Контраварийная подготовка водителей



Может кто знает о таких курсах?

Я лично не против. И по деньгам сколько выйдет?

Дополнение. Может кому будет интересно:

Видеоуроки экстремального вождения от профессионального раллийного гонщика
контраварийная подготовка, безопасность, дорожное движение, ПДД, управление автомобилем

avatar
AviatoR
2 November 2004

Контраварийная подготовка водителей
20,2K
views
40
members
127
posts

BIV
16 December 2004


Docentu: Это была беседа людей, которые не первый год сидят за рулем какого-то авто о том, как и что делать, если что-то не так. И это все на словах. Об этом у нас есть форум, где мы все это и так обсуждаем. Только цель встречи была: понять - нужно это каждому из присутствующих, потренироваться в практике или и так все правильно делаем. А Яровенко рассказывал все правильно.
avatar
louriekm
20 November 2005


Суть в том, что очень хочется научиться управлять машиной в экстремальных ситуациях. Спортивное вождение. Речь не идет про город. Не для этого учиться хочу. Хотя я думаю может помочь и в городе. Кто знает соответствующие школы в Екатеринбурге? Сколько стоит? Есть ли возможность обучаться не на своем автомобиле? Так же предлагаю орагнизовать группу единомышлеников, которым было бы интересно научиться превосходно ездить. Найти плошадку, поучить матчасть и вперед и с песней! Сам смогу начать учавствовать с конца января. Так как старую машину продал, а новая будет в январе. Ну что кто готов? Пока можно начинать искать площакди и учить матчасть.
avatar
JoyStick
20 November 2005


http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=79&i=72982&t=72982
avatar
FiliN
20 November 2005


7800руб... Дорго Сам буду учится... Купил книжку и рули себе на площадке где нить...
avatar
louriekm
21 November 2005


JoyStick
Спасибо!
FiliN
Все зависит от качества преподавания, если все отлчино, то я думаю можно найти на это средства.
А где можно поразжигать. Знаете какие-либо площадки для этих целей? Или трассы?
avatar
AviatoR
21 November 2005


цитата:
JoyStick
А где можно поразжигать. Знаете какие-либо площадки для этих целей? Или трассы?

В Арамиле есть. Рядом с Привозом.

Ну и Шувакиш. Если ещё не прикупили его.
avatar
louriekm
21 November 2005


AviatoR
А вот такое предложение: почему бы вместо поедания тортика устроить покатушки? Обменяться опытом, вдруг в результате какая-никая команда получистя! А?

AviatoR
А в Шувакеше, где там?
avatar
kpe
21 November 2005


лол хочешь команду, есть Аркада крытая, там соберите команду и рубитесь в мини чемпах,
подвеску в хлам укатаешь, будь уверен. пройденый этап
avatar
louriekm
21 November 2005


kpe
Да нет проблем, это было просто предположение! Но научится хорошо ездить думаю, было бы всем интересно!
avatar
AviatoR
22 November 2005


цитата:
AviatoR
А вот такое предложение: почему бы вместо поедания тортика устроить покатушки? Обменяться опытом, вдруг в результате какая-никая команда получистя! А?

AviatoR
А в Шувакеше, где там?

Дык мы с этого и начинали.

После первой встречи - покатушки на Шувакише.

Это где раньше барахолка была.

Смотри фотки с первых фокусировок.
avatar
louriekm
22 November 2005


AviatoR
А почему господа такая прекрасная традиция закончилась? Эх бистрее бы мне машина пришла! Про барахолку к сожалению я не в курсе...
avatar
AviatoR
23 November 2005


цитата:
AviatoR
А почему господа такая прекрасная традиция закончилась? Эх бистрее бы мне машина пришла! Про барахолку к сожалению я не в курсе...

Всё продолжается.

Просто без снега крутить виражи как-то не то.

Поэтому летом был перерыв.

Зато летом в тупичке дрэг проводили , и ...
avatar
FiliN
23 November 2005


Когда будет снег, тоже хочу спорт развороты делать Уж если на то пошло, мы ведь автомобильный клуб!
avatar
louriekm
23 November 2005


FiliN
Полностью согласен и поддерживаю! Тоесть мы ждем снега?! Надо срочно приволочь откуда-нибудь зимы. И быстрее получить машину.

AviatoR
А что там про дрэг? И где этот тупик?
avatar
kpe
23 November 2005


если бы у меня был трактор и я был в клубе трактористов, то:
п-ое) устраивал бы дрэк расинг в селе по главной улице
в-е) с приходом снега, гонял бы по снежной целине полей и лугов... там ведь зимой ниче не растет?!
т-е) занимался тюнинхом, садил баб в кузов... это же лошадиных сил добавляет, и крутящего момента... если застрянешь
ч-е) повесил бы компакт диски на лобовое стекло... говорят от радаров спасает

да так просто... навеяло

напишу позже что думаю про это, идея уже сформировалась, уехал на вокзал...
avatar
louriekm
23 November 2005


Похоже тема экстремального вождения перерастает в тему экстримальных мыслей.
Structure
28 November 2005


Ежжай в сторону кольцово по россельбану, после того как проедешь по мосту смотри справа на знаки, там увидишь знак обозначающий тупик, поворачивай направо.
avatar
louriekm
29 November 2005


Structure
Понял спасибо!
kpe
Требую продолжения написания гениальных мыслй!
avatar
louriekm
3 January 2006


Нашел статью:
Техника управления машиной в заносе// Вождение // 22 декабря 2005 //
D связи с надвигающимися соревнованиями по дрифтингу, предлагаю Вам статью, в которой описана техника управления машиной в заносе. Эти приему могут пригодиться Вам на нашей ледовой трассе. Читайте, тренируйтесь, потом покажете, чего добились

Heel Toe Shifting
Управление автомобилем в состоянии заноса.
Этот метод позволяет включать понижающую передачу, для того чтобы увеличить обороты двигателя, одновременно поддерживая тормозное усилие. Поддержка тормозного усилия обеспечит загрузку передней оси, тогда задняя ось будет разгружена.

