* Автор Дмитрий Рогозин - заместитель председателя Правительства РФ, председатель Военно-промышленной комиссии, Чрезвычайный и Полномочный Посол России.
Скрытый текст
Главная производственная сила
В ходе своих поездок по стране и знакомства с оборонными предприятиями я был поражён количеством и качеством людей, которые беззаветно преданы своей профессии и национальным интересам страны. Именно с такими людьми, по праву являющимися нашим национальным богатством, возможно достичь амбициозные цели, стоящие перед нашей экономикой.
В то же время сегодня крайне остро стоит задача подготовки молодых профессиональных кадров для ОПК, возрождения ПТУ и техникумов, готовящих кадры для оборонных предприятий, возвращения молодёжи в производственный процесс. Безусловно, приоритетом остаётся проведение социальной политики, которая будет только набирать обороты по мере усиления отечественной экономики. Государственная поддержка будет оказана работникам ОПК, это прежде всего касается жилищной ипотеки и получения образования. Тенденция увеличения заработной платы в ОПК также будет продолжена, ведь рост производительности труда и улучшение системы управления комплексом неминуемо скажутся и на этом показателе.
Импорт идей и знаний, а не готовой продукции
Российский ОПК уже сейчас выпускает новые образцы современной военной техники. С мировым рынком напрямую связан вопрос формирования политики импорта вооружений. Это очень тонкий вопрос. Здесь важно понимать, что мы заинтересованы в импорте тех высоких технологий, которые пока не получили развития в нашей промышленности. Мы выступаем за технологическую кооперацию, но оружие для своей армии мы должны производить сами, на основе своей элементной базы и на своих заводах. Из этого и будем исходить при реализации госпрограммы вооружения до 2020 г.
На мой взгляд, в условиях глобального рынка и научной и торговой кооперации совсем закрыться и перейти на самообеспечение невозможно. Однако импортировать надо не готовую продукцию, а рецепты её получения, в том числе производственную культуру и её носителей - зарубежных специалистов. Грубо говоря, нам лучше купить у зарубежных партнёров современный станочный парк и привезти нескольких квалифицированных «спецов», чем бесконечно обменивать своё золото на их «стеклянные бусы». Одним из сценариев такого «завоза немцев» могут стать совместные предприятия, создаваемые на нашей территории, которые обеспечат новые рабочие места и уплату налогов.
Кстати, нуждается в дополнительном осмыслении и военно-техническое сотрудничество в целом. Неизменно следует придерживаться принципа предоставления вооружений тем странам, которые скорее будут «вероятным противником» нашего «вероятного противника», а не его другом.
Совершенствование управления
и искоренение коррупции
Невозможно добиться успеха в такой сложной многосоставной отрасли, если не обеспечить функционирование определённых «рамочных принципов» экономики в целом. В этом плане самая большая и определяющая проблема - это зашкаливающий уровень коррупции. Здесь в «откатных» технологиях мы давно перешагнули мировой уровень. Миллионы рублей, выделяемые из госбюджета, которые в других обстоятельствах можно было бы пустить на социальные программы, не должны быть украдены. Всеми имеющимися силами надо искоренить это зло, прежде всего в сфере гособоронзаказа, и тогда отечественный ОПК начнёт дышать полной грудью.
Как справедливо отмечает В.В. Путин, основа коррупции - недостаток прозрачности в работе государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Необходимо обеспечить механизмы контроля общества как за самим процессом выработки приоритетов, так и за расходованием выделяемых на это финансовых средств. Именно в этих целях я скоро планирую в ближайшее время открыть свою общественную приёмную в Интернете.
Повышение прозрачности через механизмы парламентского контроля, публичной отчётности и доступности данных - в разумных пределах, конечно, - послужат повышению инвестиционной привлекательности не только «оборонки», но и нашей страны в целом. На уровне руководителей государства необходимые решения приняты, однако сложности начинаются, как только всё спускается ниже - на уровень федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций. И эта проблема - в отсутствии эффективного управления и внутренней конкуренции.
Кроме того, государство должно наконец запустить механизмы самоочищения. Воровство и коррупционные махинации в армии, на флоте, в оборонной промышленности и в военной науке, от которых зависят жизнь и безопасность всей России - это не просто частный грех или экономическое преступление. Это государственная измена и пособничество врагу. Они должны расследоваться и караться в режиме нулевой терпимости, судебные процессы должны быть открытыми, а судьи должны быть наделены правом выносить максимально суровые приговоры по этим статьям. В свою очередь те, кто помог выявлению соответствующих случаев и разоблачению воров и жуликов, должны получать правительственные поощрения.
