Никакой особой интриги то сентябрьское происшествие не сулило, обычное ДТП: мотоцикл при обгоне въехал в поворачивавшее с основной дороги авто. И в принципе всё было очевидно, с десяток свидетелей и подоспевший на место наряд ДПС сошлись в первой оценке — виноват юный байкер, отделавшийся переломом ключицы... Интрига возникла, когда на место, в общем-то, рядового дорожного происшествия примчалось почти всё гаишное начальство. Выяснилось, что улетевшим в кювет мотоциклом рулил не абы кто, а сын начальника УВД Приморья Руслан Николаев шестнадцати лет от роду.
Оказавшийся на пути генеральского сына автомобилист тут же стал виноватым.
ДТП
Алексей Шаповалов — автомеханик — проводив дочку в школу, в то сентябрьское утро на своем пикапе Ford F350 возвращался по емаровской трассе (ул. Шевченко) домой. Собственно, «трассой» эту дорогу назвать сложно: обычная двухполоска, на значительной части (от КП «Шамора» до гострассы М60) — сплошная белая «разделительная» и знаки «Обгон запрещен», так что особо не разгуляешься. А тут еще здоровенный мусоровоз на подъеме пыхтел…
— Колонна машин за КамАЗом вытянулась приличная, скорость была километров пятьдесят, — рассказывает Алексей Шаповалов, — но обгонять никто не решался: во-первых, запретительный знак и сплошная полоса, во-вторых, реально опасно (дорога узкая, обзор «никакой») – и вообще, там гаишники лихачей постоянно ловят, так что ехали все «гуськом». Мне надо было сворачивать к дому, я занял крайнее левое положение, включил левый поворотник и ближе к перекрестку притормозил. Потом вовсе остановился: из-за мусоровоза встречная полоса не просматривалась, решил его «отпустить». А поскольку машина у меня леворульная, всё хорошо было видно: ни сзади, ни впереди помех точно не было. Когда начал маневр, в зеркало заднего вида увидел, что из колонны на встречную полосу выруливает мотоцикл и пытается на приличной скорости обогнать колонну. Я ударил по тормозам, и в принципе на дороге оставалось достаточно места, чтобы меня объехать, но, видимо, из-за скорости водитель не сориентировался, зацепил мое левое зеркало, и мотоцикл «повело»… Метров через сорок он оказался в кювете, — рассказывает Алексей.
Ту же картину «один к одному» подтверждают свидетели, как минимум пять человек говорят, что мотоцикл шел в обгон по встречке. «А там иначе никак, дорога настолько узкая, что вторым рядом даже велосипед не проскочит. К тому же известен наш водительский «менталитет»: колонна, как правило, не к обочине, а к центру дороги жмется, — рассказывает один из очевидцев ДТП Евгений. — Алексей ехал сразу за мусоровозом, я шел третьим — всё было, как он говорит: и снижение скорости, и поворотник», — говорит Евгений. Аналогичные показания дали еще четыре свидетеля происшествия, подчеркнем — ни один из них прежде не был знаком с Алексеем. Все подтверждают, что составлявший первоначальную схему ДТП инспектор также склонятся к версии невиновности хозяина пикапа.
Версия «пострадавшего»
Версия пострадавшего появилась лишь месяц спустя после происшествия, ее озвучил Руслан Николаев. В объяснительной, датированной 26 октября, говорится: в то утро он управлял мотоциклом марки Suzuki Skywave 400, принадлежащим Александру Шубину (по рукописной доверенности). Юный мотоциклист утверждает, что он совершал не обгон по встречке, а опережение попутного транспорта в пределах заданной полосы. Двигался со скоростью 50 км/час, разметка практически не просматривалась, по прикидкам байкера, износ — 80 процентов. «Я начал опережать автомобили, приблизился в “Форду”, и в тот момент, когда стал его обходить, водитель без указательных сигналов начал поворачивать налево — я увел мотоцикл от удара на встречную полосу», — заверяет водитель с трехмесячным (согласно водительскому удостоверению) стажем…
Эту версию подтверждают и показания полицейского, ставшего свидетелем ДТП с участием сына непосредственного начальника (судя по форме). Так получилось, что в то же время по той же дороге ехал на службу земляк генерала Николаева — Николай Шубин со спутницей. В ходе дознания он пояснил, что на дороге его авто обогнал мотоцикл Suzuki Skywave 400, ведомый Р.А. Николаевым — причем обогнал по всем правилам, не превышая скорости, без выезда на встречную полосу, утверждает «компетентный источник» в погонах. Аналогичные показания дала не менее «компетентная» попутчица г-на Шубина.