1. перед тем как войти в поворот, необходимо притормозить для того, чтобы загрузить переднюю ось. Далее включить понижающую передачу, используя технику двойного выжима ( см пункт 2). После этого вывернуть руль (до упора). Чтобы занос был управляемым, необходимо сохранить вектор тяги.

2. Выжать сцепление, перевести коробку в нейтральное положение, отпустить сцепление. Далее (внимание!) перенести пятку правой ноги на педаль акселератора («перегазовка» позволит синхронизировать скорости вращения двигателя и трансмиссии), носок остается на педали тормоза. Если не уравнивать обороты двигателя и трансмиссии, то обороты двигателя окажутся слишком малы, это вызовет рывки привода, а значит, нарушит сцепление ведущих колес.

3. После уравнивания оборотов, снова выжать сцепление и включить понижающую передачу. Двойной выжим не обязателен, но желателен, поскольку снижает износ трансмиссии. Если включение понижающей передачи не обеспечит желаемый занос, используйте ручной тормоз.

4. Отпустить сцепление, убрать ногу с педали тормоза, и нажать педаль акселератора. Необходимо удерживать педаль газа, для того, чтобы автомобиль продолжал скольжение. Иногда необходимо подруливать во избежание срыва в неконтролируемое вращение.

Power Over Drift
Эта техника предназначена для автомобилей большой мощности, и предполагает полное нажатие педали акселератора при вхождении в поворот.

1. Входить в поворот можно на любой еально допустимой для поворота скорости. Эта техника основана на мощности автомобиля, так что скорость автомобиля здесь не имеет ключевого значения.

2. вывернуть колеса до упора, затем - полный газ, это нарушит сцепление колес с дорогой. Угол поворота колес и избыточные обороты обеспечат занос автомобиля.

3. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

4. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.

E-Brake Drift
Это очень простая техника: ручной тормоз используется для срыва задних колес, управлять скольжением можно посредством руления и работой педалью газа. Эта техника может использоваться как вспомогательная для того чтобы корректировать траекторию. Для автомобилей с полным приводом она является основной.

1. Входить в поворот необходимо на большой скорости (такой, чтобы занос оставался единственным способом удержать автомобиль на трассе).

2. Используя технику «носок - пятка», включить понижающую передачу (скорее всего вторую), это обеспечит обороты, способные удерживать автомобиль на траектории во время скольжения.

3. Вывернуть колеса в крайнее положение. К моменту, когда понижающая передача будет включена, а колеса приведены в крайнее положение, автомобиль должен находиться в точке, которая носит название апекс (геометрический центр угла).

4.Резко потянуть вверх рукоятку стояночного тормоза, удерживая при этом кнопку, расположенную на рукоятке нажатой. Тут же отпустить стояночный тормоз, (удерживать стояночный тормоз не более одной секунды). Если ведущие колеса задние, то в момент затяжки ручного тормоза необходимо выжать сцепление; в полно приводном автомобиле в момент затяжки стояночного тормоза необходимо поддерживать обороты двигателя.

5. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

6. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.

Clutch Kick Drift
Занос осуществляется за счет сцепления: его необходимо выжать на стадии приближения автомобиля к повороту или в самом начале скольжения, затем сцепление нужно резко бросить, это обеспечит рывок привода, что нарушит сцепление с дорогой задних колес.

1. .Входить в поворот необходимо на большой скорости (такой, чтобы занос оставался единственным способом удержать автомобиль на трассе.)

2. Привести колеса в крайнее положение, поддерживая тем временем обороты.

3. Как только сцепление передних колес с дорогой будет нарушено, или непосредственно, перед тем как это случится, выжать педаль сцепления, не сбрасывая оборотов.

4. После этих действий обороты двигателя резко возрастут. Как только это произойдет, следует бросить педаль сцепление, это вызовет срыв задних колес.

5. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

6. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.

Shift Lock Drift
Техника предполагает включение пониженной передачи (с целью поднять обороты двигателя), за которым следует выжим и резкий сброс сцепления, призванный замедлить задние колеса за счет увеличения нагрузки на трансмиссию. Для того, чтобы не повредить привод, эту технику лучше применять на мокром покрытии.

1. Входить в поворот необходимо на большой скорости(такой, чтобы занос оставался единственным способом удержать автомобиль на трассе).

2. Быстро включить понижающую передачу (скорее всего вторую), не применяя технику двойного выжима.

3. Из-за быстрого включение понижающей передачи, нагрузка на привод резко возрастет, возрастут и обороты двигателя.

4. После переключения следует еще добавить оборотов, для того, чтобы преодолеть сцепление колес с дорогой, следовательно, пустить автомобиль в занос.

5. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

6. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.