За последние годы созданы предпосылки для полноценного развития оборонного комплекса. Имеются соответствующие законодательные и нормативные базы, правда они неидеальны, но мы знаем как их совершенствовать. Тот же ФЗ-94 должен быть скорректирован с учётом критики со стороны промышленности. Происходит выравнивание ситуации с распределением и выполнением государственного оборонного заказа, и она будет последовательно улучшаться. Будет меняться и схема управления ОПК, которая однозначно должна эволюционировать от «ручного управления» к системному подходу, базирующемуся на тщательном анализе текущей ситуации в области вооружений, долгосрочном прогнозе угроз безопасности нашей стране и потребностей в этой связи российских Вооружённых Сил. В этой связи крайне актуально звучит идея создания структуры, решающей задачи стратегического анализа и планирования с учётом оценки угроз национальной и технологической безопасности России на период до 30 лет, а возможно, и на более долгосрочную перспективу.
Конечно, все принимаемые решения должны основываться на экономической целесообразности проектов и технологических возможностях нашей «оборонки».
Государственно-частное партнёрство
Наконец, крайне важный аспект модернизации ОПК - это повышение роли бизнеса, частной инициативы. В условиях рыночной экономики одного только протекционизма и правительственного заказа недостаточно. В.В. Путин пишет, что «необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции; новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса». Добавлю, что надо не только дать частному капиталу дышать, но и открыть ему дорогу в мир оборонных технологий. В рамках возрождения оборонного комплекса необходимо отказаться от тех заградительных, зачастую абсурдных мер, которые препятствовали созданию и развитию частных оборонных производств.
Хочу напомнить, что технологический рывок в области вооружений периода колониальной европейской экспансии был обеспечен частными военно-торговыми предприятиями, которые не боялись брать новые образцы оружия, если только те давали им хоть какие-то преимущества перед конкурентами. Государственному чиновнику свойственно стремление минимизировать риски, подстраховаться, чтобы не подставлять себя под гнев начальства в случае неудачи. Отсюда привычка засекречивать передовые образцы, усложнять бюрократический цикл согласований, максимально отсрочивать внедрение и производство новых образцов.
Частный предприниматель, наоборот, любит риск, понимая, что смелая инициатива может увеличить его прибыль. Сегодня в легальном пространстве России нет частных армий и пиратских флотилий, но коммерческая мотивация бессмертна, она подстёгивает бизнесменов вкладываться в передовые технологии, и в России уже есть примеры прогрессивных компаний, которые преуспели на этой ниве. К сожалению, их пока ещё мало, но тяга к успеху, к созданию красивых новинок и извлечению из них прибыли окрыляет многих бизнесменов.
Вспомним, ведь и тульский умелец Левша из лесковского сказа работал не на закрытом государственном унитарном предприятии, а как частный мастер-оружейник. Нам не обязательно создавать для бизнесменов какие-то особые условия, хотя определённые льготы и послабления необходимы. Важно хотя бы не мешать им, не обрубать их крылья, не душить пожарными проверками и налоговыми удавками. Тогда среди частных предпринимателей обязательно появятся технологические пионеры и будут раскручиваться бренды, которыми Россия сможет гордиться.
Государственно-частное партнёрство диктует определённые изменения как в принципах распределения прибыли, получаемой государственными предприятиями-монополистами, так и в определении ценовых параметров на разработку и производство комплектующих для вооружений и военной техники. Финансирование проектно-конструкторских подразделений должно быть выстроено таким образом, чтобы активно заработала цепочка разработчик-производитель-продавец.
Новая «оборонка» для новой России
В.В. Путин призвал создавать «новую экономику России», повышать её эффективность и конкурентоспособность, понижать энергоёмкость и увеличивать долю высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей: «Мы должны значительно сократить отставание от стран-лидеров. Это значит, что надо обеспечить рост производительности по экономике в два раза, а в ключевых секторах - выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов. В противном случае у нас просто не будет надежды на успех в глобальной конкуренции».
Я убеждён, что мы справимся с этой задачей. Обновлённый военно-промышленный комплекс призван стать движущей силой экономического возрождения страны, повышения качества жизни наших сограждан и укреплению их уверенности в завтрашнем дне.
Нам предстоит найти такой баланс ответственного патернализма и свободы частной инициативы, который позволит и приумножить реальную военную мощь России, и обеспечить экономическое развитие, модернизацию как материально-технической базы, так и принципов, на которых строится экономическая политика государства. И этой публикацией я хочу расшевелить публицистов, экспертов и политиков, чтобы совместными усилиями воплотить в жизнь такие проекты, которые поведут Россию вперёд.
