Смертность населения в г.Ленинграде, увеличившаяся вследствие блокады, привела к необходимости массового захоронения трупов.
Работы по массовому захоронению, производившиеся при глубоком промерзании грунта в условиях суровой зимы 1941/1942г., настоятельно потребовали от руководящих организаций города, и в частности от исполкома Ленгорсовета, перехода от массового траншейного захоронения к кремации (сжиганию) трупов как наиболее целесообразному по экономическим и санитарно-гигиеническим соображениям способу.
Первые опыты по сжиганию трупов были проведены Государственным ордена Ленина Ижорским заводом в г.Колпино{1}.
С учетом опыта Ижорского завода с февраля 1942г. было организовано сжигание трупов, но в большем объеме, в одном из цехов 1-го кирпичного завода Ленгор-промстрома{2}. Здесь для опыта была взята одна из туннельных печей, ранее служившая для обжига кирпича, через которую пропускались груженные трупами вагонетки, обмурованные огнеупорным кирпичом. Температурный и теплотехнический режимы были также успешно разрешены благодаря изобретательности работников кирпичного завода N1.
Результаты сжигания трупов были обследованы рядом организаций с участием Госсанинспекции и признаны удовлетворительными. На основе проведенных опытов с 10 марта 1942г. завод приступил к массовому сжиганию трупов в туннельных печах, пропускная способность которых с 600 трупов была доведена до 1500 при одновременной работе двух печей, но и этот результат не является пределом. За период работы завода с 10 марта по 10сентября 1942г. было сожжено 112 тыс. трупов{3}.
Эти результаты по сжиганию трупов были достигнуты в итоге колоссальной самоотверженной и героической работы коллектива работников 1-го кирпичного завода, проделанной в тяжелых, неимоверных, подчас нечеловеческих условиях. Люди работали не выходя с завода целыми сутками, живя на заводе, забывая свои личные невзгоды, теряя близких себе людей, не считаясь ни со временем, ни с трудностями, ни с видами работ. Они сознавали необходимость этой тяжелой работы, имеющей колоссальное политическое значение для города, находящегося в блокаде.
Старый завод, подлежавший сносу, с изношенным устаревшим оборудованием и демонтированным оборудованием, с несовершенными дефектными и старыми печами, при нормальных условиях систематически дававшими недожог кирпича, в рекордно быстрые сроки был восстановлен и приспособлен для массового сжигания трупов.
В условиях суровой зимы, при вражеских артобстрелах, с риском для собственной жизни, при отсутствии топлива и электроэнергии работали истощенные люди, реконструируя и приспособляя печи, оборудование и вагонетки, устанавливая передвижную блокстанцию, заготавливая топливо, восстанавливая разрушения, причиняемые артобстрелами, и обеспечивая нормальную работу завода.
Работа по сжиганию трупов была новой, незнакомой. В процессе работы необходимо было разрешать и устранять встречавшиеся трудности, казавшиеся в тех условиях непреодолимыми. Сжигание трупов происходит в туннельных печах, не приспособленных специально для этих целей, и является несовершенным, т. к. температура, при которой происходит сжигание, не постоянна, а постепенно повышается. В определенный момент трупы проходят через такую температуру, при которой жиры, имеющиеся в трупах, растапливаются и выделяются, засасываясь в подподовые каналы печей и оборудования, тормозя движение вагонеток и приводя к авариям цех. Проблема вывода жиров при помощи насоса была решена работниками завода благодаря их изобретательности.
Не хватало топлива. Попытка применения сланцев в качестве топлива встретила противодействие со стороны некоторых специалистов. Благодаря большим усилиям руководства Кирпичного завода N1 и Горпромстрома в лице главных инженеров т.т.Мазохина и Звиргдзе, сланцы, имевшиеся в больших запасах на предприятиях Горпромстрома, были применены на заводе, что дало значительную экономию древесного топлива.
Неоднократно случались аварии. Работа завода останавливалась. Люди героически выполняли трудную работу - при высокой температуре, среди останков, они влезали в подподовые каналы и прочищали, и ремонтировали их, восстанавливая нормальную работу завода в рекордно короткие сроки.
Несмотря на несовершенные, неприспособленные для целей сжигания трупов печи, тяжелые условия, артобстрелы, была достигнута высокая производительность.
Вся героическая и самоотверженная работа коллектива кирпичного завода N1 явилась также результатом большой политико-воспитательной работы, проводимой парторганизатором тов.Тимофеевой.
Массовое сжигание трупов на кирпичном заводе N1 дало возможность с 1-го июня 1942г. совершенно отказаться от массового захоронения трупов на кладбищах города, где сейчас производится только индивидуальное захоронение, и освободило значительное количество рабочих рук и механизмов, занятых до этого на захоронениях.
Докладывая о проделанной большой, тяжелой, но необходимой в условиях блокады Ленинграда работе, прошу отметить правительственными наградами работников кирпичного завода N1 Ленгорпромстрома, согласно прилагаемого списка*, особо отличившихся в выполнении спецзадания по сжиганию трупов в Ленинграде в период 1941/42г., проявивших громадную активность, инициативу, самоотверженность, а подчас и геройство в постановке опытов по приспособлению печей и заводского оборудования и обеспечивших осуществление важного мероприятия для города по сжиганию трупов людей.
Председатель исполкома Ленгорсовета
Депутатов трудящихся (Попков)
ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.3. Д.58. Л. 253-254.
x