Dirt Drop Drift
Водитель, управляя машиной провоцирует сход с трассы заднего колеса, таким образом, чтобы оно попало в грязь (которая представляет собой покрытие с низким коэффициентом сцепления), что позволяет задать траекторию движения автомобиля без потери скорости, и подготовиться к прохождению следующего поворота.

1. Входить на поворот следует на средней скорости.

2. Затем повернуть колеса, удерживая обороты двигателя, тем временем слегка сойти с трассы на обочину, той стороной, которая ближе к внешнему радиусу поворота (пример: при повороте налево, на обочине должны оказаться правые колеса)

3. Как только заднее колесо сойдет с дороги на скользкое покрытие, сцепление с дорогой будет нарушено. Обороты двигателя следует поддерживать.

4. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

5. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.

Feint Drift
Этораллийная техника применяет двойной занос: автомобиль заносит предварительно в обратную сторону,а когда онуже будет находится в состоянии заноса, направление скольжения необходимо изменить

1. Приближаясь к повороту, вывернуть руль в противоположную повороту сторону ( пр. если предстоит войти в левый поворот, руль необходимо вывернуть вправо). Выбирать дистанцию для этих предварительных действий следует исходя из скорости, на которой движется автомобиль. Разворот автомобиля в противоположную сторону позволит загрузить одну сторону автомобиля и разгрузить другую (пр. поворот колес вправо перед левым поворотом позволит разгрузить правую сторону). Разжимаясь, пружины той стороны, на которую пришлась нагрузка, отбросят автомобиль в сторону поворота. Все действия должны быть плавными, и не обязательно очень быстрыми. Слишком быстрая смена направления колес, снижает нагрузку на переднюю подвеску, возникает опасность срыва передних колес.

2. Руль следует вывернуть в тот момент, когда вес будет перенесен на одну стороны.

3. Как только автомобиль изменит направление, нужно прибавить обороты. Сила вращения в сочетании с избыточными оборотами обеспечит поперечное скольжение автомобиля. В автомобилях с полным приводом вместо повышения оборотов, можно использовать ручной тормоз.

4. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

5. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.

Jump Drift
Эта техника предполагает использование неровностей на дороге для срыва задних колес. Внутри поворота или в точке апексзаднее внутреннее колесо подпрыгивает на кочке, автомобиль становится в занос.

1. Войти в поворот на средней скорости.

2. Вывернуть колеса, удерживая обороты. Наехать задним колесом, которое окажется внутри поворота, на невысокую кочку.

3. В момент, когда колесо подпрыгнет на кочке, необходимо поддерживать обороты двигателя. Когда колесо спрыгнет на дорогу, скорость его вращения окажется больше той, при которой сцепление с дорогой остается прочным, следовательно, сцепление колес с покрытием будет нарушено. Нужно поддерживать обороты двигателя, когда автомобиль начнет заносить.

4. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

5. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.

Braking Drift
Сцепление колес нарушается торможениемна юз. Блокируя колеса,ононарушит сцепление колес с дорогойи отправитавтомобильв занос, управлять которым можно рулением и регулировкой оборотов двигателя. Техника подходит для прохождения крутых поворотов.

1. Входить в поворот необходимо на большой скорости (токой, чтобы занос оставался единственным способом удержать автомобиль на трассе).

2. Используя технику «носок - пятка», включить понижающую передачу (скорее всего вторую), это обеспечит обороты, способные удерживать автомобиль на траектории во время скольжения.

3. Вывернут колеса в крайнее положение. К моменту, когда понижающая передача будет включена, а колеса приведены в крайнее положение, автомобиль должен находиться в точке, которая носит название апекс (геометрический центр угла.

4. Нажатием педали газа много увеличить обороты двигателя, но обороты следует постоянно регулировать, чтобы сохранить занос.

5. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

6. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.

Kansei Drift
Осуществляется на высокой скорости. При входе в поворот, водитель убирает ногу с педали акселератора, автомобиль начинает скользить, далее водитель управляет заносом рулением и регулировкой оборотов. Эта техника подходит только длянейтральносбалансированныхавтомобилей, то естьтех, на автомобилях сцентральнымрасположением двигателя.

1. Входить в поворот необходимо на большой скорости (такой, чтобы занос оставался единственным способом удержать автомобиль на трассе).

2. Затем резко привести руль в крайнее положение и сбросить обороты. Инерция вращения автомобиля в сочетании со сбросом оборотов обеспечит срыв задних колес.

3. Как только удастся нарушить сцепление колес с дорогой, необходимо снова прибавить обороты. Как следствие автомобиль становится в занос.

4. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

5. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.

Long Slide Drift
Техника предназначена для прохождения поворотов на большой скорости, осуществляется затягиванием ручного тормоза на прямой для того, чтобы задать угол поворота. Удерживать ручной тормоз до момента выхода из поворота.

1. Войти в поворот на большой скорости.

2. Вывернуть руль.

3. Резко затянуть и тут же отпустить ручник, удерживая кнопку возврата, если автомобиль с приводом на задние колеса, в момент использования ручного тормоза необходимо выжать сцепление.

4. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

5. Если потеря скорости в заносе слишком велика, следует включить пониженную передачу, используя технику «носок - пятка».

6. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.



Swaying Drift (Choku-Dori)

Маятниковое скольжение: автомобильскользитиз стороны в сторону. Может происходить на прямой, а также используется для вхождения в поворот с заносом.

1. Войти в поворот на средней скорости.

2. Повернуть колеса в противоположную повороту сторону.

