Наиль:
|
Ты не понимаешь, что такое понимание, |
Тебе не кажется что это фраза звучит несколько странно?
Следуя все той же логике, что бы понять что такое понимание нужно научиться понимать, а уж потом, пониманием (инструментом) исследовать это самое понимание. Но тогда, простите, как можно научиться понимать, если что оно есть такое, это самое понимание - еще не ясно? Это и называется лингвистическая рекурсия. Надеюсь ты знаешь что означает этот термин. Если совсем просто, то рекурсия - это определение чего-либо через себя же самого. Я тебе больше скажу, вся логика и привязанная к ней парадигма мышления - это рекурсия, только менее очевидная, поскольку включает в себя огромное количество терминов и понятий. Смотри сам: что бы определить хоть что-то, тебе нужны термины, готовые и понятные. И эти термины должны быть определены до того как ты собрался определять что либо другое с их помощью. Но что такое термин? Что определяет его самого? Разве есть термины которые определяют сами себя? Любой термин имеет определение, которое состоит из других таких же слов - терминов. А те в свою очередь из других. Несложно понять что все в этом мире определяется через все остальное. А следовательно, ни что не может быть однозначно определенно, без законченного представления обо всем остальном сразу. Другими словами, что бы что то определить необходимо с чего то начать (или просто ЗНАТЬ ВСЕ изначально). С самого начала определительной логической цепочки, с того что в своем определении не ссылается на то что уже определено, иначе рекурсия неизбежна. То есть, это начало вне терминологии вообще, или оно определяет само себя. Но тогда это догмат - то есть утверждение которое НИ ОТ КУДА НЕ ВЫТЕКАЕТ. В раннем христианстве, Бога называли "прото" - по гречески означает "то с чего все началось", или то "что предшествовало". От этого слова происходит и русское слово "просто" - то есть, то что проще всего, самое простое, само не из чего не состоящее, ничто в себя не включающее, и ничем не определяемое, но составляющее все остальное! ПРО`СТОЕ (ударение на первую О). Но с помощью этого ПРОСТОГО определилось (создалось/сотворилось) все остальное. Это ПРОСТОЕ - во всем. Все сущее началось с ПРОСТОГО. Указав на что-либо, ты указываешь на ПРОСТОЕ, оно там, но сказать об этом ПРОСТОМ (изначальном) ничего нельзя. Любые свойства, характеристики, качества - это уже термины, которые сами этим ПРОСТЫМ определяются. Это ПРОСТОЕ дает жизнь и смысл всему остальному, оно наделяет все смыслом, при этом само оставаясь не названным и независимым ни от чего. Оно есть все и ничто конкретно. Все сказанное о нем - не достигает сути, а потому ложь.
Вспомни евангелие от Иоана "Вначале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Вот тебе самоопределяющаяся терминология. Вместе со Словом родилось первое определение, Бог определил сам себя, и тем самым создал потенцию к творчеству вообще, творчеству всего остального. Вообще, если по размыслить над этой фразой то тут очень много можно вынести. Кстати, в греческом оригинале, там используется слово "логос" и оно переводится на русский как "слово" (прости за тафталогию). А в греческом под логосом понимается не только слово, но и мысль, или даже воля, некое движущее начало.
В начале 20 века, когда в следствии деления атомного ядра открыли субатомные частицы, и подумали что наконец-то добрались до самых простых, неделимых кирпичиков материи - основы основ всего мироздания - то назвали ее ПРОТОном
Потом правда выяснилось что и протоны тоже делятся на кварки, да и почти все субатомные частицы могут аннигилировать в энергию, или рождаться из энергии. То есть по сути - материя это форма энергии. А все частицы и поля - это способ описания (!) некой безликой потенции, про которую нельзя сказать ничего кроме того что она есть. Материя вдруг стала ХАРАКТЕРИСТИКОЙ энергии, или даже характеристикой состояния энергии.
цитата: |
Какова тогда ценость тех сотн слов, что "творческие" люди написали о том, чего ими не понимается? |
Понимается, но не вербализуется. В идеале, естественно никакой ценности в словах нет, если читатель зациклен исключительно на семантике каждого слова, и ограничивает свое понимание только заранее определенными смыслами привязанными к словам. То есть, видит в словах только термины. При таком подходе ничего кроме слов он и не увидит, что не удивительно. Это все равно что глядеть на скрипку и пытаться наслаждаться ее звуками. Именно по этому, мудрецы и мистики, говоря о трансцендентном - прибегали к иносказаниям и аллегориям. А иногда специально строили фразу так что бы намеренно завести ум в тупик, что бы остановить привычку любовь ума к терминологии и понятийным схемам мышления. О трансцендентном, об Истине, о Боге, о Самадхи, о Нирване невозможно говорить прямо. Это утопия.
цитата: |
Они её любят, и в какой-то момент это основная цель их существования, они даже работу ради нее бросает |
осознает пылесос наличие выбора: умереть без электричества или бежать скорее заряжаться? Да, у него срабатывает программа, но осознает ли он это? И может ли он, усилием воли противостоять своей программе? Понимает ли он вообще что делает? задается вопросом пылесос "зачем он здесь?" зачем он натирает этот пол, а не ест мороженное?
