Позавчера вернулся из Литвы. Как и обещал, по возвращению описываю
поездку более подробно.
Экипаж: я, жена и дочка.
Груз: куча одежды и подарков.
Так это моя первая поездка на столь большое расстояние, то задача
стояла доехать максимально безопасно и без приключений. Машину
специально не готовил, но приобрел запаску, так как на трассе на
докадку надежды нет. В дорогу была взята также 20 л. канистра бензина,
на всякий случай.
Были подготовлены следующие документы: загранпаспорта с действующими
визами, медицинские страховки (необходимо для пребывания в Литве),
международная страховка ОСАГО - грин карта (необходима и в Литве, и в
Белоруссии), водительские права (у меня старого образца, у жены
новые), свидетельство о регистрации машины.
Литву знаю достаточно хорошо, поэтому дорога от Вильнюса до Паланги
вопросов не вызывала. Остальной путь был вроде бы ясен от Москвы до
Смоленска и далее на Минск. Некоторые вопросы вызывал проезд Минска и
выбор пункта перехода.
Расчет маршрута делался по сайту
http://www.uk.map24.com/Были выбраны основные контрольные точки, посчитан километраж,
прикинуто время между точками для разных скоростей.
По расчету выходило, что до Минска порядка 700 км, при средней
скорости 80 это, считай, восемь с лишним часов. Далее до Паланги более
500 км - почти 6 часов. В расчет бралась именно средняя скорость. По
опыту знаю, что как бы не летел по трассе, за счет остановок поесть,
пописать, заправиться средняя скорость по хорошей дороге будет в
пределах 80-100 км/ч, а на плохой дороге и того меньше. Так как дорога
должна была занять 15 часов без учета формальностей на границах, то
было принято ехать без остановок на сон.
Выехали из Железнодорожного в 4:10 утра, затемно. В Кучино у поста ДПС
гайшники проверили документы и на мое предложение, чтобы они (гайцы)
были у меня первые и последние, так как еду далеко, отреагировали
положительно и пожелали удачного пути. Носовиха - ни одной машины,
МКАД пустой без экстремалов, поэтому в 4:55 свернули на Можайку. Далее
дорога лежала фактически все время прямо, пока не упремся в море.
Заправились на одной из заправок на 500 р и поперли. В 5:55 проехали
Можайск. На дороге были практически одни, погода идеальная. Перед
Гагариным закончилась Московская область, дорога стала похуже и
появился туман - визитная карточка страны вечно зеленых помидоров, как
еще называют Смоленскую область. Сколько раз не проезжал Смоленск,
здесь или дождь, или туман.
В 6:30 проскочили Гагарин, в 7:05 - Вязьму, в 7:40 - Сафоново.
Скорость везде держал в пределах 100-110. Так как туман обеспечивал
видимость метров 200-300, я пропустил вперед местного дачника на
жигулях, чтобы он мне показывал дорогу.
Не доезжая крупного населенного пункта Ярцево, заметил пост ДПС и
гаишника, весело машущего мне полосатой палочкой. Резко тормозить не
стал, остановился плавно и достаточно далеко, наблюдая в зеркало вяло
идущего ко мне офицера, не стал его злить и дал назад.
Просит документы:
- Ты, говорит, знак населенного пункта на белом фоне видел?
- Так не доехали ведь до Ярцево, отвечаю.
- Нет, говорит, тут Яковлево.
- Рекламу - видел, а Яковлево, честно говорю, не видел.
Видя в машине дремлющую жену и дочку, гаец говорит:
- Ладно езжай, в следующий раз протокол выпишу.
- Окей, отвечаю. Будь спок.
Собственно, это было мое последнее общение с гаи или дорожной полицией
за всю поездку, включая обратную дорогу.
В 8:02 проехали долгожданное Ярцево, и сразу за ним остановились
попить кофе и все остальное. Туман уже рассеялся и солнышко начало
припекать. Стояли не долго и снова рванули на встречу морю.
В 9:05 Смоленск остался где-то сбоку, а дорога стала заметно хуже.
Видимо, на этот 50-километровый участок дороги до белорусской границы
местные власти забили, так федеральное начальство в эту сторону на
машинах не ездит. Одни заплатки и минимум разметки. Заправился еще раз
на 500 рублей, благо 92 бензин здесь по 15 рублей (в Москве 17-50).
В 9:46 небольшой хвост из фур сообщил о приближении к белорусской
границе. Дядьки в комуфляже ни на русской, ни на белорусской стороне к
моей машине интереса не проявили, а международная страховка у меня уже
была на руках, поэтому после секундной остановки у знака таможни мы
понеслись рассекать воздух союзного государства. Как выяснилось позже,
остановиться все же было надо, хотя бы из спортивного интереса. Тогда
я бы узнал, что надо оплатить 5 баксов за транзитный проезд по
Белоруссии. Отсутствие квитанции об оплате транзита создало мне
некоторые проблемы (крохотные) при выезде из Белоруссии в Литву, но об
этом позже. Так что мой вам совет, если проезжаете границу, то все же
не поленитесь, остановитесь и узнайте, что и как. Хотя бы чтобы
узнать, на территорию какой страны въезжаете. :-)
Далее время приведено московское, чтобы не путаться. На всякий случай
скажу что летом в Белоруссии и в Литве оно отличается на час.