Протокол
Алексей признается, когда мотоцикл улетел в кювет, он первым делом подумал, что байкер разбился, уж больно скорость была велика. «Я тут же бросился к мотоциклисту, но парень сам уже выбрался из кювета и шел по дороге, сильно ругался», — вспоминает Алексей Шаповалов.
Тут же на место подъехала красная «субару», два находившийся в авто полицейский со спутницей (см. выше) впоследствии стали единственными свидетелями со стороны «пострадавшего». По словам очевидцев, свидетель Шубин сразу же заявил, что «всё видел» и что якобы это его двоюродный брат повредился на мотоцикле — тут же начал куда-то звонить… Уже через десять минут на место ДТП примчалось штук пять гаишных машин, разбором «полетов» байка занялись серьезные люди в погонах, и даже полковник Ефименко (в то время и.о. начальника ГИБДД) на месте отметился. Пострадавшего мотоциклиста с места аварии увезли, покалеченный байк пытались «эвакуировать» без положенной «выемки», однако участники и свидетели ДТП настояли, чтобы машина была осмотрена.
Старший лейтенант Гусарчук И. А. оформлял документы — и с протоколом, и с составленной схемой хозяин пикапа тогда согласился. Там всё по-честному было: и линия дорожной разметки (сплошная, переходящая на перекрестке в пунктир), и положение автомобиля, свидетельствующее, что маневр не был резким и машина двигалась с большим радиусом поворота… Убедившись, что всё адекватно, Алексей подписал документы; в тот же день прошел медицинское освидетельствование — признаки алкогольного опьянения не выявлены. Прошел ли аналогичное освидетельствование второй участник ДТП, до сих пор остается загадкой (по крайней мере, в деле никаких документов нет). Для дальнейшего разбирательства было велено явиться в городскую ГИБДД…
И, в общем, ничто особых проблем Шаповалову не предвещало. Насторожил лишь слетевшийся на ДТП полицейский «бомонд», да якобы брошенная одним из гаишников фраза: «Ну ты, мужик, попа-а-ал… Правда, конечно, твоя — но это же сын самого Николаева»…
Кто такой Николаев, Алексей Шаповалов тогда еще не знал (как-то не приходилось).
Дознание
Ход расследования удручил: с позитива при первой встрече («Не волнуйтесь, у вас всё нормально») настрой дознавателя, как показалось Шаповалову, сменился на негатив. Д. Татаринова отказалась заслушивать всех представленных Алексеем свидетелей (из пятерых опрошены двое); а третьего октября хозяин пикапа был приглашен на «беседу» с водительским удостоверением. Представленная к ознакомлению «схема» сильно разнилась с той, что он подписывал на месте события: в новой «редакции» с дорожного полотна исчезла… разметка! Дознаватель втолковывал, что первоначальная схема ДТП была «черновой», а эта вот — «чистая». Но и на завизированном Алексеем «черновике» обнаружилась правка: схема была дорисована «в пользу» генеральского сына.
Дознаватель заверил, что новую «версию» подтверждает и проведенная (без уведомления Шаповалова) экспертиза, согласно которой разметку на месте ЧП почти не видно — а значит, и руководствоваться ею участники движения не могут. Правда, сама экспертиза в деле не обнаружилась, есть лишь акт инспектора ДПС Д. Иванченко, датированный двумя днями позже заявления г-жи Татариновой о наличии заключения. Тем не менее, документ подтверждает: дорожная разметка в месте ДТП «имеет износ 95 процентов (!) и нуждается в обновлении». Алексей грешным делом тогда подумал, что «сплошную прямую» уже закрасили, тут же рванул проверять — разметка была на месте… «Этот бы акт об ее отсутствии — да инспекторам ГИБДД, которые за обгоны здесь регулярно штрафуют», ругался хозяин пикапа.
