Я, как директор НИИ статистики Росстата в 2000-2010 гг., а до этого — научный сотрудник ГКНТ и Института экономики мировой социалистической системы АН СССР, в течение многих лет занимавшийся экономикой постсоветского пространства, знаю положение дел в Белоруссии не понаслышке. Могу свидетельствовать, что это даже сегодня вполне самодостаточная страна, темпы роста которой среди других стран бывшего СССР наиболее высокие, а затраты на единицу продукции и цены — наиболее низкие. Беларусь сегодня — это своеобразный мини-Китай в Европе.
Главное её достояние — трудолюбивый, открытый и дружелюбный народ, воевать с которым в современном мире некому и незачем. Главная беда и проблема — разорванные по живому былые интеграционные связи с Россией, Украиной, другими республиками бывшего СССР и многими социалистическими странами, которые, в отличие от иных, конструировали её менталитет, составляли ее становой хребет, её, если хотите, религию. Отказаться от этого менталитета — это не вырвать зуб, как это с необыкновенной легкостью поспешно и себе в убыток в свое время сделали наши дорогие россияне или мои земляки — украинцы. Для Беларуси — это вырвать свои внутренности, продать дьяволу душу, убить родное дитя, заживо похоронить себя. Ради чего и кого? Тех же извергов-националистов в нынешнем овечьем обличии, которые в еще незажившую войну вдоволь поиздевались над ними? Вы, наёмные пигмеи, хотите добавить? Пожалели бы белорусских людей. Если не хотите пожалеть их "батьку", который всего лишь один из них. И мне кажется, что понимание этого факта, оказание поддержки Беларуси в отчаянном стремлении любою ценою восстановить эти родные связи — главный резерв ее самосохранения. Конечно, здесь на первом месте поддержка русского и украинского народов, которые, за неимением места у себя на Родине, именно в Белоруссии, как в банке, разместили и хранят свои славянско-советские идеалы и ностальгии. Другой неистребимый резерв — ядро экономики — твердая и уверенная опора на собственные силы, которую никакой внешней блокадой не разрушить. Есть и другие весомые резервы.
При ценах на российскую нефть для Беларуси в 200 (с 1 января 2010 г. — 400) долларов за тонну, и других льготных ценах, которые примерно в два-пять раз ниже мировых цен, наш реальный товарный кредит Минску зашкаливает за 15 млрд. долл. вместо "обычных" и привычных 8. Такая дыра Кремлю не может нравиться, и понятно, что от Лукашенко требуют компенсаций. Здесь сразу появляется рычаг для осуществления нужной Кремлю "приватизации". Однако у Лукашенко есть резерв. И немалый. И это третий резерв.
Четвертый резерв — это невоспроизводимый, уникальный элемент противовоздушной и противоракетной обороны.
Пятый резерв — это приватизация госпредприятий. На приватизацию "по Чубайсу—Немцову" белорусский президент не пойдёт, но приватизация приватизации рознь. Китайцы предлагали ему за кредит в 7,5 млрд. долл. отдать в залог тракторный завод и БелАЗ — он не согласился. Однако 600 предприятий значатся в приватизационном списке и, мне кажется, что мягкий вариант приватизации в Белоруссии сегодня возможен, а доходы от неё перекроют все имеющиеся долги.
Шестой резерв — это золотой запас, который по методике подсчета МВФ составляет свыше 4 млрд. долл., и который Лукашенко пока не желает тратить.
То есть, никакой катастрофы в Белоруссии сегодня нет. У нас в 2008 году валютный курс упал на 50%, с 23 до 34 рублей за доллар, и это было в порядке вещей. А в Белоруссии сегодня тоже 50%-ное снижение курса национальной валюты выдают за какой-то апокалипсис.
Наконец, еще один, седьмой резерв — свежая команда советников, в том числе здравомыслящих российских экономистов, которые обожглись у себя и могли бы предостеречь белорусское руководство от многих ошибок. Беларуси нужен приемлемый и узнаваемый во всём мире социально-экономический проект развития, — именно проект, а не "троянский конь", который в своё время был подсунут "чикагскими ребятами" России, — именно проект, который так и не сумели предложить белорусские экономисты. Ресурсы в республике огромные, толком мобилизовать и использовать их за все эти годы они так и не сумели. Культивируемые "батькой" осторожные проекты прорыва так и не обеспечили. Без прорыва республика обречена. Не важно, с Лукашенко или без него.
Проблема не в том, что есть сейчас, а в том, что будет дальше. Беларуси нужна перспектива. И Лукашенко должен дать Беларуси перспективу. Но — это важно! — сам по себе он перспективой не является и являться не может. И если он такой перспективы не даст, её неминуемо дадут другие.
На мой взгляд, спасение дела Лукашенко в создании партии народного доверия и в переходе к парламентской форме правления.
x