Материал: Дмитрий Зленко, Александр Ростарчук
размещено 31 марта 2010 17:35
Минимум за 500 рублей “прощают” сегодня столичные гаишники автовладельцев с “неправильным” ксеноновым светом
Буря негодования, поднятая российским автомобильным сообществом в результате гаишных игр вокруг ксенона, накрыла, похоже, и сам эпицентр взрыва — ДОБДД МВД РФ.
Да так накрыла, что мудрецы из ведомственного научно-исследовательского центра вынуждены были в срочном порядке выпустить второе разъяснение на тему, как на практике должна выглядеть борьба с “неправильным”, по мнению ДОБДД, ксеноном (его можно найти на официальном сайте этого ведомства). Лучше бы, конечно, ученые в форме вообще не инициировали подобных сверхнадуманных репрессий. Но уж если сподобились, то должны были одновременно с утверждением более чем жестких мер против новых нарушителей принять и четкие инструкции их применения.
В противном случае служивый имеет непаханое поле для собственного толкования новаций. И если следовать примитивной логике любого инспектора ДПС, то он уже сегодня получил право жестко карать (главным образом — через свой карман) любую подозрительно ярко освещающую дорогу машину. И автовладельцы, отлично зная нравы российской автоинспекции, справедливо полагают, что мало им не покажется: в полевых условиях гайцы будут демонтировать оптику, “ласточек” начнут безжалостно эвакуировать, ну а в “лучшем” случае обдирать как липку. То есть — уже начали. Скажем, в Москве, как рассказывают читатели “МК”, с “ксенонщиков” берут сегодня от 500 до 1000 рублей мзды, пугая немедленным запретом на эксплуатацию транспортных средств и требованием на месте демонтировать “незаконный” свет.
И, выпуская инструкцию номер два, ДОБДД МВД РФ, видимо, попыталось положить предел беспределу. Увы. Ни сотрудник ДПС, ни простой водила из этого, с позволения сказать, документа не поймут, даже если очень захотят, у кого какие права и обязанности в “ксеноновом” вопросе. То есть коррупционная составляющая в истории с неправомерно запрещенным ксеноном видится главной целью запрета.
Не дай статье засохнуть!
Правда, в ДОБДД от этого всячески открещиваются, говорят, что, мол, закон превыше денег, да и вообще история с “сельским” ксеноном началась отнюдь не вчера и уходит корнями в далекий 2005 год. Именно тогда в КоАП РФ появилась статья 12.5, часть 3, карающая водил лишением прав за световые приборы, цвет и режим работы которых не отвечает ГОСТам и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации. Правда, когда “летописцы” с Охотного Ряда высасывали из пальца эту статью, они пеклись о тех, кто ставит на свои авто стробоскопы, мигающие, как известно, ничуть не хуже проблесковых маячков на крыше. Любителей незаконных спецсигналов быстренько всех переловили, и статья 12.5, часть 3, повисла в Административном кодексе мертвым грузом. Но пытливый гаишный ум нашел ей применение: красные повторители указателей поворотов на американских и японских машинах, по версии блюстителей дорожного правопорядка, как нельзя лучше подходят под вышеупомянутую статью. Сотни, а может, и тысячи водителей по всей стране лишились прав по пустячному поводу. Это позже ДОБДД признал, что инспекторский состав на местах блеснул скудоумием и что норму по красным фонарям они не так истолковали. Впрочем, за те несколько месяцев, что длилась неразбериха с “красненьким”, иные гаишники успели насобирать на трехэтажные дачки.
И статья 12.5, часть 3, КоАП РФ вновь, причем на сей раз, казалось, безвозвратно, канула в Лету.
Кремлевский след
Но сотрудники ГИБДД Республики Татарстан, что опытные врачи-реаниматологи, вдохнули в нее жизнь, посчитав, что любая ксеноновая лампочка, установленная за воротами завода-изготовителя авто, — то же самое, что стробоскоп и красный поворотник, только вместе взятые. Тамошние гаишники не поленились: разработали методику выявления самовольно установленного ксенона, подвели под это нормативную базу и стали свое ноу-хау широко применять на практике. Но около года назад в ДОБДД пошли письма “благодарных” водителей, которым показалось, что их незаконно на целый год лишили прав за ксенон. И, наверное, главные гаишники страны приняли бы соломоново решение, объяснив письменно своим подчиненным, что в статье 12.5, часть 3, кодекса не про ксенон разговор.
Да вот беда: говорят, будто наложилось на проблему с ксеноном одно обстоятельство, приведшее к внезапной, неподготовленной и толком не обоснованной атаке на яркий свет. Якобы одного из высокопоставленных кремлевских сотрудников на дороге в ночи ослепил “жигуленок” с ксеноном. Ну и была дадена команда “мочить” ксенонщиков из всех “стволов”.
