Задний ход+птф на универсале.
Надоело отсутствие нормального света по левому борту, было решено сделать второй фонарь заднего хода, но с сохранением птф. ПТФ пользовался всего несколько раз в жизни, но как говорится раз в год и палка стреляет. Не хотелось чтобы кто-то догнал меня в метель или туман из-за отсутствия последней. Полез на али искать что предлагают китайцы для моего случая. Нашел одну единственную лампу с красными и белыми диодами, цена за пару была 1600р. Чтобы вы не искали добавлю
ссылку . Но не был уверен что такая лампа нормально станет в фару универсала, держатель ламп там один для всей фары, да и 600Лм белого мне показалось маловато, хотя обычная лампа заднего хода выдает и того меньше. Ну что же, значит будем делать сами. Вообще по уму нужно делать такой свет на хороших смд светодиодах, но тут мы упираемся в эти хорошие диоды
На неоне в розницу заказ от 2000р, на али лотерея даже у нормальных продавцов. Плюс ко всему нужен фольгированный алюминий и паяльная паста. Ничего этого у меня нет и не известно понадобится ли еще когда-то. Решил не тратить деньги зря и делать из того что есть, тем более по моим расчетам должно было получится хорошо (и получилось
). Далее по пунктам.
1. Покупаем на рынке алюминиевый пруток диаметром 30мм.
2. Делаем чертеж нашего будущего радиатора. Хотел сделать ребра конические, но токарь сказал что конус не получается, по этому сделал ребра толщиной 1мм и прямые. Также обязательно говорим токарю чтобы углубление для закрепления в задней бабке сделал со стороны цоколя. Мне сделали со стороны ребер и пришлось перекрывать его алюминиевым пятаком. Радиатор мой первый, по этому в ходе тестирования и монтажа выявил несколько особенностей. А. Центральную ось в следующий раз я бы сделал потолще, скажем 12мм вместо 8мм. Мне кажется что с более толстой осью теплораспределение будет лучше. В моем варианте разница температур составляла 30 градусов. 80 градусов возле диодов и 50 градусов возле цоколя. Б. Если планируете плюс птф брать с цоколя диаметр последнего необходимо уменьшить на толщину залуженного текстолита. В. Сразу попросите у токаря сделать пазы для проводов, я подгонял уже при примерке напильником. Г. Корпус фонаря я немного расширял напильником. Возможно из-за того что немного не так приклеил диоды (об этом позже). Если не хотите трогать пластик можно сделать радиатор на 1мм уже и подточить диоды чтобы разместились не выступая за край. В таком варианте должен влезть без проблем. Д. На нижнюю часть цоколя радиатора я клеил фольгированный текстолит 0,5мм. Если планируете клеить более толстый текстолит расстояние от ушек до края цоколя нужно уменьшить.
Размеры стандартного цоколя видно на картинке.
3. Шлифуем торец радиатора где будут размещаться диоды на ровной поверхности (я использовал зеркало) мелкой наждачкой до получения плоской и гладкой поверхности.
4. Покупаем диоды. Я остановился на корпусе эмиттер т.к. их легко найти и они не требуют дополнительной изоляции, можно сразу клеить на радиатор. Понадобятся 6х3Вт белых и 3х1-3Вт красных. Красные я брал 3Вт, но работают у меня на мощности в 1Вт.
5. Смотрим сколько же выдает люмен лампа PR21W. По данным компании филипс
110Лм . Мои красные диоды выдают 50Лм при 1Вт и 85Лм при 3Вт. Даже при работе 3-х диодов на мощности 1Вт мы перекроем необходимый световой поток с запасом. Забегая вперед скажу что такого светового потока вполне хватает и радиатор во время теста на столе за 1 час нагрелся до 45 градусов при окружающей температуре +18С.
6. Клеим красные диоды на клей star-922 горизонтально по центру в одну полосу, хорошо прижимаем диод и чуть-чуть перемещаем его по кругу чтобы слой клея под теплоотводом был как можно тоньше. Полное высыхание клея в течении 24 часов. Соединяем их последовательно. Расположение крепежных ушек в патроне видно на фото, клеим перпендикулярно вертикальной оси фонаря.
7. Клеим белые светодиоды сверху и снизу от красных, соединяем в 2 группы по 3 диода. Приклеиваем по краю радиатора. Я 3 диода приклеил чуть ближе к центру, потом вторая группа не влезла. Переклеивать было лень, думал может и так радиатор влезет в фонарь, не влез
8. Паяем провода, я использовал жилы сетевого кабеля. Сначала припаял провода сантиметров по 10, думал разместить драйвера в углублении возле лампы птф, но в кембрике они там не поместились, пришлось 2 драйвера переносить к колодке, там большой «карман», и три драйвера может поместиться. Так что лучше провода припаять сантиметров по 30-40, а после прокладки проводов в фонаре уже обрезать и припаять драйвера.