В ходе своих поездок по стране и знакомства с оборонными предприятиями я был поражён количеством и качеством людей, которые беззаветно преданы своей профессии и национальным интересам страны. Именно с такими людьми, по праву являющимися нашим национальным богатством, возможно достичь амбициозные цели, стоящие перед нашей экономикой.
В то же время сегодня крайне остро стоит задача подготовки молодых профессиональных кадров для ОПК, возрождения ПТУ и техникумов, готовящих кадры для оборонных предприятий, возвращения молодёжи в производственный процесс. Безусловно, приоритетом остаётся проведение социальной политики, которая будет только набирать обороты по мере усиления отечественной экономики. Государственная поддержка будет оказана работникам ОПК, это прежде всего касается жилищной ипотеки и получения образования. Тенденция увеличения заработной платы в ОПК также будет продолжена, ведь рост производительности труда и улучшение системы управления комплексом неминуемо скажутся и на этом показателе.
Импорт идей и знаний, а не готовой продукции
Российский ОПК уже сейчас выпускает новые образцы современной военной техники. С мировым рынком напрямую связан вопрос формирования политики импорта вооружений. Это очень тонкий вопрос. Здесь важно понимать, что мы заинтересованы в импорте тех высоких технологий, которые пока не получили развития в нашей промышленности. Мы выступаем за технологическую кооперацию, но оружие для своей армии мы должны производить сами, на основе своей элементной базы и на своих заводах. Из этого и будем исходить при реализации госпрограммы вооружения до 2020 г.
На мой взгляд, в условиях глобального рынка и научной и торговой кооперации совсем закрыться и перейти на самообеспечение невозможно. Однако импортировать надо не готовую продукцию, а рецепты её получения, в том числе производственную культуру и её носителей - зарубежных специалистов. Грубо говоря, нам лучше купить у зарубежных партнёров современный станочный парк и привезти нескольких квалифицированных «спецов», чем бесконечно обменивать своё золото на их «стеклянные бусы». Одним из сценариев такого «завоза немцев» могут стать совместные предприятия, создаваемые на нашей территории, которые обеспечат новые рабочие места и уплату налогов.
Кстати, нуждается в дополнительном осмыслении и военно-техническое сотрудничество в целом. Неизменно следует придерживаться принципа предоставления вооружений тем странам, которые скорее будут «вероятным противником» нашего «вероятного противника», а не его другом.
Совершенствование управления
и искоренение коррупции
Невозможно добиться успеха в такой сложной многосоставной отрасли, если не обеспечить функционирование определённых «рамочных принципов» экономики в целом. В этом плане самая большая и определяющая проблема - это зашкаливающий уровень коррупции. Здесь в «откатных» технологиях мы давно перешагнули мировой уровень. Миллионы рублей, выделяемые из госбюджета, которые в других обстоятельствах можно было бы пустить на социальные программы, не должны быть украдены. Всеми имеющимися силами надо искоренить это зло, прежде всего в сфере гособоронзаказа, и тогда отечественный ОПК начнёт дышать полной грудью.
Как справедливо отмечает В.В. Путин, основа коррупции - недостаток прозрачности в работе государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Необходимо обеспечить механизмы контроля общества как за самим процессом выработки приоритетов, так и за расходованием выделяемых на это финансовых средств. Именно в этих целях я скоро планирую в ближайшее время открыть свою общественную приёмную в Интернете.
Повышение прозрачности через механизмы парламентского контроля, публичной отчётности и доступности данных - в разумных пределах, конечно, - послужат повышению инвестиционной привлекательности не только «оборонки», но и нашей страны в целом. На уровне руководителей государства необходимые решения приняты, однако сложности начинаются, как только всё спускается ниже - на уровень федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций. И эта проблема - в отсутствии эффективного управления и внутренней конкуренции.
Кроме того, государство должно наконец запустить механизмы самоочищения. Воровство и коррупционные махинации в армии, на флоте, в оборонной промышленности и в военной науке, от которых зависят жизнь и безопасность всей России - это не просто частный грех или экономическое преступление. Это государственная измена и пособничество врагу. Они должны расследоваться и караться в режиме нулевой терпимости, судебные процессы должны быть открытыми, а судьи должны быть наделены правом выносить максимально суровые приговоры по этим статьям. В свою очередь те, кто помог выявлению соответствующих случаев и разоблачению воров и жуликов, должны получать правительственные поощрения.