3. Резко затянуть и тут же отпустить ручник, удерживая кнопку возврата, если автомобиль с приводом на задние колеса, в момент использования ручного тормоза необходимо выжать сцепление.

4. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.

5. Автомобиль будет скользить из стороны в сторону, как только расположение автомобиля станет подходящим для того, чтобы войти в поворот, водитель должен резко сбросить обороты, полностью отпустив педаль акселератора. Как только автомобиль начнет заносить в нужном направлении, следует нажать педаль акселератора, это позволит сохранить автомобиль в состоянии заноса.

6. Отпустить руль, чтобы он вернулся в исходное положение, возможно контррулеение.

7. Если потеря скорости в заносе слишком велика, следует включить пониженную передачу, используя технику «носок - пятка».

8. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.


По материалам www.drifting.ru

Предлагаю выкладывать здесь подобного рода статьи!
avatar
C H I K O
4 January 2006


я считаю если хочеш научиться на халяву купи себе игру "Томас Барнс Ралли" точная копия гонок ралли вот там есль обучающая программа оттуда много чего можно взять полезного!
avatar
louriekm
4 January 2006


Jason_095
Да я в курсе игрушки "Ричард Бернс Ралли" но все равно это симулятор не более того. А мне хочется чуть больше конкретики. Вообщем не вдохновило меня особо. Ну и тренироватья жочу живьем.
avatar
FiliN
8 January 2006


Как оказывается всё не так просто как я думал
avatar
louriekm
9 January 2006


FiliN
В том, то все и дело! Дергать ручник уже давно все научились. А вот более сложным вещам нет!

Поэтому еще раз обращаю внимание всех! Есть тут желающие объединится в группу и практиковать соответствующие вещи? Каждый на своей машине! Просто вместе всетакеи интереснее! Да и со стороны можно посмотреть различные ошибки, и больше их не делать!
avatar
Vlad_M
21 January 2008

1

Первый вопрос, который я выяснил - связь между ФАС (областная федерация автоспорта) и СТК-3. Все просто - исполнительный директор ФАСа Фомичёв Евгений Иванович, он же директор автошколы НОУ СТК-3, в учебном классе которой и проходят занятия по теории. Он читает лекции по теоретической части.

Первое предупреждение - осторожность до и особенно после занятий по практике, так как бывают эксцессы сразу после выезда с площадки. И ведь правильно - после стадиона, где пропускать никого не надо выезд в переулок стал для меня маленьким откровением - другие машины на дороге есть, да еще на встречу едут (на стадионе движение в одну сторону).

Цель подготовки - постановка и совершенствование навыков до такого уровня, когда будет нравиться управлять машиной в контролируемых скольжениях. Практика - сначала на стадионе Локомотив-Изумруд, потом на трассе Старопышминск (последнее занятие?).

Теоретическое занятие состоит из 2 частей: лекционная (Фомичёв) и руление на тренажере (тренер, он же инструктор по практике). Тренажер - тупо руль на струбцине.
Ссылки на Цыганкова и Горбачева, с рекомендацией последнего, т.к. он современнее, интереснее и у Цыганкова все очень теоретизировано глубоко, например, насчитывается 50 или даже 150 способов торможения.

Тема 1. Органы управления
Лекция №1. Основная тема - торможнение
Элементы безопасности: знания, умения, прогнозирование.
Откровением для меня лично не стала, т.е. первый час теории был почти неинформативен, так как Горбачева я читал, а вопросы, которые задавали начинающие водители, отпадают сами с практикой (правильный переезд лежачих полицейских, рельсы с железными листами, сползание по уклону - съезд в кювет).
Виды торможения, по мнению Фомичёва, сводятся к 9 и их комбинациям. А именно:
1) Регулируемое (уменьшение интенсивности по мере снижения скорости);
2) Прерывистое, импульсное;
3) Двигателем;
4) Комбинированное (тормоза + двигатель);
5) Торможение левой ногой (подтормаживание на переднем и полном приводе во время движения по дуге). И вообще по Фомичеву кто этого не умеет - тот не настоящий водитель. Обещал научить, но инструктор по практике говорит, что с АБС не получится (еще не знаю - толи за отведенное время не получится, толи совсем?);
6) Динамическое, использование раскачки (актуально на плавных волнах или лимузинах) - торможение в момент, когда передние колеса на "гребне". Вот тут единственный пункт, о котором я лично подзабыл.
7) Стояночный тормоз (небольшая скорость): скорость + дуга.
8) О препятствие (снежный вал). На практике отрабатывать не будем Перед ударом колеса отвернуть в обратную сторону по касательной и газ (дозировано, без букса). Главное - отпустить тормоз и газовать в этот момент (а самое главное не испугаться имхо!).
9) Боковым скольжением.
Главный постулат на переднем и полном приводе - в заносе (задней оси) машина управляема, при сносе передней - нет, так как рулевые колеса не цепляются, потому сноса всячески избегать и максимально быстро бороться!
Что лично я вынес - это предыдущий пункт.

Потом началось руление.
Сначала правильная посадка (мне исправлять не пришлось, я книжки читал, а некоторым пришлось). Не смотреть близко перед краем капота (ну для неновичков очевидно).
Ну и собственно положение рук 10-2, перехваты 12-4 и 12-8. И так больше часа в разные стороны с разным темпом - с непривычки руки устали.
Основное - правильный перехват и постоянная ширина хвата в 120 градусов.
Плюс руление одной рукой с перекатом по тыльной стороне ладони в секторе 4-8.

