивление до 10 Ом (или кОм), говорят на форды не идет, только на япы, говорю 6 у нас, они свое, только на япы... пойдет он нам... вроде видел в теме ставили его или который свыше 10?
avatar
Oleg_KRSK
1 October 2013


Антон_Кемерово
скажи какой код у него? Ну и должно быть 4 провода, конечно.
avatar
Антон_Кемерово
1 October 2013


Oleg_KRSK
код не посмотрел, просто попался на глаза НТК универсал... провода конечно там четыре, почему и стал спрашивать у них.
avatar
Oleg_KRSK
1 October 2013


Антон_Кемерово
у меня такая как раз и стоит, на вид оказалась один в один как родная. Код правда не помню, вроде 624Е4, типа того.
avatar
Антон_Кемерово
1 October 2013


Oleg_KRSK
а из-за первой лямбды не может тупить при наборе оборотов? у меня провал от 700 до 1100-1200, потом все норм.
avatar
Oleg_KRSK
1 October 2013


Антон_Кемерово
Честно-не знаю. Но склонен полагать, что причина иная. Но устранять ошибку Надо!
avatar
rombik
1 October 2013


Антон_Кемерово
на холодную тоже тупит при наборе?
avatar
Антон_Кемерово
1 October 2013mobile


rombik
На холодной не помню, с утра посмотрю. Тоже уже к лямбде присматриваюсь, тк диагноста путевого не нашел еще в Кемерово, а как они говорят методом исключения-читай тыка я и сам могу выявить причину. И как всегда это окажется самый последний.)
avatar
rombik
1 October 2013


Антон_Кемерово
лямбда вряд ли, т.к. она влияет на выхлоп. И пока двигатель холодный, вообще не работает. Тут что-то другое, как катушка поживает? Вот при неисправностях катушки бывают такие провалы в диапазоне 1000-2500.
avatar
Wrundel
7 October 2013

1

avatar
skat81@list.ru:

Всем привет!

Скрытый текст

И в принципе пайка не допустима на проводах!
т.к. изменяется сопротивление и следовательно и показания!
с таким сталкивался ни корейцах.
Там тоже неродную ставил и перепаивал фишку и
тоже вроде всё нормально показывало на диагностике,
но расход был больше положенного.
диагност об этом мне и сказал!
Я переделал на под обжим(как на клемах мама-папа) и
всё стало нормально.
расход уменьшился!

Скрытый текст


я вот одно не пойму - или меня обманули , когда учили монтажу радиоэлектронных ус-тв в училище, или мир перевернулся. При пайке, уважаемый, потерь на контакт нет, а в разъеме он (контакт) может иметь кучу всяких бяк: от дребезга до полного окисления, обжим - это когда нет возможности паяльник включить или если руки не умеют паять. Вот тогда пайка нежелательна. Я уею.
BOMBMASTER
9 October 2013


Парни подскажите. Двигатель сплит порт , поставил лямбду от 10, 537 бош. Он у меня проработал не больше 10 минут и умер. Нет подогрева, выдал Р1131-с ошибку. Из за чего он так быстро мог умереть?
avatar
rombik
9 October 2013


BOMBMASTER
Лямбда начинает работать не сразу, а по мере прогрева двигателя и выхлопа. Вполне возможно она у вас изначально не работала. Я так понимаю от 10 вы провода на скрутки сажали, может что неправильно соединили.
BOMBMASTER
9 October 2013


rombik
Сегодня снял датчик, проверил сопротивление подогрева показывает 0 . А перед установкой было 9. Что не так, кто сталкивался с подобным?

4 people online

4 people online

Log in to leave a message or Sign up


up