Неожиданный поворот в деле “разведчиков ГРУ” в Грузии. Обозревателю “МК” удалось встретиться с бывшим сотрудником грузинских спецслужб, который утверждает, что лично вербовал Петра Девришадзе — аджарского бизнесмена, чьи признательные показания Тбилиси предъявляет как одно из главных доказательств разоблачения российской “шпионской сети”.
Мой собеседник не скрывает своего имени, однако фотографировать себя запрещает. Слишком многие в Грузии хотят свести с ним счеты. Человек из ближайшего окружения бывшего правителя Аджарии Аслана Абашидзе, Давид Бакуридзе в прошлом обладал огромной властью. В правительстве автономной республики он занимался вопросами безопасности в должности замминистра внутренних дел Аджарии. До того как перейти в МВД, Бакуридзе с 1992 года работал в МГБ (Министерство госбезопасности) Грузии, дослужившись там до подполковника. И он очень хорошо знаком с фигурантом нынешнего шпионского скандала Петром Девришадзе.
“Я со всей ответственностью заявляю, что Петр Девришадзе является агентом грузинских спецслужб, — говорит Бакуридзе. — Я лично завербовал его в 1999 году, когда еще служил в МГБ. Я взял с него подписку, оформил его документы как нашего секретного сотрудника и курировал его с 1999 по 2004 год, пока не был вынужден покинуть Грузию. Все это время Девришадзе работал как агент МГБ и исправно поставлял нам информацию. В том числе и о тех, кто сейчас правит страной. По нашему заданию он наладил контакты с партией Саакашвили “Единое национальное движение”, которая тогда была в оппозиции, и информировал нас о том, что там происходит. Он продолжал это делать и весной 2004 года, когда сторонники Саакашвили готовили свержение Абашидзе. Я лично платил ему за это. Он получал хорошие деньги”.
Напомним, что 5 ноября МВД Грузии распространило оперативную съемку допроса двух арестованных по обвинению в шпионаже в пользу России. Один из них, бизнесмен из Аджарии Петр Девришадзе, подробно рассказывает, как происходила его вербовка. По словам бизнесмена, представители ГРУ вышли на него через руководителя союза российских соотечественников в Грузии “Отчизна” Валерия Сварчука. При его посредничестве Девришадзе якобы встретился в Москве с офицерами российской военной разведки, которые с помощью шантажа склонили его к сотрудничеству.
“Ну как Девришадзе может быть российским агентом, если его родной брат давно живет в США? — негодует Бакуридзе. — Он действительно имеет российский паспорт. Однако есть информация, что получил он его незаконно”.
Оперативный псевдоним агента МГБ Грузии Девришадзе был “Русо” — “Русский”. Он получил его потому, что внешне мало похож на грузина. После того как в Грузии произошла “революция роз”, а вслед за тем переворот в Аджарии, Девришадзе переметнулся в стан Саакашвили. Однако мой собеседник убежден, что он по-прежнему работает на грузинские спецслужбы. Только теперь его кураторы служат не в МГБ, которое было расформировано, а в Департаменте конституционной безопасности МВД Грузии.
“Когда я уже жил в Москве, Девришадзе неоднократно звонил мне с целью разузнать, где мы в Аджарии спрятали оружие. Предлагал помочь его продать, пока не заржавело, — Бакуридзе смеется. — Они там опасаются, что мы перед отъездом из Грузии успели кое-что припрятать и, если что-то начнется, это может быть пущено в ход. Но я уже знал, что он на них работает. По его наводке в моем доме в Аджарии семь раз проводили обыск”.
Важно, что Девришадзе состоит в родстве с Темуром Патаридзе, начальником Управления конституционной безопасности Аджарии, под чьим руководством и проходила операция по задержанию “российских агентов”. “У них совместный бизнес, недавно они приобрели рыболовное судно, — рассказывает бывший первый вице-премьер Аджарии Бадри Меладзе. — Брат Патаридзе сидел в России в тюрьме. Девришадзе помог ему освободиться — писал жалобы, ходил здесь по инстанциям”. Совместно с Патаридзе Девришадзе запустил производство тушенки для грузинской армии. О том, что Девришадзе выполняет задания грузинских спецслужб, свидетельствует и такой факт: перед августовской войной он приезжал в Питер и выходил на разных людей, грузин, с вопросом, где можно купить оружие якобы для грузинской армии. Несомненно, готовилась какая-то провокация. Возможно, партия оружия из России была бы арестована на грузинской границе, после чего объявили бы, что оно предназначалось, например, для организации военного переворота.
Видимо, в качестве вознаграждения за верную службу власти Грузии позволили Девришадзе присвоить квартиру в Батуми, которую прежнее руководство Аджарии выделило командиру российской военной базы генералу Борисову.
“Все это “шпионское” дело замутили Девришадзе и Патаридзе, — уверен Бадри Меладзе. — Патаридзе получил звезду, Девришадзе временно посадили, но вскоре отпустят. Именно на основе его “признательных показаний” загребли всех остальных. Он прирожденный провокатор. Главная цель здесь, помимо политической, — это Руслан Галогре и его имущество, которое теперь конфискуют. Руслан — брат покойного крупного бизнесмена Омара Галогре, дочь которого живет сейчас в Англии. Гостиница “Галогре” в центре старого Батуми оформлена на Руслана. Говорят, что эта гостиница очень понравилась Михаилу Саакашвили. Другая цель — руководители компании Saybolt Georgia Армен Геворкян и Рубен Шикоян. Их места планируется отдать своим людям: компания ворочает огромными деньгами”.
Кроме Девришадзе из 13 арестованных “шпионов” признательные показания дал только пилот Габриэл Усталишвили. По сути, этим исчерпывается вся “доказательная база”, предъявленная грузинской контрразведкой. Не считать же доказательством чего бы то ни было постановочные кадры из фильма “Энвери”, на которых грузинские актеры изображают российских военных? И вот теперь оказалось, что с “чистосердечным признанием” выступил подосланный грузинской же “гэбухой” провокатор.
x