цитата: |
А к чему ты привел творчество, вообще непонятно. Я ни разу не видел, что бы творчество приводило к пониманию. |
Творчество не приводит к пониманию. Творчество это и есть понимание, его выражение в материальном мире. Или скорее материя - это выражение воли к творчеству. Творчество это выражение своего ощущения мира, своего УНИКАЛЬНОГО переживания. ТЫ не можешь переживать запах лаванды, прочитав его описание, или даже взглянув на химическую формулу ее пахучего вещества. Описание не дает тебе понимания сути. А творчество это даже скорее попытка понять себя, творя - создаются вещи через которые ты ищешь себя! Определяешь себя через свое творчество. Ищешь, по тому, как то что ты создаешь - отзываются в тебе, как оно резонируют, как заставляет звучать твои внутренние струны. Когда что то тебя переполняет, переживания захлестывают и душа просит выражения своих переживаний - рождается творчество.
Вот один очень любопытный отрывок их книги Карлоса Кастанеды, где он описывает свой диалог о творчестве с магом - Доном Хуаном.
"
– Можно сказать, что нагваль ответственен за творчество, – сказал он наконец и пристально посмотрел на меня. – Нагваль – единственное в нас, что способно творить.
Дон Хуан спокойно смотрел на меня. Эта тема чрезвычайно заинтересовала меня, и я попросил раскрыть ее подробнее. Он сказал, что тональ – это лишь свидетель и регистратор. Я спросил, как он объясняет тот факт, что мы конструируем великолепные здания и сложнейшие механизмы.
– Это не творчество, – сказал он, – это только формовка. Объединившись с другими тоналями, мы можем сформировать что угодно. Великолепные здания, как ты сказал.
– Но тогда что же такое творчество, дон Хуан?
Он искоса посмотрел на меня, усмехнулся, поднял правую руку над головой и резко двинул кистью, как бы поворачивая дверную ручку.
– Творчество вот, – сказал он и поднес ладонь к моим глазам.
Мучительно долго я не мог сфокусировать взгляд на его руке. Как уже было однажды, невидимая оболочка сковала все мое тело так, что не разорвав ее, я не мог перевести глаза на его ладонь.
Я боролся, пока капли пота не попали в глаза. Наконец я услышал или ощутил хлопок, и голова дернулась, освободившись.
На его правой ладони находился любопытнейший грызун, похожий на белку. Однако хвост у него был как у дикобраза, покрытый жесткими иглами.
– Потрогай его, – сказал дон Хуан тихо.
Я машинально повиновался и погладил пальцем по мягкой спинке. Дон Хуан поднес руку ближе, и тогда я заметил нечто, из-за чего у меня начались нервные спазмы: у белки были очки и очень большие зубы.
– Он похож на японца, – сказал я и истерически засмеялся.
Грызун, стал расти на руке дона Хуана, и, пока мои глаза были еще полны слез от смеха, грызун стал таким большим, что буквально исчез из моего поля зрения, Это произошло так быстро, что я даже не успел перестать смеяться. Когда я протер глаза и снова посмотрел на дона Хуана, он сидел на скамейке, а я стоял перед ним, хотя и не помнил как встал.
На мгновенье моя нервозность стала неконтролируемой. Дон Хуан спокойно поднялся, усадил меня, зажал мой подбородок между бицепсом и локтем левой руки и ударил меня по макушке костяшками правой. Эффект был подобен удару электрическим током, и я тут же успокоился.
Я хотел спросить его о многом. Но мои слова не могли пробиться через эти вопросы. До меня вдруг дошло, что я потерял контроль над голосовыми связками. Но мне не хотелось бороться с этим, и я просто откинулся на скамейку. Дон Хуан велел мне собраться и перестать индульгировать. У меня слегка закружилась голова. Он приказал мне писать и вручил блокнот и карандаш, подобрав их из-под скамейки."цитата: |
оно все запутывает еще больше, причем чем больше запуток, |
Это происходит потому что ты хочешь понимать, причем понимать нечто определенное и желательно состоящее из тех же кубиков из которых ты уже собрал свой мир. А ты не старайся понять это теми понимательными клише которые уже имеешь. Начни переживать творчество художника вместе с ним, без анализа, без попытки разложить все по своим заранее сформированным полкам. Позволь творчеству сделать тебя заново. Открой свое сердце, не логику ума, а именно сердце. Отпусти все свои смыслы, и просто чувствуй. Пусть что-то в тебе отзовется! Позволь этому что-то отозваться! не сковывай его выяснением что именно происходит и как именно это называется. Пусть оно просто играет тобой. И тогда ты все поймешь. А если не поймешь, то значит либо художник не очень талантлив, либо это просто не твое, либо ты просто шибко зациклен на своих понятийных схемах.
цитата: |
И алгоритмов таких нет, и НИКТО НИКОГДА еще НЕ ПОНЯЛ, чем же хороший стих отличается от плохого. Ты привел отличный пример : то, что неподвластно ЛОГИКЕ, неподвластно ПОНИМАНИЮ. |
Если бы это было неподвластно пониманию, то про Пушкина, Есенина, Маяковского или Блока никто бы не знал. Они бы просто утонули в безбрежном океане "поэтов" и их "поэзии". Каждый опус, где содержатся зарифмованные слова, привлекали бы к себе столько же внимания сколько и все остальное. Поэзия свелась бы кустарничеству, ремеслу. Каждый, кто научился бы говорить и уловил принцип подбора рифмы - писал бы стихи. Однако поэтика, при всей очевидности технологии стихосложения - это не алгоритм. И если поэт не чувствует то о чем пишет, не знает, лукавит, не живет своим творчеством - то его стихи не отзовутся и не дернут ту самую струнку, от которой вдруг внезапно захочется расплакаться! просто так! без всяких на то оснований и причин. Я думаю что любой чувствующий человек легко учует подвох и сразу отличит хорошие стихи от графоманства, Мандельштама от Ралекса
Причем без всяких специальных знаний, формул и алгоритмов. Просто слушая свои внутренние струнки.