atotsup
5 April 2009
Еще раз о природе выбора.
Булат:
|
можно сказать одной фразой - дословно - все написано в книге Аллаха |
я бы не торопился ссылаться на книгу Аллаха
С одной стороны, следую канонам Ислама, действительно на все воля Аллаха, но с другой стороны, следуя тем же канонам Ислама есть грех, в который человек впадает по собственной свободной воле. Или тоже по воле Аллаха?
цитата (п.у.п.с. @ Сегодня в 18:01) |
следуя тем же канонам Ислама есть грех, в который человек впадает по собственной свободной воле. Или тоже по воле Аллаха? |
О!
Меня всегда интересовал этот вопрос в религиях. По воле - значит, понятие греха бессмысленно. Не по воле? - да как же так?!!!
Или "по воле" - как в том анекдоте?
- Марь Иванна, Марь Иванна! Пусть меня Петров вилкой не тычет!
- (устало маша рукой) Пусть...
Russelch:
|
Malabar:
| Я иногда вспоминаю важные события в своей жизни - и отчетливо понимаю, что в каждом случае просто не было другого выхода. |
|
цитата: |
Да бывает много выходов - но я выбирал наилучший. |
Так Вы говорите не об отсутствии выбора, а о том, что этот выбор Вам до сих пор нравится. Можно завидовать. Есть другие примеры:
" И с отвращением читая жизнь свою,
Я горько жалуюсь,
.И горько слезы лью,
Но строк постыдных не стираю" - великий человек, а поди ж ты...
Malabarцитата: |
Да бывает много выходов - но я выбирал наилучший. |
Ранее ты писал немного другое
цитата: |
не было другого выхода |
А какой именно ты выбрал - сие покрыто мраком тайны, т.к. прочие варианты не прошли сравнительной проверки.
Malabar:
|
Ну, так это же не компьютерная игра чтобы просто "переиграть"... Всякий раз это требовало чего-то взамен. |
Часто нужно пожертвовать чем-то, чтобы получить "что-то взамен". Путь наименьшего сопротивления - не всегда единственно верный. Вот шахматы (а не компьютерная игра) - это упрощенная модель жизни.
may_beцитата: |
Так Вы говорите не об отсутствии выбора, а о том, что этот выбор Вам до сих пор нравится. Можно завидовать. |
Да, я неправильно выразился. Но действительно, я практически ни о чем не жалею.
aralengцитата: |
А какой именно ты выбрал - сие покрыто мраком тайны, т.к. прочие варианты не прошли сравнительной проверки. |
Некоторые прошли проверку временем - когда не мне одному предлагался выбор - многие выбирали иное, и жизнь их складывалась по-другому.
Russelchцитата: |
Часто нужно пожертвовать чем-то, чтобы получить "что-то взамен". Путь наименьшего сопротивления - не всегда единственно верный. |
Не то слово. В свое время я увлекся пустяками, сиюминутной выгодой и не получил хорошего образования.
Пошел по пути наименьшего сопротивления.
Malabarцитата: |
многие выбирали иное, и жизнь их складывалась по-другому. |
Многие - это другие, не факт, что с тобой было бы так же. А впрочем - это я просто занудствую.
aralengMalabarRusselchmay_beГоспода! Так есть выбор или нам так только кажется?
araleng:
|
И с чего ты взял, что я его "люблю"? И вообще, что ты подразумеваешь под этим определением? Можно ли вообще говорить о любви по отношению к своей руке, или ноге? А сын - это гораздо большее. |
а ты его любишь? Предложи свое пониммние любви
п.с.
Рука, или нога, не обладает самостью, равно как и свободнйо волей. Или твои руки сами по себе, а ты сам по себе?
И так, п.у.п.с. узнал слово "обстоятельства" ждем, когда словарь будет открыт, скажем, на букве Р, будем "рассуждать".
п.у.п.с.Есть, в определенных пределах.
цитата: |
Предложи свое пониммние любви |
У меня такого понимания нет. Поэтому я и избегаю применения этого термина.
цитата: |
Рука, или нога, не обладает самостью |
Именно поэтому я и написал, что "сын (дети) - это гораздо большее".
цитата: |
Или твои руки сами по себе, а ты сам по себе? |
Бывает, что и сами по себе. Любое рефлекторное движение можно рассматривать как самостоятельное, т.к. происходят вне нашей воли.
цитата (п.у.п.с. @ Сегодня в 02:48) |
Или твои руки сами по себе, а ты сам по себе? |
Насчет рук, не знаю, но у каждого мужчины есть то, что точно - само по себе:D
Неужели после всего сказанного нужно повторяться? А с первого раза?
Одним словом - есть
п.у.п.с.цитата: |
данный ролик, показывает что зачастую, человеку только кажется что он сам выбирает свой путь и прокладывает свой маршрут. Но однажды, вдруг начинаешь отчетливо понимать, что все твои поступки, "повороты" чрезвычайно обусловлены! |
Я вот так и считаю.