Ну а чтобы придать всей этой волюнтаристской затее более-менее приличный и логичный вид, ДОБДД обратился в Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования, дабы тамошние светлые головы дали разъяснения на тему ксенонового света, установленного вне заводских стен. Специалисты НИИ в своем докладе сообщили, что газоразрядная лампа (коей является ксенон), установленная в оптику, предназначенную для галогеновых ламп, может слепить как водителей встречных машин, так и тех, что едут впереди в попутном направлении. В общем, с выводами экспертов не поспоришь — гаражный светотюнинг действительно слепит окружающих.
На суд надейся…
Но вот с умозаключениями ДОБДД поспорить все же хочется, ибо ксеноновая лампочка (за использование которой на год можно остаться без прав) едва ли опаснее выезда на встречную полосу (за что КоАП РФ карает лишь полугодичным отлучением от руля). Ежедневно в стране гибнет сотня человек от рук пьяных водителей, от действий лихачей и любителей хаотичных перестроений и езды на красный свет… Но все эти опаснейшие нарушения, оказывается, такая пыль по сравнению с ксеноном! Мы-то все гадали: почему ежегодно в ДТП гибнет под 30 000 душ? Так, оказывается, все из-за ксенона!
Ну а в сухом остатке мы имеем норму права, благодаря которой нечистые на обе руки сотрудники ДПС могут позволить поднять свои и без того не низкие дачки еще как минимум на пару этажей. И не беда, что рядовой дэпээсник не вправе составить протокол и принудить водителя на месте демонтировать ксенон (это прерогатива исключительно службы технадзора, об этом и идет речь во втором по счету “ксеноновом” разъяснении, вышедшем из-под пера генерала Кирьянова), — на дороге он полноправный хозяин, особенно в ночное время суток, когда различные КПО и УСБ спят праведным сном. И никуда не денешься — заплатишь как миленький.
Причем платить за “решение “ксенонового” вопроса на месте” приходится не только тем, кто в гараже химичил с газоразрядными лампами, но и владельцам машин со штатно установленным ксеноном. У гаишников одна фраза: “А вы, милейший, докажите, что ваша машина с ксеноном сошла с завода…” Можно, конечно, попробовать доказать свою правоту в суде, но сколько нервов придется потратить, да и отечественная Фемида, работающая в тесной спайке с ГИБДД, скорее всего займет сторону инспектора. Поэтому проще отдать вымогателю в погонах 500 “деревянных”, чем унижаться в храме правосудия и доказывать, что верблюд не ты, а тот, кто необоснованно составил протокол.
Так как в данной ситуации защитить себя от произвола в “ксеноновом” вопросе со стороны служивых? К сожалению, лекарства нет. И уж если инспектор захочет вытрясти из вас энную сумму денег, помотать нервы или составить протокол — он это сделает.
…но и сам не плошай
Тем не менее каждому водителю следует помнить, что:
проверять на посту ДПС ксеноновую составляющую вашего автомобиля может только госинспектор, откомандированный в милицейскую будку с пункта инструментального контроля;
если инспектор считает, что ваш заводской ксенон установлен в гараже, требуйте, чтобы в протокол были внесены номера блоков розжига, в противном случае в суде будет невозможно доказать свою правоту (судья скажет, что комплект ксенона заводской, но куплен специально для судебного заседания, а в момент нарушения стоял на машине другой комплект);
определить на глаз, какого типа лампочка светит в фаре, невозможно. Дать однозначный ответ, ксенон это или галоген повышенной мощности, может только экспертиза, проведенная в специальной лаборатории. Впрочем, выдать газоразрядные лампы могут блоки розжига;
вы имеете право не давать госинспектору снимать ксенон с вашего автомобиля. Ведь он не специалист автосервиса по установке или снятию допоборудования. Кто знает, что в его гаишном понимании означает изъятие орудия правонарушения (в нашем случае ксеноновых ламп). Быть может, он захочет разбить стекло фары и через зияющую дыру вытащить эти самые лампы…
СПРАВКА "МК"
В среднем лишь 4% дорожно-транспортных происшествий во всем мире происходит из-за светотехники автомобилей. В эту цифру входят как аварии, спровоцированные отсутствием света на автомобиле (скажем, не горели габариты на припаркованной фуре, под которую угодила легковушка), так и ДТП, вызванные ослеплением встречной машиной.
КСТАТИ
МВД подготовило письмо “О нарушении правил установки световых приборов”. В этом документе прописан алгоритм действий сотрудников ГИБДД, а также даны разъяснения, в каких случаях может происходить изъятие вредоносного ксенона. В частности, эксплуатацию транспортного средства с не соответствующим стандарту ксеноном сперва нужно запретить, после чего возбудить дело об административном правонарушении. На сами фары должен быть наложен арест. Причем их могут даже изъять (исключения составят случаи, когда сделать это сложно, — в темное время суток и на участках дорог вне населенных пунктов).
x