Граждане Белоруссии могут въезжать на территорию Абхазии и Южной Осетии «исключительно с направлений соответственно Зугдидского и Горийского муниципалитетов Грузии», — заявил заместитель начальника консульского управления МИД республики Александр Лукашевич. Дипломат предупредил белорусов о необходимости «учитывать положения грузинского законодательства», планируя поездки в Сухум и Цхинвал. Пресс-служба МИД Белоруссии отказалась дезавуировать слова Лукашевича, подтвердив РБК daily, что они отражают официальную позицию Минска.
Российская сторона воздержалась от официальных оценок сложившейся ситуации. Замглавы МИДа Григорий Карасин заметил только, что Москва «никого не умоляет и не вынуждает» признавать Абхазию и Южную Осетию, а если кто-то отказывается это делать, это их выбор. Однако источник в российском дипломатическом руководстве, пожелавший сохранить инкогнито, заметил РБК daily, что, фактически признав суверенитет Грузии над Абхазией и Южной Осетией, «Лукашенко перешел грань и теперь не может считаться союзником, пусть и ненадежным».
Замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев сожалеет, что в Москве заметили это только сейчас. По его мнению, режим Лукашенко «уже давно и с успехом играет роль троянского коня Саакашвили, отстаивая в России интересы Тбилиси и стоящих за ним сил». Показателен в этом смысле даже частный вопрос о визах, заметил эксперт РБК daily. Белоруссия поддерживает безвизовый режим как с Грузией, так и с Россией, напомнил г-н Суздальцев, в результате чего «настоящая российско-грузинская граница проходит сейчас через Белорусский вокзал в Москве, а все, кому по тем или иным причинам необходимо проехать из Грузии в Россию, не привлекая внимания российских властей, спокойно едут через Белоруссию с ведома и согласия Минска».
Эксперты напомнили и о других недружественных действиях Белоруссии. В начале июля МВФ перечислил Минску 600 млн долл. в счет кредита, выданного на поддержание белорусского рубля. А 14 июля президент Белоруссии фактически сорвал работу сессии Организации договора о коллективной безопасности, не приехав в Москву и не подписав соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны были использоваться в том числе и на Кавказе. Другим шагом стало перекрытие белорусского участка нефтепровода Унеча — Венспилс, предпринятое Минском в среду.
Впрочем, Александр Лукашенко, по своему обыкновению, продолжает заверять всех в своей любви к России. Однако словам белорусского президента, по мнению политолога Василия Жаркова, не верит уже никто ни в Москве, ни в Минске. «Корень нынешних проблем не в личности Лукашенко, — уверен эксперт. — Необходимо признать печальный факт: белорусский политический класс полностью поддерживает политику своего президента в отношении России». В Минске есть пролукашенковские силы, есть силы антилукашенковские, но пророссийских сил в республике нет.
Единственным выходом в сложившейся ситуации является скорейший отказ от особых отношений с Белоруссией и перевод их на нормальные рыночные рельсы. Денег, полученных от МВФ, Минску все равно не хватит. Белоруссия сейчас нуждается в России гораздо сильнее, чем Россия в Белоруссии. Москве необходимо всего лишь довести эту мысль до сознания белорусского руководства и не поддаваться более на шантаж Минска.
КИРИЛЛ ЗУБКОВ
24.07.2009
x