ZTEC-E: перенос датчика температуры в корпус термостата (актуально только для владельцев люминевого корпуса)
Потребовалось заменить датчик температуры двигателя. Ибо в заметный минус машина начала вести себя очень странно: запускается с пол-оборота, работает пару минут, глохнет. Затем снова запускается, опять работает пару минут, опять глохнет. Потом снова запускается. Как двигатель прогреется градусов до 30-40- работает чётко. Это на автозапуске. Ну или вручную надо запускать. Начал разбираться, що за ботва происходит. Чтобы отловить лично этот глюк, вышел к холодной машине с ноутбуком, ELMкой, завёл авто и начал наблюдать. Из подозрительного обнаружил слишком быстро растущую температуру в компе, если по отдельному приборчику температура жижи около нуля, то комп почему-то видит резко возросшую температуру градусов до 45-55 почти сразу после запуска. Видимо, по этой температуре готовит смесь, она оказывается слишком бедная, и двигатель глохнет. Как двигатель прогреется градусов до 40-50, показания начинают совпадать.
Из чего я сделал вывод, что датчик температуры устал и начал подглюкивать на заметном минусе.
А заменить датчик температуры на Зетеке-Е — секс ещё тот: он ввёрнут в блок под генератором. Т.е. надо снимать ремень навесного, откручивать перёд двигателя и сдвигать его к морде авто, откручивать и вынимать геныча. А потом всё собирать взад. Т.е. банальнейшая процедура выливается в нехилый asspain.
Посмотрел я на всё это безобразие, и решил для себя, что на нефритовом стержне я вертел такое счастье. Поэтому я решил вынести датчик температуры, чтобы он был под руками. В корпус термостата, где он будет омываться движущейся жижей. Штекер датчика вынесен на проводах сантиметров 20 от него, стык с штекером проводки находится наверху в районе датчика давления топлива, и вполне себе доступен без разборки пол-машины.
Благо, что термостат у меня люминевый, вместо верхнего большого датчика вкручена сантехническая латунная заглушка 3/8". Вот в ней я и решил нарезать резьбу. Первым моим порывом было проверить штатный большой датчик, что должен вворачиваться в это отверстие. Мол, нафига что-то мудрить, когда можно ввернуть родное, благо, эти датчики я купил во время эпопеи с люминевым корпусами, и они у меня были дома. Но тут меня поджидал суровый облом: если купленный на замену датчик PATRON PE13082 имеет сопротивление при комнатной температуре в районе 25кОм, то тот, что должен идти в термостат — в районе 75кОм. Нэ годицца. Как следует из описания на купленный датчик, он имеет резьбу М10х1,5мм. Купил под него 2-проходный метчик. Более того, он в прошлую субботу пригодился неожиданно для задних тормозов Зебринга :=)

Также решил в корпус термостата заодно врезать ещё и самопальную обойму под китайские датчики NTC 10кОм в гильзе 4мм, это я хочу всё-таки сделать "электрический термостат". По-уму, у меня уже есть проточный датчик с приборчиком в салоне. Если бы приборчик можно было найти с 2мя настраиваемыми порогами, один на открытие термостата, второй на включение вентилятора — было бы вааще замечательно, но мне таких приборчиков найти не удалось, поэтому придётся ставить ещё один приборчик на открытие термостата, скорее всего задействую приборчик температуры АТФа в АКПП, я с ним уже давно катаюсь, убедился, что охлаждение хорошее и перегрева нет.
обойму под этот датчик 4мм я изготовил по уже отработанной методике из болта М10х1,25, медной трубочки 4/7мм (вн/нар. диаметр). Болт укоротил до прим. 20мм, внутри за несколько проходов рассверлил отверстие до 7,5мм, это отверстие облудил кислотным флюсом, в него впаял трубочку, торец трубочки заглушил припаянной пластинкой меди. Итого, получилась герметичная обойма под датчик ф=4мм, которая вворачивается в корпус термостата и омывается жижей.
Что касается работы на авто. Всё делал под окнами, благо, всё делается сверху. Заранее прошу пардону за дикий сральник в подкапотке, не мыл её уже года 3, наверное, как начали гонять с моек самооблуживания, всё не доходят руки навести красоту под капотом.
Итак, я слил жижу в тазик. Открутил фланец с термостатом и прямо вместе со шлангом радиатора отвёл его в сторону. Вынул термостат. Внутрь запихал тряпку, чтобы стружка осталась на ней. В верхней латунной заглушке за несколько проходов просверлил отверстие 8,5мм под резьбу М10х1,5. Крышка заглушки оказалась достаточно тонкой, миллиметра 2,5, резьбы там получилось мало. Прогнал сначала черновой метчик, затем чистовой.
сам датчик посадил на ФУМ и ещё колечко подложил. Также удлинил провод датчика до прим. 1,5м, ибо далеко от его нового места до штекера старого.
затем я приступил к вживлению дополнительной обоймы под 4мм китайский датчик. Несколько раз промерил, чтобы не пересечься с только что врезанным датчиком. Итого, просверлил с боковой стороны корпуса термостата (со стороны АКБ) и чуть подальше от морды. Получилось практически вплотную к заднему выходу на печку.
оба датчика на месте
провод от нового датчика проложил под катушкой, поднял наверх, закрепил по обойме проводки форсунок, довёл до датчика давления топлива, и там подключил его штекер к штекеру проводки вместо родного датчика.
Самопальный датчик пока никуда не подключал, позже будут заниматься электрическим термостатом.
После чего отчистил внутренности корпуса термостата от мусора, всё собрал, залил жижу, завёл двигатель. Температуры похожи на правду. Правда, на улице потеплело, заметных минусов нет. Но зато теперь датчик под руками, его можно заменить если чо буквально минут за 10.