Давайте без эмоций. Проанализируем цифры. И все станет ясно. Итак, за последние четыре года ввоз в Россию подержанных иномарок, казалось бы, вырос, он увеличился на 22 процента. Но если учесть, что количество ввезенного секонд-хэнда составляет около 10 процентов (менее 400 тысяч в год) от количества проданных в России новых автомобилей и отечественных, и, главным образом, - зарубежных марок, то становится ясно сразу – повышением таможенных пошлин правительство нанесло удар по самым малоимущим слоям среднего класса российских граждан.
Если же учесть, что большая часть подержанных иномарок ввозится на Дальний Восток и в меньшей степени в Калининградский район то становится понятно и другое: главный удар правительства нанесен по их населению. И этот удар не просто лишает жителей этих регионов возможности передвижения на колесах, а лишает их средств к существованию, потому что, так или иначе, по разным оценкам, с японским секон-хэндом и с бизнесом на его основе на той стороне Уральских гор связано два-три миллиона человек. Это без учета членов их семей. В Калининграде значительно меньше, но потери доходов, уровня жизни и занятости будут тоже очень ощутимы.
Увеличение импортных пошлин с 11 января будущего года примерно в полтора раза увеличивает стоимость японских праворулек не в полтора, а в два-три раза, поскольку отсекается сегмент автомобилей возрастом от 5 до 7 лет и стоимость японских бэушных, самых востребованных автомобилей с 11 января приравнивается к стоимости автомобилей по эту, по нашу сторону Уральских гор. Следовательно, их бизнес и дальневосточников, и калининградцев становится не нужен – невыгоден: и чем им теперь заниматься? Как выживать?
И потом – кто дал право правительству принимать решения, ухудшающие материальное положение миллионов граждан страны? Почему такие решения не оформляются законом и не проходят через Думу - через законодательный орган? И как подленько, как спешно повышены пошлины: уже 11 января вступают в силу – первый рабочий день в новом году и пожалте вам – новогодний подарок российскому народу. А как же быть тем, кто уже сделал заказ, оплатил его, но не оплатил еще растаможку? Таких тысячи. Да наплевать на них!
Лучше бы наше правительство задумалось – почему в США, где погибают сейчас сразу «три славы» американского автопрома – «Дженерал Моторз», «Форд» и «Крайслер», никому и в голову не придет вводить пошлины на японский автопром?
А теперь давайте проанализируем рынок ввозимых в Россию НОВЫХ, только что произведенных, с завода - иномарок. За последние четыре года он каждый год ПОЧТИ УДВАИВАЛСЯ! В 2006 году число ввозимых новых иномарок впервые в истории страны превысило число автомобилей, производимых в России – и это с учетом всех совместных автозаводов. С менее, чем полмиллиона штук в пятом году, в восьмом, в этом году границу России пересекут аж один миллион почти восемьсот тысяч автомобилей иностранного производства!
Во всех опубликованных таблицах новых пошлин есть графа «НОВЫЕ». И в ней тоже значится повышение пошлин - на 5%. Но мало кто знает, что на самом-то деле эта графа «НОВЫЕ» делится и таможенниками, и правительством на две: «ДО ГОДА» и «ОТ ГОДА ДО ТРЕХ». И что самое удивительное – пошлины на них, на СОВСЕМ новые, «ДО ГОДА» правительство НЕ УВЕЛИЧИЛО. Оставило на прежнем, приемлемом для рынка уровне.
Так в чьих же интересах оно повысило пошлины на все остальные импортные автомобили? Само собой разумеется – в интересах тех, кто эти новые иномарки ввозит и продает. А кто же их ввозит и продает? Их ввозят и продают генеральные импортеры и официальные дилеры. Но самое интересное в том, что кроме дилерских компаний, импорт и продажу в России новых импортных автомобилей осуществляют и сами
автомобильные компании, в составе которых – и наши автозаводы!
То есть – в интересах отечественных автоолигархов повышены пошлины на импортный секонд-хэнд, никакой «заботы о российском производстве» здесь не просматривается даже в микроскоп.
Новым иномаркам в России вообще расчищается законодательная дорога - буквально бульдозером, «Катерпиллером» - пожалуйста: совсем недавно, 24 ноября 2008 года, Госдума приняла сразу, быстро - во втором и третьем чтениях поправки в закон об отмене НДС при продаже подержанных машин по схеме «трейд-ин», то есть, когда при покупке нового автомобиля, старый принимается в зачет. А это такой простор для бурного развития «трейд-ин» в России! Это, безусловно, неплохо и для нас, потребителей, но заметьте – опять же отмена НДС даст мощный толчок к увеличению объемов продаж
новых импортных автомобилей, рост которых в России и без того гигантский.
И тут уж, путающийся в ногах «серый» и дешевый импортный секон-хэнд нашим автомобильным олигархам ни к чему: убрать его к чертовой матери! Вот и убрали.
А как же статья 8-я Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует поддержку конкуренции?
А как же пара-тройка миллионов человек, оставшихся и без автомобилей, и без средств к существованию?
А кто сказал, что наше правительство думает о своем народе?
ПОСТСКРИПТУМ:
В выходные 13 и 14 декабря Дальний восток и Калининград бурлили. Немногие СМИ это захотели заметить. Остальная Россия спала. Эта статья выйдет в понедельник. Даю прогноз: в минувшие выходные Россия проснется, но бурление в начале нашей страны, там, где наступает в ней день, может взорваться. Как бы известная шутка не накаркала беду: «Хочешь заиметь Дальневосточную республику – запрети правый руль!» А такое повышение пошлин на фоне стремительно растущего евро – а пошлина рассчитывается именно в евро – равносильно его запрету.
Стремление же Путина сгладить, спасти ситуацию, а точнее – дезавуировать свою ошибку принятия повышенных пошлин предложением "обнулить" за счет бюджета железнодорожные тарифы на перевозку автомобилей на Дальний восток и в Приморье – это предложение премьера совершенно неприемлемо. Во-первых, потому, что население страны не должно и не собирается оплачивать уровень жизни дальневосточников.
Но главное - это не решит проблем занятости, а значит, - выживания нескольких миллионов человек.
x