Практика №1
В субботу была первая практика на стадионе.
Сначала выезд на лед и оценка сцепных свойств и своих возможностей.
Скажу сразу - на трассе в Старопышминске по сравнению со стадионом (это ж заливаемый и очищаемый каток) почти асфальт .
Потом упражнения. В машинах рации с односторонней связью - делаешь упражнения - инструктор комментирует, если надо, садится на место водителя и показывает как правильно.

Упражнения
1. Разгон и прерывистое торможение до юза или срабатывания АБС с частотой минимум 2 раза в секунду.
2. Змейка – плавно, но близко к конусам с увеличением скорости до начала скольжений.
3. Разгон - торможение - объезд препятствия.
4. Змейка с ручником.
Далее скоростные упражнения (около 40км/ч, сильно быстрее с места на моноприводе не получится):
5. Ритмический занос (дергаем ручником с поворотом руля первый раз, корректируем, передерживаем руль - она идет в другую сторону и т.д.). Смысл - понимание работы на опережение, и каждое последующее качание корректируется все быстрее. Если машина раскачивается с возрастанием амплитуды, то после 3 заноса улетает (что у меня и произошло 3 года назад на трассе ).
6. Разворот на 360 градусов с хода - вперед с ручником и выжимом сцепы, назад по инерции с рулением в противоположную сторону. Цель - разворот на 360 без смещения на другую "полосу" и после разворота колеса должны смотреть прямо. Второй инструктор (такой олдовый старичок в ушанке унтах на ВАЗ-2104 годам к 60) объяснил для чего так: едете зимой на дачу 110км/ч, режете поворот, цепляете обочину и начинается разворот. Если действовать правильно то можно вернуться в прежнем направлении и на 3-4 передаче на скорости 90 продолжить движение. Страшно наверное он на дачу ездит .

Итого 2.5 часа на льду - наездил толи 20, толи даже 25км по стадиону (в эту субботу обнулю одометр - проверю свои расчеты, а то не подумал в первый раз). Скорости не более 40, так как на упражнении по длинной стороне 1 машина, другие ждут и соответственно старт с места почти всегда.
Что дало первое занятие - лучше стал понимать машину, быстрее работать рулем и главное - пропал психологический страх скольжений, я понимаю, что еще ничего толком не умею, но уже не боюсь и не парализуюсь, а сразу пытаюсь что-то делать. Считаю, что оплаченные на момент окончания занятия 3000 уже этим оправданы.

Лекция №2
Фомичев отжог - на вопрос девушки что дескать "у Цыганкова в книжке написано что на автомате вредно держать газ и одновременно подтормаживать левой ногой", последовал неполиткорректный ответ "нашли кого слушать, Цыганков устарел, ему уже за 70"

1. Педаль газа
1) При трогании с места - первые пару оборотов колеса не должны буксовать;
2) Учет динамики - при добавлении тяги передок разгружается, зад нагружается. Соответственно при движении на волне на газ надо нажимать на "впадине", а тормозить на "гребне". Речь идет о филигранной работе, чуть-чуть. Т.е. динамика движения (раскачка) должна сопровождаться и тормозом и газом.
Вот это, пожалуй, было для меня новинкой, остальное содержание опять же по Горбачеву.
3) Во время пробуксовки - отпускаем РЕЗКО, чтобы колеса быстрее зацепились, нажимаем плавно и чуть меньше. Ну, это понятно.
4) Электронный дроссель. Тут все нам и так понятно. И опять же у Горбачева хорошо написано.

2. Коробка передач
Чем чаще переключаешь, тем выше класс водителя. Переключения как на коробке автомате, сопровождают как разгон, так и торможение, т.е. основной способ торможения - комбинированное.
Не опускаем обороты меньше 1500..2000 за исключением гололеда. Далее нарисовал графики мощности и момента и объяснял важность для интенсивного разгона поддерживать обороты от максимального момента до максимальной мощности. Тут тоже все понятно.
Объяснение правильных обгонов - создание запаса скорости на своей полосе с переходом на пониженную передачу для минимального нахождения на встречной полосе, не прижиматься не сзади ни к боку к обгоняемому ТС. Тоже понятно.
Рекомендуемые упражнения с подгазовкой и сменой передач. На скорости 40 2-3-2, на 60, 4-3-2, потом 4-2. Ну тут тоже понятно и кто ездит давно проблем никаких.
Интересное уточнение - выключение передачи без полного выключения сцепления, момент выключения передачи = момент сброса газа, когда тяга от двигателя уже не идет, а тормозной момент от сброса газа еще не передается. Отпустили газ, выключаем передачу с началом выжима сцепы, включаем естественно с полным выжимом. Основная цель - почувствовать точно оптимальный момент выключения, и можно сэкономить доли секунды.
Торможение двигателем на спуске. Передача соответствует таковой для въезда на подъем, недопустимость наката, главная из-за безопасности - нет тяги - нет управляемости.

3. Рулевое колесо
2 допустимых хвата: полный или частичный (большие пальцы упираются в обод).
4 вида руления:
1) Основное (повороты и прочее маневрирование);
2) Корректирующее (удержание траектории);
3) Компенсирующее (начало заноса - быстрый поворот руля в сторону заноса и возвращения в исходное положение);
Важно - не глядя, смотреть на руль на дороге некогда, возвращение руля в положение "прямо".
4) Динамическое руление - перераспределение веса в поперечном направлении для минимизации повреждений подвески при прохождении ям, неровностей, открытых люков.
Разгрузка внутренней стороны наступает за счет центробежной силы F = mv^2/R.