9. Драйвера использовал MR16 в количестве 3-х штук. Они очень компактные и легко можно подстроить ток под свои нужды. Драйвера с диодным мостом так что полярность для них не важна. В моих была микросхема CL6807. Ток на выходе задается одним или двумя резисторами по формуле 0,1/R. В моем случае стояли 2 резистора по 0,3Ом и 0,33Ом. Суммарное сопротивление 0,15Ом. 0,1/0,15=0,67А. С учетом того что сопротивление диодов колеблется итоговый ток на диодах составил 0,53А. Поднимать не стал т.к. по моим тестам при токе 0,7А яркость увеличивалась на 8-10%, а потребление, следовательно и нагрев, почти на 30%. Для проверки использовал обычный датчик освещенности на телефоне (положение телефона не меняем на протяжении всего теста) и закрепленный на опоре диод (диоды крепим на одно и то же место не сдвигая опору), подавал на диоды определенный ток и сравнивал показания люксометра. Ток контролировал мультиметром. Такой метод не дает абсолютных результатов, но сравнить разные диоды по яркости очень помогает. Я выбрал самые яркие, но как не парадоксально не самые дорогие диоды. Покупал по несколько штук разных для теста. Покупал и диоды с кристаллом 45мил, светили хуже чем более дешевые. Китай есть китай, все нужно проверять.
Кстати красные диоды при тех же резисторах пропускали всего 0,34А, я так понял внутренне сопротивление у них больше чем у белых.
10. Клеим на торец цоколя залуженный фольгированный текстолит чтобы не получить КЗ. Можно плюс группы птф подпаивать к нему (не забываем сделать паз под провод), а для минуса наклеить текстолит на боковую поверхность цоколя. Ко мне такая мысль пришла после изготовления радиатора, так что пришлось минус тянуть проводами.
11. Ушки цоколя мне сделали в виде винтов М2,5. Стачиваем винты, оставляем около 2мм винта выступающих над поверхностью цоколя. Примеряем чтобы радиатор входил в патрон и фиксировался там.
12. Вставляем готовый радиатор в отверстие отражателя. Его диаметр около 29,5мм, но из-за выступающих за поверхность радиатора диодов и проводов я немного стачивал пластик. Итоговый диаметр замерять забыл
13. Подключаем красные диоды ножевой клеммой «мама» к выступу дорожки птф (красный квадрат на фото). Для этого выступ немного отгибаем и откусываем сбоку пару миллиметров чтобы клемма села. Общий минус 3-х групп соединяем с минусом габаритов и подключам ножевой клеммой к штекеру (синий квадрат на фото). Минус габаритов подключаем через клеммы чтобы можно было отсоединить части фонаря друг от друга. Размещение драйверов обжатых кембриком обозначено эллипсами. Слева 2 драйвера уложены вертикально.
14. Плюс для белых диодов тянем от фонаря заднего хода через потолок. В колодке под обшивкой рядом с нашим фонарем заднего хода нет, хотя и видел тут сообщение про сине-оранжевый провод, у меня там напряжение появляется сразу после включения зажигания. Я использовал провод сечением 0,5 см2. Для 1А хватит с головой. Если будете подключать плюс напрямую к драйверам не забудьте сделать разрыв и соединить провод клеммами недалеко от фонаря чтобы можно было его снять.
15. Для того чтобы не слепить водителей при движении задним ходом на дороге и на случай если мне придется долго ехать задним ходом (после 5 минут работы в режиме заднего хода кристаллы диодов нагрелись до 100 градусов) сделал подключение белых диодов через реле. При включении задней птф белые диоды выключаются. Для этого плюс от фонаря заднего ходя подключаем ко входу реле, постоянно замкнутый контакт через предохранитель на 3А и ножевые клеммы подключаем к драйверу. Провод внутрь фонаря заводим через отверстие возле колодки. Подпаиваемся к плюсу задней птф (зелено-желтый провод в жгуте рядом с колодкой в салоне, в колодке тоже есть зелено-желтый, не перепутайте) и подключаем этот провод к соленоиду реле, минус соленоида выводим через клемму под болт.
16. Клеим реле на колодку и предохранитель на кузов вспененным двусторонним скотчем.
Проверяем чтобы все работало и наслаждаемся результатом
Вот так выглядит радиатор через стекло. В глаза не бросается, если не знать и внимания не обратишь.
Вот так светит птф. Из-за рифления свет получился перьями, но под любым углом светит ярко.
Вот так светит задний ход. Тоже перьями, но видно хорошо. Фоткал с заглушенным двигателем, так что на лампу заднего хода внимания сильно не обращайте, на заведенной машине она будет светить намного ярче. Там стоит филипс +60%. Теперь света слева хватает и видно куда едешь. Проделанной работой очень доволен.
Общая мощность белых диодов составила около 10-11Вт. Не померял на каком напряжении они работали при стабилизированном токе.
Для удешевления можно использовать резисторы вместо драйверов, онлайн калькуляторов полно для расчета номинала и мощности. Напряжение на форде в принципе стабильное.
Сложного во всем процессе нет ничего, так что не бойтесь и делайте.
Если есть вопросы – задавайте.