Шипованная/нешипованная резина
Согласно исследованию компании "Bridgestone/Бриджстоун", в России зимой примерно 30% водителей отдают предпочтение шинам без шипов, а 70 % приобретают шипованные шины. Однако в крупных мегаполисах (в частности, в Москве), где автомагистрали стараются (пусть и не всегда удачно) оперативно очищать от снега, нешипованная резина пользуется не меньшей популярностью, чем шипы. По мнению консультанта интернет-магазина www.kupikolesa.ru Дмитрия Полканова, в той же Москве продажи делятся примерно 50% на 50%. Известно, что некоторые любители авто тратят дни и недели на то, чтобы решить для себя, какая резина – с шипами или без шипов - им нужна. Однозначного ответа здесь, разумеется, нет.
Почти все специалисты сходятся на том, что шипы, безусловно, полезны в тех условиях, когда приходится двигаться, в основном, по заснеженным и обледенелым дорогам — в особенности на загородных трассах с малой интенсивностью движения и в сельской местности. По мнению начальника отдела технического обслуживания клиентов финской Nokian Tyres Матти Морри, «шиповка» наиболее безопасна для зимней дороги, хотя нешипованные – более комфортабельны. Однако специалисты Nokian Tyres рекомендуют шипованные шины для большинства регионов России: для Москвы, Петербурга, Европейской части России. Если для водителя приоритетность – безопасность собственная, безопасность пассажиров автомобиля, единственное решение – шипованная резина. Надо учитывать, что это мнение специалиста из той страны, где исторически предпочитают ездить зимой на шипованной резине.
Однако в тех условиях, когда дорожные службы работают регулярно – убирая снег и обрабатывая дорожное полотно антиледовыми реагентами, по мнению некоторых специалистов, эксплуатация шипованных шин практически лишена смысла. «Раньше шипованной резины продавалось больше. Однако сейчас столичные автолюбители, кажется, поняли, что в Москве шипованная резина не нужна", - отмечает Д. Полканов.
Во-первых, асфальт достаточно быстро убивает такие шины, во-вторых, шипы, в свою очередь, сами разбивают дорожное покрытие. Согласно европейской статистике, применение шипованной резины увеличивает износ дорожных покрытий в 5-8 раз. Тем самым, шипы ухудшают экологическое состояние города, выбивая из асфальта мелкую канцерогенную крошку, которой нам в итоге приходится дышать. Однако Матти Морри из Nokian Tyres наоборот считает, что шипы в средней полосе России необходимы, так как из-за перепада температур зачастую образуется наледь, с которой нешипованная резина справиться не может. По его мнению, нешипованные шины тоже могут быть хорошим решением – но только для регионов со стабильными температурами: там где устанавливается температура минус 15 – 20 градусов, где нет плотно укатанного снега, а лед шершавый.Такого же мнения придерживается Андрей Розовский из www.shinashop.ru: "если эксплуатация в основном по Москве и не каждый день , т.е. с учетом погодных условий., то можно ограничится нешипованной зимней шиной. Но если присутствует каждодневная эксплуатация, без учета погодных условий, и выезды за город, то на наш взгляд шипованные шины необходимы".
Водителям с агрессивным стилем вождения о шипованных колесах лучше вообще не думать. Если постоянно гонять на шипах, то вскоре все они останутся на дороге. А уже после шипов на дороге можно оставить и саму резину: вылетая из своих гнезд шипы вырывают куски протектора, после чего такую резину можно прямиком везти на свалку. Кроме того, особенно рьяные гонщики могут испортить себе слух - известно, что шипованные колеса раза в два выше по уровню издаваемых шумов, чем нешипованные. И, хотя подобных случаев в мировой практике зарегистрировано еще не было, предупредить о возможных последствиях мы просто обязаны.
Как убирают в российских городах снег, мы знаем, поэтому особенно недоверчивые могут сразу покупать шипованную резину. Но пусть только учитывают, что эффективность шипованных покрышек на сухом асфальтовом покрытии, которое вполне может встретиться в средней полосе России даже в январе, по сравнению с аналогичными нешипованными шинами снижается на 5-10%. Связано это с тем, что за счет применения шипов площадь контакта протектора с асфальтом снижается, и машина волей-неволей увеличивает свой тормозной путь. Тем, кто беспокоится о своем "кармане", не стоит также забывать, что применение шипов увеличивает массу колес. И хотя ненамного (обычно в современную шину устанавливается от 80 до 150 шипов весом 1 грамм каждый), однако это все же сказывается на расходе топлива. Шипованная резина также требует более частой балансировки, чем нешипованная, т.к. часть шипов в процессе эксплуатации вылетает. Специалисты рекомендуют владельцам "шипов" заезжать на балансировку раз в полтора-два месяца. Обычно ошипованного колеса хватает минимум на два сезона, но зачастую не более четырех. Последующая шиповка вряд ли принесет вам большой уверенности на дороге: шины стареют.
Нетерпеливым людям тоже не рекомендуется покупать «шипы» - срок жизни шипованных шин напрямую зависит от правильной обкатки, поэтому специалисты рекомендуют после установки шипованных шин обкатку до 300-500 км в спокойном режиме на скорости не более 60-70 км в час. "К нам иногда обращаются с жалобами некоторые клиенты, мол, половина шипов повылетала". При осмотре выясняется, что резина местами рваная - водитель просто-напросто не удосужился соблюдать скоростной режим, необходимый для обкатки шипов", - рассказывает Д. Полканов.
Владелец «шиповки» также должен помнить, что у шипованной шины нельзя менять направление вращения, поэтому при снятии шин с автомобиля на летнее хранение направление вращения надо пометить на колесе, это позволит правильно "обуться" в новый зимний сезон. И ещё совет - почаще меняйте ведущие колеса с ведомыми, в этом случае шипованные колеса будут равномернее изнашиваться.
Напомним, кстати, что столичные власти уже который год грозятся запретить использование шипованной резины в Москве или ввести налог на тех водителей, которые любят «шиповку», т.к. она разрушает дорожное покрытие. Однако законопроект, ужесточающий ответственность за использование такой резины до сих пор не утвержден, и пока на эту тему можно не волноваться. И все же, не исключено, что Мосгордума вдруг, как это часто у нас бывает, примет его в один день сразу в трех чтениях. Кстати, шипованная резина запрещена в некоторых странах Европы (ФРГ, Польша) и Японии. В других государствах правительство пытается сохранить дороги, законодательно ограничив скорость движения автомашин на такой резине. В Бельгии, например, этот показатель составляет 60 км/ч, а на трассах Швейцарии - 80 км/ч.
С другой стороны, некоторых странах использование шипованной резины даже является обязательным. Так, законодательство Финляндии требует от водителей с ноября по март ездить только на шипованной резине.
x