Можно сколь угодно долго говорить о том, что выбор был, но это всегда постфактум. (если бы, да кабы…да во рту б росли грибы). Он есть, но он теория (иллюзия). Путь всегда один. Значит выбора нет.
Где то это уже было….
aralengцитата: |
Обусловлены, ИМХО, не значит предопределены. |
А мне вот думается что и это тоже.
А в целом. Не все ли равно. Есть он или нет. Почему всех так это волнует?
araleng:
|
п.у.п.с.
Есть, в определенных пределах. |
как фиксировать эти пределы? Если человек решается на акт суицида или не решается - то какие пределы ограничивают его выбор?
цитата: |
У меня такого понимания нет. Поэтому я и избегаю применения этого термина. |
отмазался
цитата: |
Именно поэтому я и написал, что "сын (дети) - это гораздо большее". |
да ежу понятно что "гораздо больше"
Мы же говорили об обусловленности, верно? Я тебя спросил про обусловленность твоего отношения к детям (про любовь решили не говорить). Ты сравнил детей с руками и ногами, и что отношение (как я понял) к детям схожее как, к рукам и ногам, так? Если так, то я и спросил, что руки не обладают самостью и не имеют собственной воли, равно как и мнения. Как же можно тогда их сравнивать?
и еще вот об этом:
цитата: |
Свобода воли подразумевает бесконечное количество вариантов поведения в конкретном месте в конкретное время. Разве такое возможно в принципе? |
Свобода конечно же подразумевает бесконечное количество вариантов, равно как и одновременно противоречащие друг другу, например "взять и отдать" - одновременно. И даже вся бесконечность вариантов поведения сразу
В том то и дело, что свобода с точки зрения логики - абсурд.
цитата: |
Любое рефлекторное движение можно рассматривать как самостоятельное, т.к. происходят вне нашей воли. |
а вот это вопрос! Рефлексия в мозгу, который руками и управляет.
цитата: |
Можно сколь угодно долго говорить о том, что выбор был, но это всегда постфактум. Он есть, но он теория (иллюзия). Путь всегда один. Значит выбора нет. |
Оглядываясь назад, я вижу след от своих колес - свой путь. Да, чаще я сворачиваю направо - это обуссловлено моим воспитанием, образованием и настроением с утра
. Значит ли это, что налево повернуть я не мог? Что выбор был иллюзией?
Видимо, вопрос сводится к другому: может ли человек измениться? Если я изменю себя, предопределенность выбора будет уже другой.
anniska:
|
Я вот так и считаю. Можно сколь угодно долго говорить о том, что выбор был, но это всегда постфактум. |
говорят о выборе не только постфактум, но и в самом процессе. Есть даже выражение "муки выбора". А вот постфактум терзаться "если бы да кабы" - действительно бессмысленно. Какой смысл говорить о выборе после сделанного выбора. Изменить уже ничего нельзя.
цитата: |
Он есть, но он теория (иллюзия). Путь всегда один. Значит выбора нет. |
выбор всегда только Здесь и Сейчас, и никогда потом или раньше. Выбор - это когда ты решаешь пить тебе кофе или бежать на работу что бы не опоздать. Можешь пить, а можешь не пить - и это твой выбор, но о нем имеет смысл говорить только Здесь и Сейчас.
цитата: |
А в целом. Не все ли равно. Есть он или нет. |
а вот это уже любопытно!
Вот и я тоже склоняюсь к тому что выбор - это просто такая точка зрения. Кто то смотрит на реальность с точки зрения присутствия выбора, и каждый момент сам творит свою судьбу. А кто-то считает что все предопределено - и вообще не чешется
Можно и так и так - главное что бы человек не страдал от той точки зрения которую практикует
Однако проблема не в том есть ли выбор или его нет, а в том что человек не может полностью отдаться ни той ни другой концепции восприятия
Мечется между ними и тем самым не может быть гармоничен.
п.у.п.с.цитата: |
как фиксировать эти пределы? |
Ты умеешь летать? Наверное нет. Вот тебе и фиксация, например.
Это крайний случай. Я полагал, что речь о более прозаических вещах.
цитата: |
то какие пределы ограничивают его выбор? |
Смирительная рубашка.
цитата: |
про обусловленность твоего отношения к детям |
цитата: |
руки не обладают самостью и не имеют собственной воли, равно как и мнения. Как же можно тогда их сравнивать? |
И то и другое - часть меня.
цитата: |
Рефлексия в мозгу, который руками и управляет. |
В спинном.
ИМХО, следует развести мозг и сознание/волю.
may_beцитата: |
Оглядываясь назад, я вижу след от своих колес - свой путь. Да, чаще я сворачиваю направо - это обуссловлено моим воспитанием, образованием и настроением с утра . Значит ли это, что налево повернуть я не мог? Что выбор был иллюзией? Видимо, вопрос сводится к другому: может ли человек измениться? Если я изменю себя, предопределенность выбора будет уже другой. |
Это значит, что повернуть налево ты не мог в той ситуации,
потому, что главное слово в этом тексте ОГЛЯНУЛСЯ, значит уже посмотрел на сделанное. Можно оглянуться на будущее? Оглянуться на выбор?