За последние годы созданы предпосылки для полноценного развития оборонного комплекса. Имеются соответствующие законодательные и нормативные базы, правда они неидеальны, но мы знаем как их совершенствовать. Тот же ФЗ-94 должен быть скорректирован с учётом критики со стороны промышленности. Происходит выравнивание ситуации с распределением и выполнением государственного оборонного заказа, и она будет последовательно улучшаться. Будет меняться и схема управления ОПК, которая однозначно должна эволюционировать от «ручного управления» к системному подходу, базирующемуся на тщательном анализе текущей ситуации в области вооружений, долгосрочном прогнозе угроз безопасности нашей стране и потребностей в этой связи российских Вооружённых Сил. В этой связи крайне актуально звучит идея создания структуры, решающей задачи стратегического анализа и планирования с учётом оценки угроз национальной и технологической безопасности России на период до 30 лет, а возможно, и на более долгосрочную перспективу.
Конечно, все принимаемые решения должны основываться на экономической целесообразности проектов и технологических возможностях нашей «оборонки».
Государственно-частное партнёрство
Наконец, крайне важный аспект модернизации ОПК - это повышение роли бизнеса, частной инициативы. В условиях рыночной экономики одного только протекционизма и правительственного заказа недостаточно. В.В. Путин пишет, что «необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции; новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса». Добавлю, что надо не только дать частному капиталу дышать, но и открыть ему дорогу в мир оборонных технологий. В рамках возрождения оборонного комплекса необходимо отказаться от тех заградительных, зачастую абсурдных мер, которые препятствовали созданию и развитию частных оборонных производств.
Хочу напомнить, что технологический рывок в области вооружений периода колониальной европейской экспансии был обеспечен частными военно-торговыми предприятиями, которые не боялись брать новые образцы оружия, если только те давали им хоть какие-то преимущества перед конкурентами. Государственному чиновнику свойственно стремление минимизировать риски, подстраховаться, чтобы не подставлять себя под гнев начальства в случае неудачи. Отсюда привычка засекречивать передовые образцы, усложнять бюрократический цикл согласований, максимально отсрочивать внедрение и производство новых образцов.
Частный предприниматель, наоборот, любит риск, понимая, что смелая инициатива может увеличить его прибыль. Сегодня в легальном пространстве России нет частных армий и пиратских флотилий, но коммерческая мотивация бессмертна, она подстёгивает бизнесменов вкладываться в передовые технологии, и в России уже есть примеры прогрессивных компаний, которые преуспели на этой ниве. К сожалению, их пока ещё мало, но тяга к успеху, к созданию красивых новинок и извлечению из них прибыли окрыляет многих бизнесменов.
Вспомним, ведь и тульский умелец Левша из лесковского сказа работал не на закрытом государственном унитарном предприятии, а как частный мастер-оружейник. Нам не обязательно создавать для бизнесменов какие-то особые условия, хотя определённые льготы и послабления необходимы. Важно хотя бы не мешать им, не обрубать их крылья, не душить пожарными проверками и налоговыми удавками. Тогда среди частных предпринимателей обязательно появятся технологические пионеры и будут раскручиваться бренды, которыми Россия сможет гордиться.
Государственно-частное партнёрство диктует определённые изменения как в принципах распределения прибыли, получаемой государственными предприятиями-монополистами, так и в определении ценовых параметров на разработку и производство комплектующих для вооружений и военной техники. Финансирование проектно-конструкторских подразделений должно быть выстроено таким образом, чтобы активно заработала цепочка разработчик-производитель-продавец.
Новая «оборонка» для новой России
В.В. Путин призвал создавать «новую экономику России», повышать её эффективность и конкурентоспособность, понижать энергоёмкость и увеличивать долю высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей: «Мы должны значительно сократить отставание от стран-лидеров. Это значит, что надо обеспечить рост производительности по экономике в два раза, а в ключевых секторах - выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов. В противном случае у нас просто не будет надежды на успех в глобальной конкуренции».
Я убеждён, что мы справимся с этой задачей. Обновлённый военно-промышленный комплекс призван стать движущей силой экономического возрождения страны, повышения качества жизни наших сограждан и укреплению их уверенности в завтрашнем дне.
Нам предстоит найти такой баланс ответственного патернализма и свободы частной инициативы, который позволит и приумножить реальную военную мощь России, и обеспечить экономическое развитие, модернизацию как материально-технической базы, так и принципов, на которых строится экономическая политика государства. И этой публикацией я хочу расшевелить публицистов, экспертов и политиков, чтобы совместными усилиями воплотить в жизнь такие проекты, которые поведут Россию вперёд.
x
http://redstar.ru/index.php/component/k2/i...umnaya-oboronka