Совместные рейды – законно или нет?
История с приставами на дорогах продолжает оставаться конфликтной. Не так давно о незаконности совместных рейдов судебных приставов и ГИБДД заявила прокуратура одной из областей. На этой неделе диспут о том кто прав, а кто нет добрался до столицы.
Министерство внутренних дел сразу и довольно отчетливо дистанцировалось от конфликта, причем дало понять, что прокуратуре оно не возражает: не дело Госавтоинспекции выявлять по дорогам алиментщиков и прочих должников, – заявили корреспонденту «Российской газеты» в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Более того, из публикации в «Российской газете» можно понять, что ГИБДД вообще скептически относится к этим совместным рейдам: никаких результатов они не приносят, а автолюбители возмущаются. И совершенное недовольство милиции вызвало то, что приставы начали требовать доступ к базам данных на предмет поиска должников – на сегодня им в этом доступе отказано.
«Не дело» на юридическом языке будет «не входит в сферу компетенции» – и это действительно так. Деятельность ГИБДД, а также ФССП и прокуратуры, регламентируется законами и подзаконными актами, ну а прокуратура к тому же следит за соблюдением этих законов и актов. В данном случае речь идет об административном регламенте, которым руководствуются в ГАИ. Он содержит пункт 63, где прописаны все причины, по которым можно остановить автомобиль. Совместные рейды с приставами, равно как и с пожарными, сантехниками и другими службами в регламенте не прописаны.
Эффективны рейды или нет – но они проводятся по всей стране уже два года. Прокурорское реагирование началось только сейчас. Повод, кстати, тоже довольно интересен: началась прокурорская атака в городе Кургане, по словам «Российский газеты», тамошняя прокуратура среагировала на публикации в СМИ. Такое право у нее действительно есть и всегда было. Но здесь стоит сказать вот о чем: публикации – можно говорить об этом достаточно уверенно – вряд ли были критическими. Просто трудно представить себе в тихом, провинциальном Кургане критическую публикацию против совместной деятельности МВД и ФССП, да еще и федерального масштаба. Просто рейды проводятся, и по их итогам выходят пресс-релизы. Иногда с собой берут репортеров. То есть на момент публикации приставы вряд ли считали свою деятельность незаконной.
Похоже, не считают и сейчас. К тому же, эта структура тоже комплектуется юристами. И по словам ФССП, регламент ГИБДД им в общем-то и необязателен: закон о судебных приставах дает им право координировать работу других ведомств. Вот они и координируют. В конце концов, существуют еще совместные рейды с пожарными – как ГИБДД может остановить любой автомобиль, так пожарный, например, может войти в любой офис. Но по этим рейдам прокуратура пока молчит.
Кроме того, журналисты дозвонились и до Кургана, и там им сказали, что на заседании совместной рабочей группы приставы и гаишники уже утрясли практически все спорные вопросы. Да и вообще, «Многие журналисты, – опять строптивые курганские журналисты виноваты, – подали новость так, что, мол, прокуратура запретила рейды. На самом деле она только предостерегла от нарушения закона в ходе таких проверок. Нельзя, чтобы сотрудники ГИБДД останавливали машину специально для судебных приставов», – цитирует газета сотрудника областного УФССП. Ну так остановить машину можно и для чего-нибудь другого – например, проверить аптечку. А тут как раз мимо шел пристав… В общем, рейды как шли, так и идут. И никто их, несмотря на поднятый шум, отменять пока не собирается.
Автор: Николай Шимкевич
http://www.gai.ru/art/raid/13560.htm