Топливо имеет достаточно сложный химический состав и в процессе его производства контролируется множество параметров. Рассмотрим наиболее важные из них. У бензинов - это детонационная стойкость, фракционный состав и химическая стабильность.
Детонация – это сгорание бензина в цилиндрах двигателя со скоростью, превышающей нормальную примерно в 100 раз. При этом возникают ударные нагрузки, разрушающие двигатель. Причем детонация может возникать как на богатой, так и на бедной смеси (богатая смесь поступает в цилиндры двигателя, когда мы давим на педаль газа, бедная - когда ее отпускаем).
Чем выше степень сжатия в двигателе, тем более высокие требования к детонационной стойкости топлива, на котором он работает. Октановое число характеризует стойкость бензина к детонации на бедной смеси. Например А-95, А-98 и т.д., где «А» означает, что бензин автомобильный, а цифры указывают на октановое число по исследовательскому методу.
Определяется оно следующим способом: эталонную смесь изооктана разбавляют н-гептаном до совпадения показателей по детонации с испытуемым бензином. Если при этом в смеси изооктана осталось 95%, то считается, что октановое число бензина равно 95.
Октановое число проверяется дважды – исследовательским и моторным методами. Результат, полученный первым способом, несколько выше, чем вторым. Разницу в показаниях называют «чувствительностью» бензина. Исследовательский метод более точно отражает антидетонационные свойства бензина при движении автомобиля в городских условиях и неполной нагрузке.
Фракционный состав указывает на способность бензина к испарению для образования рабочей смеси при пуске двигателя и его работе на различных режимах. Чем ниже температура, при которой выкипает 10% бензина, тем легче будет пустить на нем холодный двигатель. Превышение процентов пусковых фракций приведет к образованию паровых пробок в системе питания горячего двигателя.
Температура выкипания 50% бензина характеризует испаряемость его средних фракций, влияющих на время прогрева, устойчивость работы и приемистость двигателя. Чем ниже температура выкипания 90% бензина, тем более полно он сгорает в двигателе. Чем выше температура конца кипения, тем больше возможность попадания в цилиндры двигателя бензина в неиспарившемся виде, что приведет к смыву масла со стенок цилиндров и его разжижения в картере двигателя.
Химическая стабильность – это свойство бензина не менять свои характеристики при хранении и перевозке. Один из факторов, влияющих на химическую стабильность топлива – концентрация фактических смол. Ее превышение ведет к смоло- и нагарообразованию в двигателе и соответственно его повышенному износу.
Не менее важны такие показатели как содержание серы, кислотность, внешний вид медной пластинки, содержание водорастворимых кислот, щелочей, воды и механических примесей.
Превышение допустимого содержания серы и свинца приводит к преждевременному выходу из строя каталитических нейтрализаторов отработавших газов, а повышенная плотность может отрицательно повлиять на работу форсунок инжекторного двигателя.
В дизельном топливе, так же как и в бензине, существует множество контролируемых параметров.
x