Сразу после границы на дороге обозначился шлагбаум, предвещающий въезд
на платную дорогу. Проезд моего федьки обошелся мне в 13 русских
рублей. Платная дорога оказалась просторной и добротно сделанной
трассой с продуманно расставленными знаками. На большинстве большей
части трассы ограничение для легковых 120, для грузовиков 100. Я могу
поверить, что русские люди сильно отличаются от немцев, и поэтому наши
дороги очень отличаются от автобанов. Но я не могу поверить, что
белорусы отличаются от нас настолько, насколько их дороги отличаются
от наших в лучшую сторону.
В 10:20 проехали Оршу, в 10:40 - Толочин. Трасса проходит везде вдали
от населенных пунктов, поэтому помех на дороге минимум, разве что
местные жирные насекомые, норовящие укусить лобовое стекло моего
автомобиля. Заправок, правда стало заметно меньше. Точнее сказать, по
сравнению со Смоленской областью, где заправки были каждые 2 км, здесь
их почти не стало. 100 км до заправки - где это видано по московским
меркам!
В 11:35 где-то справа остался город Борисов. Можно было свернуть и
проехать до Минска по старой дороге через Борисов и Жодино, но мы
решили ехать по новой трассе М1 Смоленск-Брест, что проходит южнее
Минска. После Жодино, которое осталось где-то справа, остановились
освежиться и покормить местных комаров. Чуть дальше нас ждал еще один
шлагбаум, где с нас взяли еще 13 рублей за пользование платной
дорогой.
Далее в 11:50 свернули на М2 на Смолевичи. Очень повеселил нас
указательный знак на пересечении с дорогой Смиловичи-Смолевичи. На
английском языке с белорусским акцентом оба названия звучат весьма
похоже. Легко представить, столько иностранных туристов здесь свернули
не туда, куда им надо, в надежде найти курган Славы.
Дорога на Смолевичи оказалась обычной деревенской дорогой в сюрпризом
в виде закрытого железнодорожного переезда по середине, стоившего нам
10 минут вынужденной остановки. Далее мимо кургана Славы мы вышли на
прямую дорогу на Минск. По ошибке не доехали до кольцевой дороги и
свернули направо на сбивший нас с толку указатель на Заславль. Любезный
местный житель объяснил нам, что мы ничего не потеряли, если поедем
прямо, то выскочим на Витебское шоссе, а уже с него на кольцо. Итак,
на кольце, то бишь в Минске мы были 12:35. Чуть более 8 часов от
Москвы, без экстрима, как расписанию. Усталости почти нет.
Далее все просто. Объезжаем Минск по кольцу с севера и уходим на
трассу на М6/М7 на Гродно и Вильнюс. Дорога хорошая. В 13:15 проезжаем
город Раков. В 13:30 доезжаем до развилки. Налево - Гродно, направо -
Вильнюс. Посередине - город Воложин. Уходим на М7 на Вильнюс и в 14:20
проезжаем Ошмяны, последний крупный белорусский населенный пункт.
Отсюда до границы 15 километров. На одной из заправок заливаю 25
литров бензина, здесь он по 20 российских рублей.
Дорога пустая, попутных машин мало, навстречу лишь калининградские
перегонщики и редкие фуры. И опять длинный хвост из фур (километра
три!) известил приближение пункта перехода границы каменный Лог.
Объезжаем дальнобойщиков и в 14:45 становимся в очередь для легковых
машин.
Всего стоит машин 50, но делается все медленно и печально. Литовцы (их
больше всего) машины не заводят и толкают машины вручную, экономя
купленный по дешевке в Белоруссии бензин (наивные, не стояли в
московских пробках). У них он в переводе на наши деньги стоит почти 34
рубля. За полтора часа доползаем до въезда на контрольный пункт.
Порядок, вернее бардак, тут следующий: на въезде тебе дают бумажку -
обходной лист, где надо поставить нужное количество печатей, и
запускают на территорию. Так как декларировать мне нечего, пересекаю
границу на машине (тем более этой) я в первый раз, мне ставят зеленый
канал, что по большому счету ничего не означает - канал здесь на всех
один. Подползаем к таможенной будке, становимся в очередь. Благо здесь
можно выйти и оформлять документы без толкания за собой машины. Иду к
таможенникам, работают несколько окошек, но у одной машины из Латвии
обнаруживаются заморочки с документами и все таможенники убегают,
кроме одного. Все резко тормозится. После некоторого стояния в очереди
я узнаю, что так как кроме жены и дочки мне декларировать нечего, то я
могу ехать, и получаю штампик в обходной лист.
