Ровно двадцать восемь лет назад финский гонщик Ари Ватанен и его штурман, британец Дэйвид Ричардс, выступавшие на Ford Escort, выиграли чемпионат мира по ралли. Всего на семь очков опередив Ги Фрекелина и его штурмана Жана Тодта, которые защищали цвета команды Peugeot. Ари Ватанен тогда и предположить не мог, что спустя 28 лет, судьба вновь сведет его с Жаном Тодтом, но на этот раз на кону будет стоять не чемпионский титул, а уже… пост президента FIA. Но на сей раз удача отвернулась от Ватанена, и он потерпел сокрушительное поражение. За финна было отдано всего 49 голосов, в то время как в копилке Жана Тодта их оказалось 135, что и позволило 63-летнему французу стать новым президентом FIA.
Избрание Жана Тодта не только положит конец шестнадцатилетнему правлению Макса Мосли, но и обещает стать началом новой эпохи для всего мирового автоспорта, который переживает сейчас далеко не лучшие времена. Так получилось, что последние годы правления Макса Мосли ознаменовались чередой громких скандалов, судебных разбирательств и отставок. Сам Макс Мосли так же не отличался примерным поведением, регулярно попадая на страницы желтой прессы, что, конечно же, не способствовало укреплению авторитета Федерации. Плюс ко всему разразился экономический кризис, внесший весьма существенные коррективы в автоспортивные программы многих производителей. Попытки FIA преодолеть последствия кризиса оказались малоэффективными, а традиционное «закручивание гаек», едва не раскололо Формулу-1 на два независимых чемпионата.
Сложилась классическая революционная ситуация – верхи, в лице Макса Мосли, уже не могли эффективно управлять вверенной автоспортивной империей, а низы – автопроизводители и частные команды, возглавляемые FOTA – больше не хотели мириться с диктатом FIA. К счастью, сторонам хватило благоразумия сесть за стол переговоров и урегулировать все противоречия, но всем было ясно, что дальше так продолжаться не может. Понимал это и сам Макс Мосли, который отказался баллотироваться на пост президента FIA.
О своем желании возглавить Федерацию сразу же заявил экс-чемпион мира по ралли и бывший европарламентарий Ари Ватанен. Его кандидатура устраивала многих, в первую очередь благодаря тому обстоятельству, что финн не был связан не с одной из влиятельных «группировок» мирового автоспорта. Чего нельзя было сказать о втором кандидате – Жане Тодте. Наверное, не стоит лишний раз напоминать о его более чем героическом прошлом в Scuderia Ferrari, хотя сам француз в своей предвыборной программе всячески открещивался от связей с итальянской конюшней. Возможно, все сказанное Жаном Тодтом правда, но не стоит забывать великого Энцо Феррари, не раз заявлявшего, что все его гонщики, инженеры и просто рядовые сотрудники навсегда останутся членами одной большой семьи, имя которой – Scuderia Ferrari. Поэтому можно не сомневаться, что Жан Тодт всегда будет относиться к Ferrari более чем лояльно. Ведь пятнадцать лет на капитанском мостике Скудерии и пять чемпионских титулов Михаэля Шумахера не забудутся никогда. Кстати, после избрания президентом FIA Жан Тодт тут же поспешил заявить, что приложит все усилия, чтобы привлечь к сотрудничеству Михаэля Шумахера. Правда, пока неясно в каком качестве, но насчет своего будущего Михаэлю беспокоиться явно не стоит. Помимо контракта с Ferrari он вполне может рассчитывать и на какую-нибудь должность в FIA. В любом случае Жан Тодт никогда не забудет своего любимца, к которому он относится как к родному сыну.
Ну а пока новоиспеченный президент FIA принимает поздравления. Первым свое почтение засвидетельствовал Макс Мосли, который еще до выборов всячески поддерживал кандидатуру Тодта: «Победил самый достойный кандидат, и FIA теперь в надежных руках». Коммерческий директор Формулы-1 Берни Экклстоун также остался доволен результатами выборов: «Жан Тодт именно тот человек, кто нужен сейчас Формуле-1. У него более спокойных характер, чем у Мосли, и он всегда готов к взвешенному обсуждению любых проблем». Кандидатура Тодта устроила и недавних противников Мосли и Экклстоуна из FOTA. «Уверен, что Жан Тодт сумеет реформировать FIA. Он всегда справлялся с самыми трудными задачами и в этот раз наверняка блестяще выполнит свою работу. Мы рады, что именно он возглавил Федерацию!», - сказал босс Ferrari и глава FOTA Лука ди Монтедземоло. Поздравления Тодту так же прислали Норберг Хауг (Mercedes Motorsport), Джон Хауэтт (Toyota Racing), Крисс Ниссен (Volkswagen Motorsport) и даже президент Франции Николя Саркози. И только Ари Ватанен выразил сомнения в организаторских способностях Тодта: «Сомневаюсь, что Жану удасться реформировать FIA. Особенно если он не избавится от людей работавших с Мосли».
Остается надеяться, что Жан Тодт приложит все усилия для того, чтобы мировой автоспорт опять обрел былую популярность, и прекратит порочную практику последних лет с постоянными изменениями технического регламента и сомнительными нововведениями.
НАША СПРАВКА
Жан Тодт родился 25 февраля 1946 года в городе Пьерферо, Франция. По образованию врач, закончил медицинский институт в Париже. Спортивная карьера началась в 1969 году. В качестве штурмана принимал участие в многочисленных чемпионатах по ралли и ралли-рейдам. В 1982 году стал техническим директором раллийной команды Peugeot. С 1990 года занимался разработкой спортпрототипов Peugeot для гонок в Ле-Мане. В 1993 году приглашен на пост спортивного директора Scuderia Ferrari, на котором проработал до 2008 года. Под руководством Тодта Ferrari выиграла шесть чемпионских титулов и семь Кубков конструкторов. 23 октября 2009 года Жан Тодт избран президентом FIA на четырехлетний срок. Кавалер Ордена Почетного легиона и малазийского ордена «Датук Сери». Именем Жана Тодта названа улица в его родном городе Пьерферо. Гражданская жена – малазийская актриса Мишель Ео. Сын от первого брака, Николя Тодт, является менеджером Фелипе Массы.
x