Тесная взаимосвязь руля и тормозов, в смысле безопасности - маневр и торможение выполняются отдельно. Допустимые исключения
1) Экстренное торможение на машинах с АБС (это уже из Горбачева), но нежелательно, я пробовал - машина руля слушается, но траектория все равно не та, так что если место позволяет тормоз действительно правильнее отпустить.
2) Любимое Фомичевым подтормаживание левой ногой в повороте.
Если в поворот не получается вписаться на данной скорости, делим его на 2, т.е. распрямляем руль, интенсивно тормозим на прямом участке и снова поворачиваем уже круче. Тоже описано и у Горбачева. Таким способом либо вписываемся, либо снижаем скорость вылета с дороги/столкновения.
Важность чувства обратной связи, даже при наличии гидроусилителя.
Руль в повороте, несмотря на самостабилизацию, сами руками возвращаем в исходное положение. Отсутствие реактивного действия = снос передка = потеря управляемости (Авторевю, Горбачев).

Руление
То же что в предыдущий раз - руление на боковом секторе со сменой направления в разном темпе обоими руками и одной, плюс новинки:
1) Репетиция корректирования заноса - из положения прямо быстрый поворот руля без перехвата насколько позволяет гибкость рук и возврат в положение прямо. Цель - быстро и точно вернуть руль четко прямо.
2) Усложненная корректировка - поворот руля в одну сторону без перехвата для поворота и компенсация заноса возникшего при этом повороте, т.е. с перехватами крутим в обратную сторону и возвращаем в положение "прямо".
Ну собственно пока все.

Практика №2
Разминка - выезд на лед и оценка сцепных свойств. 26.01.2008 сцепление ощутимо отличается от 18.01.08. Держит заметно лучше.

Упражнения
1. Змейка с ручником
2. Не знаю, как назвать. Перпендикулярно снежному отвалу размечен конусами "гаражный бокс". Примерно так:

*------*

-------*

-------*

Задача - разворотом влево с ручником поставить машину сбоку в него и выехать "из ворот", не сбив конусы. Заезд под углом к отвалу примерно 45 градусов, т.е. угол разворота примерно 135.
3. Упражнения 1,2 в обратную сторону, заезд в боксы с разворотом вправо

*------*

*-------

*-------

4. Ритмический занос. Получается примерно в 80% случаев, 4 разворота за кучу попыток, правда в последнем контакт с сугробом передним бампером и его небольшое повреждение . Неделю назад получалось 30% попыток.
5. Произвольные развороты (задание не оговаривалось)

P.S. Мешает IVD. Функция стабилизации в виде подтормаживания колес при заносе отключается кнопкой, антибукс - нет. При глубоком заносе (угол близок к 90 градусам) это не дает возможность "вытягивать" тягой, что стало помимо моей ошибки дополнительным фактором для вылета в отвал. В общем если походить на курсы и научиться ездить в скольжениях, IVD не нужна. Она очень рано вмешивается, в четверг 24.01.08 вечером ездил в Старопышминск на площадку поупражняться, она опять оказалась нечищеная, было очень скользко, по-настоящему, видимо из-за потепления, так экспериментальный круг с IVD получился на 15 секунд медленнее предыдущего! Может, к следующему занятию отключу предохранитель.

Тема 2. Движение в повороте
Лекция №3
4 фазы поворота:
1) торможение и выбор передачи;
2) поворот руля;
3) движение по дуге (с тягой);
4) распрямление и разгон на выходе;
Совет Фомичева - на переднем приводе газ прибавляется одновременно с поворотом руля, дуга полностью проходится на тяге.

Способы прохождения поворотов
1. Вкатывание. Движение по траектории без смещений,без изменения вектора тяги. На покрытиях с высоким коэффициентом сцепления: асфальт, бетон.
2. Силовое скольжение: щебенка, песок, рыхлый снег. "Силовое" потому что высокая тяга при этом используется.
3. Управляемый занос.
3.1. Задний привод. Контрсмещение, торможение боковым скольжением, открываем газ, руль вывернут в противоположную от поворота сторону, управление газом (угол поворота авто).
3.2. Передний привод. Сброс газа, задняя часть идет в занос. Подача топлива - вытягиваем зад из заноса. Подтормаживание левой ногой - переход внутрь на меньший радиус. В данном случае речь идет не о перераспределения веса или блокировки задних колес, а об уменьшении проскальзывания ведущих колес и "обгоне" их задними свободно катящимися колесами (вот откуда расхождение в трактовке возможностей торможения левой ногой на машинах с ABS – заблокировать заднюю ось нельзя, но уменьшить проскальзывание можно, значит и изменение траектории возможно, другое дело змейку так не проехать!).
3.3. Полный привод. Зависит от особенностей машины, к чему она больше склонна, кроме того в разных условиях одна модель может вести себя в большей степени как задне- или переднеприводная.
1) Аналогично заднему приводу - контрсмещение, замах, но передние колеса смотрят в НАПРАВЛЕНИИ ПОВОРОТА,
2) Высокая скорость - движение по дуге, сброс газа или подтормаживание - переход внутрь, открываем газ и едем по нужной траектории. На высоких скоростях должно сохраняться сцепление передних колес, чтобы не остаться без руля!

