«ЛУЧШИЙ ТРУД - СВОБОДНЫЙ»
«Богатство нации зависит от массы разнообразных причин и не только материального, но и духовного характера. Оно зависит от национального могущества, от географического положения, от политических и гражданских учреждений, законов, религии, нравственности и проч.».
* * *
«В настоящее время политическое могущество великих государств, призванных выполнять исторические задачи, создается столько же духовными силами народа, столько и его экономическим строем».
О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ
«Люди созданы так, что стремятся к свободе и к самоуправлению. Теперешняя жизнь народов вся основана на индивидуализме, все народные отправления, его психика основаны на индивидуализме. Соответственно сему конструировалось и государство. «Я» организует и двигает все. Это «я», особенно развитое в последние два столетия, дало все великие и все слабые стороны нынешней мировой жизни народов. Без преклонения перед «я» не было бы ни Ньютонов, ни Шекспиров, ни Пушкиных, ни Наполеонов, ни Александров II. И не существовало бы чудес развития техники, богатства, торговли и проч.».
О СВОБОДЕ
«Если вовремя не давать разумные свободы, то они сами себе пробьют пути. Россия представляет страну, в которой все реформы по установлению разумной свободы и гражданственности запоздали и все болезненные явления происходят по этой коренной причине».
* * *
«Ход исторического прогресса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путем реформ, то путем революции».
* * *
«Наибольшей напряженностью и производительностью отличается труд свободный. Свободный труд, помимо своей большей производительности, имеет то огромное преимущество перед всеми видами принудительного труда, что он обнаруживает стремление к беспредельному усовершенствованию».
О НЕСВОБОДЕ
«Каждый человек по природе своей ищет лучшего. Это отличает человека от животного. На этом качестве человека основывается развитие благосостояния и благоустройства общества и государства. Но, для того чтобы в человеке развился сказанный импульс, необходимо поставить его в соответствующую обстановку. У раба этот инстинкт гаснет».
О ПАРЛАМЕНТЕ
«Дума не может не иметь своих самостоятельных убеждений, соответствующих народному самосознанию данного времени; она не может быть в услужении у правительства и ее члены - дежурить в приемной у председателя Совета министров и у других министров. Для чего, собственно, иметь Думу? Для того, чтобы она выражала желания и волю народа, всей сознательной его части, во всяком случае, большинства мыслящей и чувствующей России. Иначе Дума совсем не нужна, она является бесполезной».
О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
«Невозможно, именно невозможно смешивать власть административную с властью судебной; власть судебная должна быть независима, так как справедливый суд может быть только при его независимости. Как только этот принцип не соблюдается, сейчас же вместо законности является произвол».
О ПРОМЫШЛЕННОСТИ
«Создание своей собственной промышленности - это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача.
Сократятся те приплаты иностранцам, которые в настоящее время поглощают часть национального дохода. Ввоз иностранных товаров будет тогда обусловливаться не нашей промышленной немощью, а естественным международным разделением труда, при котором промышленно развитая страна покупает за границей только то, что ей невыгодно у себя производить, каковые покупки не истощают ее, а, напротив, обогащают».
ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ
«Если страна не богата собственными капиталами, а в них настоятельно нуждаются и государство, и промышленность, то нет другого выхода из такого положения, как привлечение капиталов из-за границы. Но если эти иностранные капиталы направятся на расширение отечественной промышленности, то последняя выиграет еще и от прилива более опытной, искусной и смелой иностранной предприимчивости».
МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ
«Промышленность рождает капиталы, капиталы возбуждают предприимчивость и любознательность, а знания, предприимчивость и капиталы создают новую промышленность. Таков вечный круговорот в экономической сфере, ее естественный рост - в России рост все-таки слишком медленный, ибо в ней и промышленности, и капиталов, и предприимчивости еще слишком мало».
КАК ДОСТИЧЬ РОСТА
«Никакие мероприятия в области русского народного хозяйства, будут ли они делаться на основании экономических трактатов светил западной науки, или служить копиями мер, давших благотворные результаты в западных государствах, если не будут созданы наличные условия русской жизни и сказанные мероприятия не будут к ним систематически и последовательно приспособляться, - не выведут наше народное хозяйство на путь независимого процветания».
«Ошиблись - сознайтесь и исправляйтесь. Россия страдает от избытка самокритики и стремления отыскать безошибочные решения, которые удовлетворили бы даже глупых людей».
ИЗ БИОГРАФИИ
Он создал Госдуму и «золотой рубль»
Сергей Витте родился в 1849 году в Тифлисе. Поступил после университета на службу в железнодорожное ведомство. Дослужился до поста министра путей сообщения. При нем дорог стало в 2 раза больше.
11 лет Витте возглавлял министерство финансов. За годы его правления казна увеличилась вдвое, введены золотой стандарт рубля, госмонополия на алкоголь.
На посту главы правительства Витте добился роста российской промышленности втрое. Был приверженцем рынка и гражданских свобод. Именно Витте разработал экономические реформы, которые пытался воплотить Петр Столыпин.
В 1905 году Витте создал царский манифест, давший народу гражданские свободы, избирательные права, первую демократическую Госдуму. Женат Витте был трижды, своих детей у него не было.
Если царь Александр III уважал Витте, то последний русский император Николай II ненавидел. Витте при нем лишился высоких постов и умер больным и забытым в возрасте 65 лет. После его смерти, опасаясь сенсационных мемуаров, царская охранка опечатала кабинет Витте и обыскала его дом.
О ЦАРЯХ
(Из воспоминаний Витте)
«Помню, раз мы везли Императора Александра II в Одессу. Поезд остановился на несколько минут, Император захотел прогуляться и, чтобы не быть замеченным публикой, вышел на платформу. Между тем начальник станции и обер-кондуктор этого не заметили, и, когда наступило время отправления поезда, - он был отправлен. Император остался на станции. Конечно, это сейчас же заметили, поезд вернули, и Государь поехал дальше; причем он отнесся к этому происшествию весьма добродушно».
«Когда мне приходилось сопровождать в поезде Императора Александра III, то постоянно приходилось видеть, что когда все уже лягут спать, то камердинер Императора, Котов, - постоянно штопал штаны. Как-то раз говорю ему:
- Скажите, пожалуйста, что вы все штопаете штаны? Неужели вы не можете взять с собою несколько пар панталон, чтобы в случае, если окажется в штанах дырка, - дать Государю новые штаны?
А он говорит:
- Попробуйте-ка дать, как раз Он и наденет. Если Он, - говорит, - наденет какие-нибудь штаны или сюртук, - то кончено, пока весь по всем швам не разорвется - Он ни за что не скинет. Это для Него, - говорит, - самая большая неприятность, если заставить Его надеть что-нибудь новое. Точно так же и сапоги: подайте, - говорит, - Ему лакированные сапоги, так Он, - говорит, - вам эти сапоги за окно выбросит».
x