Рядом замечаю, окошко "транспортный контроль", куда подходят не все и
все больше со страховками. Думаю, у меня страховка в порядке, ее
видели и к этому окошку подходить не сказали, забьем. Уезжаю к другой
будке дальше, здесь тоже очередь, сверяют лица сидящих в машинах людей
с фотографиями в паспортах. Порядок следующий: подползаешь - все из
машины выходят и становятся в одно единственное окошко. Пока выходят,
погранец просит открыть багажник. Ничего интересного. Но тут очередь
опять резко и надолго тормозится, на литовской стороне вроде как
запор.
Так как все поели и попили кофе, пока стояли в очереди на въезде
на пограничный пункт, здесь всем захотелось в туалет. Благо он здесь
есть, правда, один на всех, жутко загаженный и со сломанной дверью.
В конце концов нас сверили с паспортами и мы готовы выезжать на
литовскую сторону. Не тут то было. Майор на шлагбауме обнаруживает у
меня в обходном листе отсутствие штампа, который я должен был
поставить в том самом окошке "транспортный контроль".
- Езжай, говорит, обратно.
- Ни за что, только пешком, отвечаю.
Подаю назад и оставляю машину на попечение жены у магазина Duty Free,
где литовцы (что за практичный народ!) затариваются сигаретами и
водкой, и иду пешочком к самой первой будке. И здесь выясняется, что я
на въезде в Белоруссию, не оплатил транзит, но это не страшно,
заплатить могу здесь, только придется написать заявление. Я девушке
говорю, что за рулем уже 14 часов, поэтому хотелось бы обойтись без
заявления, тема более, что у меня не доллары, а евро. У меня берут
деньги, ставят штамп. Возвращаюсь к машине, майор полностью
удовлетворен и открывает шлагбаум. Прощай, родная сторона! Здравствуй,
евросоюз!
На литовской пункте только одна будка и никакого запора. Стоят
максимум три машины. Все происходит быстро. Пока очередь движется,
офицер с собакой обнюхивают машины. У будки другой офицер берет
паспорта, сверяет лица.
- Едете отдыхать? Страховки есть? В багажнике только личные вещи?
На две минуты исчезает в будке поставить штампы и:
- Удачи!
В 17:50 выезжаем на Минскас плентас (Минское шоссе). До Вильнюса 25
км. Итог перехода границы: три часа собирания штампиков на белорусской
стороне и пять минут контроля на литовской. Добавлю, что параллельно
похожая процедура проходила с фурами. Там было просто столпотворение.
До Вильнюса ничего интересного. Монотонно соблюдаем скорость. На
въезде в город наблюдаем единственную за все время аварию: на
перекрестке машина врезалась в мотоциклиста (или наоборот). И это при
скоростях 60 км/ч!
Вильнюс не имеет объездной дороги, поэтому едем по городу, благо
дорога на Каунас лежит больше по промзонам. Самая простая дорога, кому
интересно: с Минского шоссе прямо на Жирню, далее направо на Дарюса и
Гиренаса, за железнодорожным мостом налево на Панерю и далее до
Саванорю и налево. А там прямая дорога на Каунас, заблудиться не возможно.
Человеку, привыкшему к экстремальному московскому стилю вождения,
поначалу очень дико наблюдать, как по абсолютно пустой улице позади
тебя на дистанции метров 50-60 со скоростью 50-60 км/ч плетется
упакованный чиста-канкретный лексус, и никто тебя не догоняет, не
моргает фарами, на подрезает. Заснуть можно. Как говорилось в одном
знаменитом фильме: "Дикие люди, вчера утром украл серебряную ложку -
никто не заметил".
До Каунаса дорога простая (не автострада), почти везде стоят знаки
ограничения скорости, напоминающие, какая она должна быть. В 19:35
проскакиваем Каунас и далее движемся на Клайпеду. Дорога здесь
идеальная, ограничение скорости 130 км/ч (летом), кое-где на развилках
есть ступенчатое снижение до 110 и 90. Дорога построена еще в
советские времена, у литовцев хватило ума правильно ее спроектировать,
а позднее хватило средств поддерживать в нормальном состоянии.
В 20:15 проезжаем поворот на Расейняй - полдороги до Клайпеды позади.
Чтобы не тратить деньги, опорожняем канистру в бак, что ее беречь.
Почти через час в 21:20 подъезжаем к клайпедской кольцевой развязке и
сворачиваем направо на Палангу. Ошибиться не возможно, везде есть
указатели. До Паланги дорога почти вся на ремонте - осваиваются деньги
евросоюза. Обещают ликвидировать кольцевую развязку, являющуюся
причиной диких по местным меркам пробок в выходные, когда все едут с
моря, и сделать нормальную эстакаду. Именно здесь, кстати, находится
офис официального дилера форд в Клайпеде: Клайпедос Виста.
В 21:40 достигаем конечной дочки нашего путешествия. Итог: по одометру
пройдено 1260 км. Потрачено 18 часов из низ три часа простоя на
границе. Израсходовано около 110 л бензина, что для моего феди вполне
нормально.
Если я еще не утомил читателей, то позднее подготовлю отчет об обратном пути и подборку фотографий.