Построение правильной траектории
1. Максимальное использование ширины проезжей части, хотя бы в пределах своей полосы (ПДД однако!).
2. Траектория глубокого входа - не поворачиваем по геометрической траектории, проезжаем чуть дальше.
Апекс - точка максимального приближения к внутренней части поворота, точка "излома". После него траектория распрямляется.
Далее следуют примеры траекторий для разных поворотов,связок и змеек. Рисовать неохота, так как интерес к теме похоже поугас . Отмечу лишь, что в связке из 2 поворотов, значение 2-го поворота выше, траектория строится исходя из попадания на его апекс.
Правильная траектория - уверенное управление автомобилем, запас по скорости и безопасности, самый высокий запас до грани потери устойчивости. "Оптимальная траектория - азбука в управлении автомобилем".
Оптимальная траектория в повороте только одна. Кто смотрел гонки Формулы-1 тот понимает .
!Оптимальная, идеальная траектория прохождения данного поворота не зависит от СПОСОБА ПРОХОЖДЕНИЯ ПОВОРОТА!

Руление
То же что в предыдущий раз - разные стороны, одна-две руки в разных комбинациях.

Практика №3
Разминка - выезд на лед и оценка сцепных свойств. Забегая вперед - в этот раз обнулил все счетчики вовремя - проехал за 2 часа 20 минут 24км, средний расход - 18.3 по компу.

Упражнения
1. Экстренное торможение до полной остановки.
2. Торможение - объезд препятствия.
3. Торможение - объезд препятствия - возвращение на свою полосу в следующий створ конусов. Ниже и далее на "рисунках" конусы обозначены "*", "препятствие" - "x", "<, >, ^, v" - направление движения.

*-----------------*--------->-----------*---------
---x----v----------------
-------->------------^-----x----------------->---
---x---------------------
*-----------------*---------------------*---------

4. 3 варианта змеек: первый - конуса на прямой, движение на грания сноса и заноса, второй и третий - развороты легким движением руля и ручником.
5. Разгон с переставками - торможение - объезд препятствия в заносе - разворот на 90 градусов.
--->---
-----*---*----v
->--------------------*---^---------
-------------------->-------------------*----------*----------x----
-----*--->---------^----x----v
---*---x-----
---*----------*----------------v

6. Ритмический занос. Похвастаюсь - сегодня я показывал как оно делается . Иногда не получается правда, но уже не доходит до разворота а наоборот из-за низкой скорости ранняя стабилизация происходила.
7. Развороты на 360 в обе стороны. Первый (с ручником) поворот руля - примерно 1/4..1/3 оборота, иначе скорость начинает сильно гаситься и на вторые 180 по инерции уже не хватит.

P.S. По словам инструктора, обучение на практике состоит из 3 этапов - "упор" (не получается, не понимается), "нет стабильности" (то получается, то нет), "устойчивые базовые навыки". Для выхода на 3 этап в среднем нужно 5 занятий по 2.5 часа - 12 часов. Остальное развитие - "накат" и тренировки на тренажере и площадке при смене сезона для восстановления навыков, так как скоростного руления, тем более с перехватами-перекатами на дороге обычно нет.

Лекция №4
08.02.2008 не состоялась, т.к. Фомичёв уехал организовывать ралли "Каменный пояс". Предполагаемая тема - "прогнозирование ситуаций". Воспользовавшись ранним приходом, обсудили с инструктором траектории прохождения сложных поворотов на примере Серовского и Чусовского тракта. Любознательные могут подумать о правильной траектории в поворотах на рисунке ниже, движение одностороннее, можно использовать всю ширину проезжей части .

Руление
Помимо обычных смен рук и направлений добавилось 2 упражнения:
1) Полтора оборота (3 смены рук) в одну сторону - 3 оборота в другу (6 смен рук) - полтора оборота обратно (3 смены). Или по счету 3-6-3. Руль в конце в прямом исходном положении. Это для учета того, что от упора до упора 3-4 полных оборота и бесконечно руль крутить не получится .
2) 3 счета в сторону (руки перекрещены) - одной "нижней" рукой руль раскручивается в противоположную сторону и стопорится другой рукой. Один из вариантов ритмического заноса или разворота говорят. На практике попробовал - не получилось - усилие все-таки приличное . Ну или я чего-то не понял в этой жизни .

Практика №4
Нетрадиционное начало: в качестве разминки - сразу скоростные упражнения.
1. Разворот на 360 на одной стороне, ритмический занос на второй стороне.
2. Потом поставили конусы для змейки с ручником на второй стороне, на первой кто во что горазд - ну в смысле занос или развороты.
Итого за это занятие накатал 28км.

P.S. Вот сейчас пожалуй ощутим эффект - при развороте на 360 удается правильно выполнить контрсмещение, остаться на своей полосе (ну по крайней мере плюс-минус полметра имхо), развернуться достаточно точно именно на 360 и в основном руль вывернут в итоге правильно, т.е. прямо. До этого все факторы не получалось собрать. Хуже кстати стало с ритмическим заносом, т.к. увеличиваю скорость - 2 разворота и 3-4 излишне ранней стабилизации.
Жду поездки в Старопышминск, в принципе инструктора говорят что все получается нормально, может уже следующая практика там, может еще 1 на площадке.

