Дело № 2- 149/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2011 года пгт. Ноглики
Ногликский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи: Кучук Н.Ю.,
при секретаре: Кириковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сидорович Аллы Александровны, Сидоровича Александра Михайловича об оспаривании действий администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский»,
УСТАНОВИЛ:
Сидорович А.А., Сидорович А.М. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» (далее – администрация МО «ГО Ногликский»), выразившихся в отказе в согласовании переустройства принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в связи с установкой автономного отопления.
Сидорович А.А. и ее представитель Кочманюк В.В. в судебном заседании заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Администрация муниципального образования «Городской округ Ногликский» в судебное заседание своего представителя не направила, представили ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что требования заявителей не признает, считает оспариваемые ими действия правомерными, поскольку в соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Сидорович С.А. в судебное заседание не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявление Сидорович А.А., Сидоровича А.М. об оспаривании действий администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» поддерживает, о чем представила письменное заявление.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителей, их представителя, проверив законность оспариваемого действия, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основные начала жилищного законодательства, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Порядок переустройства жилого помещения регулируется статьями 25-29 главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Часть 2 вышеуказанной статьи определяет перечень документов, предоставляемых собственником жилого помещения для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
При этом орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 26 ЖК РФ).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 4 статьи 26 ЖК РФ).
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является исчерпывающим, что означает невозможность отказа в согласовании по другим основаниям.
Ввиду этого, несмотря на то, что форма данного решения не определена законодательством, часть 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
При этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (ч. 3 ст. 27 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 7.3.7 строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные» (СНиП 31-01-2003), принятых и введенных в действие с 01 октября 2003 года постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 года №109, в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 29 декабря 2010 года Сидорович А.А., Сидорович А.М. обратились в администрацию МО «ГО Ногликский» с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. …, ул. …, …, принадлежащего им и Сидорович С.А. на праве общей долевой собственности, в связи с установкой системы автономного отопления, представив определенные частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы.
Из рабочего проекта автономного теплоснабжения квартиры .. дома .. по улице .. пгт. … усматривается, что проект отопления разработан Обществом с ограниченной ответственностью «*», имеющим соответствующее свидетельство о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения, водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения. Проект отопления разработан на основании СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха". Теплоснабжение трехкомнатной квартиры предусматривается от газового настенного котла, отключение существующей системы отопления квартиры не влияет на гидравлику существующей системы отопления дома. В качестве источника теплоснабжения принят газовый настенный котел «*» с закрытой камерой горения.
21 марта 2011 года администрацией МО «ГО Ногликский» в адрес заявителей направлено письмо, из которого следует, что администрация МО «ГО Ногликский» по результатам рассмотрения заявления о переустройстве жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. …, ул. …, .., не может согласовать устройство автономного отопления, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в связи с чем возвращает представленные документы.
Какой-либо иной документ (решение), свидетельствующий об отказе в согласовании переустройства жилого помещения администрацией МО «ГО Ногликский» не принимался и в адрес заявителей не направлялся.
При этом, в нарушение требований части 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации указанный выше ответ администрации МО «ГО Ногликский» не содержит оснований отказа со ссылкой на виды нарушений, предусмотренные частью 1 указанной статьи.
Данные обстоятельства администрацией МО «ГО Ногликский» не оспариваются.
Ссылку администрации МО «ГО Ногликский» в обоснование отказа в согласовании переустройства жилого помещения на пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суд находит несостоятельной в силу следующего.
Как следует из статьи 30 вышеназванного закона, статья 14 настоящего Федерального закона вступила в силу с 1 января 2011 года.
В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В Конституции Российской Федерации правило отсутствия обратной силы вновь принятого закона упоминается в статье 54, а также в статье 57.
Вместе с тем более общей нормой, которая содержит запрет придания обратной силы любому закону, ухудшающему положение граждан, является часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Из этого исходит и Конституционный Суд, который неоднократно отмечал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч.1), 55 (ч. 2), 57 Конституции Российской Федерации. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Поскольку обращение Сидорович А.А., Сидоровича А.М. с заявлением о согласовании переустройства принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, имело место 29 декабря 2010 года, суд приходит к выводу о том, что положения пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к данным жилищным отношениям применению не подлежат.
Кроме того, в силу пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 вышеуказанного закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения в том числе относится утверждение правил подключения к системам теплоснабжения.
Как следует из статьи 29 вышеуказанного закона нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, утверждаются в течение четырех месяцев после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" опубликован в "Российской газете" N 168 от 30 июля 2010 года.
Между тем, правила подключения к системам теплоснабжения Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утверждены, что не оспаривается администрацией МО «ГО Ногликский».
Таким образом, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, с использованием которых запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах, законодательно не определен.
Кроме того, данный нормативный акт, по мнению суда, призван регулировать отношения, связанные с подключением к сетям теплоснабжения, тогда как, согласно представленному заявителями проекту, установка индивидуальной (автономной) системы отопления подразумевает отключение от существующей системы теплоснабжения многоквартирного дома.
Каких-либо иных доказательств несоблюдения заявителями условий переустройства жилого помещения, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрацией МО «ГО Ногликский» не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что отказ администрации МО «ГО Ногликский» в согласовании переустройства жилого помещения, принадлежащего заявителям на праве собственности, в связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления, не основан на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующего данные жилищные отношения.
Кроме того, в судебном заседании установлен факт нарушения администрацией МО «ГО Ногликский» порядка принятия решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, установленного статьями 26, 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части формы, сроков и процедуры принятия решения.
Поскольку оспариваемые действия администрации МО «ГО Ногликский» нарушают права и свободы заявителей, а также не соответствуют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об их незаконности, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский», выразившиеся в отказе Сидорович Алле Александровне, Сидоровичу Александру Михайловичу в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. … Сахалинской области, улица …, дом .., квартира .., в связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления - незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ Ногликский» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать Сидорович Алле Александровне, Сидоровичу Александру Михайловичу документ установленной формы, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. … Сахалинской области, улица …, дом .., квартира .., в связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления в соответствии с представленным проектом.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2011 года.
Судья Н.Ю. Кучук
Копия верна: судья Кучук Н.Ю.
x