Но по словам Алексея, на все возражения дознаватель не реагировал, и даже представленные им фотографии с места ДТП (там вся разметка как на ладони) г-жу Татаринову не убедили. Водителю было предъявлено обвинение в «административном правонарушении, повлекшем телесные повреждения средней степени тяжести» — якобы при повороте он не выдержал «боковой интервал» (?) и тем самым не обеспечил безопасность прочим участникам дорожного движения. Водительское удостоверение у автомобилиста изъяли, дело передали в суд.
Суд
Суд трижды переносился, ввиду неявки Руслана Николаева. Да и в ходе расследования участник аварии не активничал, его первая «объяснительная» датирована 26 октября, т. е. месяцем позже события. Согласно документам, 23 сентября пострадавший обратился в травмпункт, 27-го сентября проведена операция на ключице байкера, 3 октября пациент выписан из больницы на амбулаторное лечение… Однако первые показания смог дать лишь три недели спустя, когда вся «доказательная база» была уже «собрана» — нужные «экспертизы» составлены, схемы дорисованы. «Я рассчитывал, что хотя бы в суде мы “героя” увидим — но не случилось», разочарован обвиняемый Шаповалов.
Исход суда был предсказуем: все ходатайства были отклонены, ни на один «неудобный» вопрос обвиняемый не получил ответа — и насчет освидетельствования пострадавшего на алкоголь (документы представлены не были), и насчет его «внесения» в чужой полис ОСАГО, и насчет отклонения просьбы о проведении автотехнической экспертизы. Ни одно свидетельство стороны обвинения услышано не было.
Суд решил, что все утверждения очевидцев про обгон мотоцикла по встречке безосновательны: при ширине полосы в 3,6 м. и ширине «Форда» в 2,2 м., оставшихся 1,4 метра вполне хватало, чтобы юный мотоциклист мог обойти колонну авто по всем правилам. А значит, всё так и было - что бы ни утверждали свидетели происшествия. Судя по тексту постановления, единственным основанием для «вердикта» стали показания самого Николаева Р. А., «отредактированная» схема ДТП и заключение медэкспертизы о «причинении вреда здоровью средней тяжести». Есть еще ссылка на осыпь разбитого зеркала пикапа «в метре от разделительной полосы» — суд решил, что это так же «работает» в пользу генеральского сына.
В результате кругом виноватым вышел водитель «Форда», за нарушение п.9.10 ПДД (не-соблюдение бокового интервала) Алексей Шаповалов «подвергнут наказанию в виде штрафа в размере двух тысяч рублей».
Послевкусие
Штраф небольшой, но «послевкусие» всей истории нехорошее — и у автомобилиста, попавшего в ВИП-ДТП, и у видевших всё приключившееся на шаморовской трассе.
— Я сразу дал Алексею свой телефон, хотя не думал, что он пригодится — настолько всё ясно и очевидно там было, — говорит один из свидетелей. — Но когда выяснилось, что участником ДТП стал сын начальника УВД Приморья, понял, что дело серьезное. Не для «протокола»: я сам заканчивал Школу милиции, служил в органах и, как система работает, знаю. Меня опрашивали и в ходе дознания, и в суде, я настаивал, чтобы некоторые моменты внесли в протокол — но наши показания вообще никак не учитывались!.. Я только не пойму, ради чего устроена суета — только из принципа «сын генерала вне подозрений»?
Объявленный виноватым Алексей Шаповалов также грешит на «систему».
— Все материалы административного производства за несовершеннолетнего сына подписывал его отец, а значит, генерал Николаев вполне «в теме». Я не присутствовал при беседах главного полицейского края с подчиненными, но уверен: всё происходило с его молчаливого согласия — как минимум, — предполагает хозяин пикапа.
Сразу же после судебного постановления он подал кассационную жалобу и два заявления — прокурору Владивостока и в службу собственной безопасности УВД. Полночи сидел в ожидании приема генерал-лейтенанта полиции Горового, был выслушан. В его обращении к Министру внутренних дел просьба — провести проверку без привлечения местных «специалистов». К «нашей» полиции» у него доверия нет — к Нургалиеву еще теплится.
http://www.dvvedomosti.ru/news/anons/?id=3831#1x