п.у.п.с.цитата: |
Какой смысл говорить о выборе после сделанного выбора. Изменить уже ничего нельзя. |
Я считаю, что о выборе говорят люди, которые всячески хотят владеть ситуацией, своей жизнью. И думая, что выбор был (даже постфактум), оставляют себе надежду о том, что они не марионетки.
Ну, типа я такой весь самостоятельный, я сам в решаю…
atotsup
8 April 2009
araleng:
|
п.у.п.с.
цитата: | как фиксировать эти пределы? |
Ты умеешь летать? Наверное нет. Вот тебе и фиксация, например. |
то есть, фиксировать пределы выбора можно ограничив бесконечность вариантов до определенного, конечного набора?
цитата: |
Это крайний случай. Я полагал, что речь о более прозаических вещах. |
крайний или не крайний - это оценка, при том эмоциональная, которая не имеет отношения к самому наличию выбора. Хотеть но не мочь, и не хотеть - не одно и то же.
цитата: |
И то и другое - часть меня. |
тогда напрашивается встречный вопрос, а по каким критериям ты ограничиваешь себя? Где ты, а где уже не ты? Как в случае с рукой.
цитата: |
В спинном. ИМХО, следует развести мозг и сознание/волю. |
развести? любопытно! Пока еще никому из официальной науки не удалось это сделать. Наоборот классическая нейрофизиология сетует за то что сознание/воля - лишь клеточная биохимия мозга.
atotsup
8 April 2009
anniska:
|
Я считаю, что о выборе говорят люди, которые всячески хотят владеть ситуацией, своей жизнью. И думая, что выбор был (даже постфактум), оставляют себе надежду о том, что они не марионетки. Ну, типа я такой весь самостоятельный, я сам в решаю… |
не знаю замечаешь ты, или нет, но сама уже говоришь о выборе именно постфактум!
Что уже не имеет смысла. Я же говорю выбор имеет место, или смысл, только Здесь и Сейчас. По этому выбор - НЕ БЫЛ, а выбор ЕСТЬ!
Потом - это уже разговор ни о чем. Вот ты же прежде чем написать ответ тоже стоишь перед выбором: писать или нет. Но после того как написала, то есть выбрала - дальнейшие рассуждения об этом не имеют никакого смысла.
araleng
8 April 2009
п.у.п.с.цитата: |
ограничив бесконечность вариантов до определенного, конечного набора? |
Именно это я и имел в виду когда говорил об самостоятельной воле.
Потому что абсолютно свободной воли не бывает, ИМХО, т. к. мы живем в физическом мире.
Я же написал про смирительнуб рубашку
цитата: |
Где ты, а где уже не ты? |
Я подумаю об этом.
цитата: |
сознание/воля - лишь клеточная биохимия мозга. |
Я имел в виду функциональное разведение. Сознание/ воля - часть функций мозга.
araleng:
|
Именно это я и имел в виду когда говорил об самостоятельной воле. Потому что абсолютно свободной воли не бывает, ИМХО, т. к. мы живем в физическом мире. [ |
так! а теперь давай я тебе предложу такой вариант! Кто будет считать что в данном конкретном случае, твой конкретный выбор имеет такие то конкретные пределы? Конечно же ты сам, верно? То есть если ты решишь что твой выбор ограничен тем то и тем то, то ты сам себе свой же выбор и ограничиваешь, своим решением о том что возможно а что нет. Но решить что есть ограничение - то же своего рода выбор! Разве нет?
цитата: |
Я имел в виду функциональное разведение. Сознание/ воля - часть функций мозга. |
Начнем с того, что сознание/воля решило что есть нечто что можно назвать мозгом и что у него есть нечто что есть его функции. Считай что понятие мозга - родилось в тот самый момент когда сознание решило изучить само себя
И придя к определению мозга, как рефлексирующего биохимического агрегата - фактически низвергло само себя! Поскольку нечему задаваться вопросом "что я есть?", "и что есть свобода?". Тебя так не кажется?
anniska:
|
Это значит, что повернуть налево ты не мог в той ситуации, ... Ну, типа я такой весь самостоятельный, я сам в решаю… |
Почему не мог? Что-то внутри меня не позволило, или кто-то внешний за меня решил? Я же думал, выбирал, мучился (всхлипывает...)
Если внутри - я могу себя изменить (спорно, но надеюсь - опыт есть) И буду в дальнейшем на таких перекрестках "иметь право на лево"
А Вы у себя на работе никаких решений не принимаете? Нет у Вас уверенности, что при этом решении - будет вот так, при другом - вот эдак. Или у Вас ощущение: что ни решай, будет как будет, за нас решено
"Мне-то все равно, все равно
Я уговорю сам себя
Будто все за нас решено,
Будто все ворует судьба..."
Неужели Вы считаете муки выбора размышлением машиниста поезда - повернуть-не повернуть?