| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
Pierre
У меня одна лябда, до ката.
у меня одна стоит(разъем зеленого цвета), и есть еще разъем синего цвета(разводка проводки у радиаторов), но он пустой. может вторую лямбду предыдущий хозяин снял?хотя на приемной трубе лишних отверстий нет.
марципангорел бы ЧЕК...если бы снял
Господа,кто ставил датчик NGK OZA624-E4 отпишитесь плиз,как он себя ведет?Купил а там написано
Внимание! Не применяйте этот универсальный кислородный датчик в автомобилях с системой E-OBD.Так как всетаки можно или нет.Сейчас машина стоит без лямбды.
Saleenу меня стоит ) и я довольный
FENIX-FOCUS
Спасибо,пойду попробую поставить.
Saleen у нас не E-OBD... На БМВ такая лямбда с ЭБУ от сименс не подойдет...
Ребята всем спасибо за участие.Лямбду поставил,ошибка погасла.Буду дальше смотреть по расходу.
Saleen Отпишите результаты по расходу, да и вообще все что поменяется пишите. Всем интересно для статистики!
вобщем прошло уже довольно долго..ставил себе NTK универсальную..сейчас расход нормализовался,иногда если тапку не давить то по трассе даже до 5 литров опускается..вот ещё надо датчик скорости поменять и вообще должно быть всё тип-топ
Slasher
По расходу пока незнаю,поездил мало.Но первые ощущения,что машина стала порезвей и коробка срабатывает побыстрее.
Slasher
А я фишку не просек: NTK и NGK это равнозначные штуки? В чем прикол? По коду выдает NGK.
pabliksol NGK и NTK это одна фирма. Просто свечи под маркой NGK выпускает, а лямбды и прочие NTK... У меня оригинал стоял точь в точь такой же...
zaxzdn
9 April 2012
Всем привет!
Попал в такую ситуацию:
Машину купил с полгода назад. FFI USA 2.0 Split Port, 2001. Еще при покупке горел Check Engine, на что бывшие хозяева сказали: "делали диагностику, глючит лямбда-зонд, надо поменять и уже его заказали и оплатили, тебе его отдадим". Приехал Зонд чуть ли не из Америки (оригинал).
Поехал ставить сам, интересно ведь все!)))
Поменял тот, кот после катализатора. Клемму сбросил... После 3-ей заводки опять загорелся Check Engine(((
Не выдержал и поехал к другу на диагностику. При диагностике комп выкидывает 3 ошибки:
1. первая я толком и не понял какая!
А вот 2 другие - Р0135* (Банка 1, датчик 1) и Р0141 (Банка 1, датчик 2).
Я так понял что надо было первый поменять зонд. Поменял на тот, который я снизу снял, в надежде на то, что он рабочий. Но ни фига. Все равно Check Engine через 3 заводки машины.
Почитал кучу инфы про эти датчики в Инете. В итоге поехал в Exist и заказал по рекомендациям форума NGK. Переставил старый штекер, все скрутил-смотал.
Ставлю - лампочка погасла и обороты движка вроде как поменялись. Ну, думаю, ВСЕ!!!
Через 5 минут опять Check Engine(((
Опять поехал на диагностику и опять те же ошибки
Не мог же новый зонд за 5 минут полететь???
Друзья!!! Помогите советом, что еще сделать и как можно решить эту проблему!!!
"Р0135 - нагревательный элемент датчика кислорода неисправен". Проверка - меряем сопротивление на белых проводах. Должно быть около 14 Ом. Вторая ошибка - то же самое, только для второго датчика. Если ошибки выскакивают при провереных и заведомо исправных датчиках - надо смотреть правильность подключения, наличие обрывов, замыканий. У меня та же ошибка висит, хотя "Джеки Чан" не загорается. Проверка датчика подтвердила это. Заказал датчик Bosch 0 258 006 537 за тридцать долларов. Через два дня поменяю, смогу сказать, что изменилось.
У меня на диагностике мерили напряжение (вроде бы?) так оно меньше 1В. Не знаю нормально это или нет?!
А второй датчик в этом же первом зонде???
Т.к. и там и там пишет Банка 1 - это, как я понимаю, имеется в виду 1 датчик, до КАТА?
zaxzdn
Напряжение и сопротивление разные вещи,сопротивление(два белых провода) на исправном датчике от 6 до 14 Ом в зависимости от температуры ,а до 1В, это сигнал(серый провод)
Надо было сначала с Вами посоветоваться, как более опытными в этих делах!!! А не бежать сразу за датчиком.
Буду искать этот прибор для измерения и познавать азы электротехники)))
И вообще этот форум супер полезен. До 15 апреля 2010 года я в своих машинах (3 штуки) ничего сам не делал, т.к. не знал и не мог. А тут с помощью форума и 1,2,3 режимы печки сам сделал, с зондом вот щас копаюсь и еще есть что сделать!
pentaklИменно из этих обсуждений я и купил датчик OZA624-E4!
zaxzdn
Этот прибор продаётся везде и стоит от 160р. Обычный тестер. в той темки фотки есть.
Спасибо!
Надо купить, а то как-то без тестера иногда хреново. Не прозвонить ничего, ничего не померять
А по поводу темы с обрывами и проводкой от датчика - это самому посмотреть вообще реально или к электрикам надо ехать.
А то этот Check так сильно раздражает, что больше нет сил это терпеть!)))
rudikkkkk
20 April 2010
цитата: |
А второй датчик в этом же первом зонде??? |
Второй датчик - это второй датчик кислорода, он же лямбда-зонд. А что касается тестера, то им можно проверить только исправность нагревательного элемента и наличие напряжения. Для проверки правильности показаний ДК нужен осцилограф либо адаптер ОБД-2. Критические параметры - длительность фронта сигнала (должна быть не более 250-300 мс., минимальное и максимальное напряжение - 0,2 и 0.8 вольт соответственно. Например, если длительность фронта 500 мс., но не выходит за пределы вилки напряжений - датчик неисправен, но ЧЕК не загорится.
rudikkkkk
А можешь поподробней расказать как через адаптер ОБД-2 проверить лямду.
rudikkkkkСегодня приобрел чудо-прибор "Мультитестер" за 150 р.
Проверил сопротивление на том датчике, который первоначально заменил (2-ой, за катализатором), на нем 10-13 Ом примерно. Т.е. он рабочий получается?
И насчет датчиков, прошу прощения за назойливость и непонятливость: т.е. если он выдает эти две ошибки (Р0135* и Р0141), то не работают оба датчика - и до и после катализатора?
А что тогда означает "Банка 1"???!!!
Если оба датчика не работают, неужели такое может быть: нижний ставил оригинальный Motorcraft
Не мог же он сразу запороться.
К сожалению, чувствую, сам не разберусь никогда((( Осцилографов и ОБД-2 дома не имеется)))
Что посоветуешь? К электрику валить надо, наверное!
цитата: |
А можешь поподробней расказать как через адаптер ОБД-2 проверить лямду. |
Пользуюсь ELM-237 и бесплатным софтом, например ScanMasterELM или PCMScan. Там есть закладки для снятия показаний ДК, есть осцилограф.
rudikkkkkАааааа!!! Так ОБД-2 это тот кабель который на диагностике в мозги "втыкают"?
Тогда он есть (у друга на СТО). Т.е. с его помощью можно проверить точную работоспособность?
Заранее благодарен за все ответы. Не хочу сильно напрягать, но просто очень начинающий в автомобильных делах
zaxzdnИм много что можно проверить, но ток надо понимать