Практика №5
Ну собственно ничего нового
1. Торможение до полной остановки
2. Торможение-объезд препятствия
3. Торможение-объезд препятствия-возвращение на полосу движения (инструктора рекомендуют представлять лежащего на проезжей части пешехода - ну вот ноги отдавили, но живой)
4. Змейка
5. Ритмический занос
6. Разворот на 180 передним ходом с ручником
7. "полицейский" задним ходом
8. Разворот на 360
Впечатления - с чистой совестью могу сказать что с этого занятия начал получать удовольствие от езды - ошибки случаются, но как результат собственных экспериментов с углом заноса и увеличением скорости. Задний бампер у фокуса оказался гораздо прочнее переднего , ситуацию с вылетом передком на этот раз удалось заносом развернуть в небольшой контакт с валом правого угла заднего бампера, так что авто не пострадало и один раз въехал задним ходом прилично - не понял полицейский разворот.

Инструктор индивидуально продемонстрировал выезд с парковки если впереди тебя заперла другая машина - затягиваем ручник, руль до упора в нужную сторону и на повышенных оборотах скольжением передок выкатывается вбок наполовину ширины практически без продольного перемещения, т.е. происходит разворот вокруг заблокированной задней оси (для демонстрации инструктор просил встать в 30см от переднего бампера ). На льду или укатанном снегу классно, а вот с утра сегодня по рыхлому снегу не получилось - в смысле получилось, но запахло сцеплением . Вообще нормально отрегулированный ручник - колоссальное подспорье для активного вождения - вписаться в дворик, почти проскочив мимо поворота, разъехаться в крутом повороте разворотом вокруг передней оси - красота, парковаться правда не рискую.

Выезд в Старопышминск предварительно назначен на 23 февраля утро, сказали что готов.
posted image
avatar
+Extrimall+
21 January 2008


столько всего, кашмар! Мне кажется незачто всё это неповторить )))
спасибо за инфу ! Ждём продолжения !
avatar
Sv000
21 January 2008


О, интересная темя давно мечтала о таких курсах!
Зимой такая трусиха, боюсь заносов всяких...
avatar
san1312
21 January 2008


Супер, Влад, спасибо за подробное описнаие, сам давно думал пойти на такие курсы.
У СТК-С есть еще конкуренты? Если кто ходил / знает, где они "есть" - опишите, так же как Vlad_M, пож-та!
avatar
Vlad_M
21 January 2008


san1312
Я изучал предворительно этот вопрос, правда кроме СТК-3 никуда не обращался - позвонил туда 8 или 9 января и записался.
Теоритически варианты есть следующие:
1. ФАС (СТК-3).
2. Есть филиал Центра Высшего Водительского Мастерства (который Цыганков основал), у нас тут главный Роман Вайсман. Там стоимость 5800 тренажеры + 13400 практика на льду и еще есть летний микроцикл. Нагрузка интенсивнее - 5*3 часа теория, 5*3 часа практика, вроде в виде недельных микроциклов http://www.cvvm-ural.ru/. Для меня - дорого с учетом грядущего продления КАСКО, ОСАГО и ТО-1, у меня год как раз 16 февраля подходит.
3. Школа "Центр Экстремальных Дисциплин",
"ЦЭД", Уральская, д. 1, оф. 2, Малков Сергей Евгеньевич (МС по ралли):
216-37-20
216-37-21
3.1. Мелькала еще тема на e1 в форуме "Иномарки", но тоже с выходом на того же Малкова (см. п.3). Не связывался, не знаю. Практика на стадионе "Локомотив", который на Сортировке вроде.
4. Еще есть Яровенко в Арамиле, только информации свежей не нашел, все к году 2004 относилось.
5. Школа защитного вождения, Суриков.
г.Екатеринбург, ул. Студенческая, 51 оф.206
Телефоны 8-922-102-8119
(343) 375-49-90
avatar
Crafty Fox
21 January 2008


avatar
Vlad_M:

3. Школа "Центр Экстремальных Дисциплин",
"ЦЭД", Уральская, д. 1, оф. 2, Малков Сергей Евгеньевич (МС по ралли)

Общался с ним. Программа интересная.
Эхх... жаль, что Фокусы не заднеприводные

Да, кстати, АБС отключали (предохранителем)...
ESP?
avatar
Vlad_M
21 January 2008


Да, еще, на курсах публика очень разношерстная - в группе было 2 семейные пары, одна на 1 машине, вторая на 2 разных, женщина лет от 45 на бортовой Газели... Газель правда на практике ездила не с нами, а с более продвинутой группой, там Субару Легаси Аутбэк, Мазда 3, Нексия (там уже торможение левой ногой точно получается, но и АБС на ней не бывает) и Газель (они в субботу перед нами ездили).
На первой практике со мной ездили:
Рено Логан, Рено Меган (автомат и понятно АБС а может и ЕСП), Дэу Матиз (автомат), девушке видимо вместе с машиной подарили сертификат на курсы, и компания, по очереди ездящая на черной ВАЗ-2112 (толи 2 толи 3 их даже).

Crafty Fox
ESP отключал кнопкой, АБС - нет. Непонятно нужно ли ее отключать в данном случае: во-первых я езжу именно на этой машине, во-вторых у нас же электронная система распределения тормозных усилий, т.е. непонятно как будут вообще тормоза работать. Понятно что как-то будут, но как? Нештатная ситуация получится, не получится обычных тормозов без АБС.

1 person online

1 person online

Log in to leave a message or Sign up


up