- Что происходит с российской армией? Как оценивать реформу, боеготовность Вооруженных сил, … дозволенное хамство руководства военным ведомством?
- Я бы не стал акцентировать на хамстве внимание. Если бы все сводилось только к использованию ненормативной лексики в Вооруженных Силах, а при этом «Булава» исправно летала, реализовался приемлемый уровень сдерживания внешних военных угроз, офицеры российской армии были бы обеспечены нормальным жильем, а военные пенсионеры не влачили полунищенское существование, то использование мата руководителями Минобороны было хотя и неприятно, но терпимо. В конце концов, в армии матом не ругаются, а нем разговаривают, офицеры от него в обмороки не падают. Так было и, наверно, всегда будет, несмотря ни на какие модернизации. Не за это мы не любим сегодняшних полководцев. А за то, в каком положения находятся Вооруженные Силы. Начну с анализа общего состояния.
Существует миф о том, что за последние годы произошла невероятная милитаризация страны и возрождение военной мощи чуть ли не до уровня Советского Союза. Это не соответствует действительности – в реальности, как показывает анализ, произошла деградация российских ВС.
Если посмотреть на динамику общего финансирования Вооруженных Сил за последние 10 лет, сделав поправки на инфляцию, то получится, что в реальном выражении объемы финансирования в среднем увеличивались на 4% в год. При таком темпе роста можно только компенсировать амортизацию, а не обеспечить развитие системы вооружения. Теперь вспомните про коррупцию, и поймете, что в реальности Вооруженные Силы не развивались, а деградировали.
В настоящее время в духе политкорректности считается, что основной военный противник России – международный терроризм. Реальных потенциальных противников: США, НАТО, Китай обозначить стесняются. Но если назвать вещи своими именами, то сегодня Россия уступает этим вероятным противникам по численности ВС в 20 раз на Западе и в 35 раз на Востоке. Фактически отсутствует противоздушная оборона многих важных объектов энергетики, городов, транспортных коммуникаций. Для их уничтожения в случае конфликта даже не потребуется ядерных ударов – все решится высокоточным оружием с обычными средствами поражения. Как только Россия перестанет платить дань США, ЕС и Великобритании в виде отчислений в международные резервы – ежегодно десятки млрд. долларов – ей быстро укажут на ее место. И не нужно думать, что Россию спасет ее ядерное оружие сдерживания. Скорее всего, оно не будет применено. Ведь в Европе учатся дети российской «элиты», там ее представители имеют дома, виллы, в европейских и американских банках находятся их многомиллиардные счета. Переводить большие деньги на Запад, обустраиваться там, а потом угрожать Западу ядерным ударом – это политическая шизофрения.
Можно до «Синевы» спорить о достоинствах и недостатках «Булавы», но принципиально это ничего не изменит. Очень вероятно, что российское ядерное оружие никогда не будет применено. Конечно, на Западе это также хорошо понимают.
Теперь несколько слов о военной реформе. Вообще-то нормальные люди, когда пытаются что-то реформировать, четко указывают цель. Какая сегодня цель развития российских ВС? Она не называется. Можно только догадываться по направленности учений, в том числе – совместных с другими странами. Последние учения «Восток-2010», если объективно оценить их результаты, показали всему миру, что российские Вооруженные Силы недееспособны, что было понятно и до учений (такое ощущение, что именно это и хотели продемонстрировать).
Военные учения, в которых участвовали представители других стран, проводились под маркой противодействия международному терроризму. Но складывается впечатление, что в действительности отрабатывалось подавление возможных угроз существующей власти на территории России с участием иностранных воинских контингентов. То есть, возможно, что российские Вооруженные Силы ориентируются на противодействие не внешним, а внутренним угрозам государству. В эту схему укладывается, мягко говоря, странное отношение к оставшимся боеспособным соединениям и частям – ВДВ, спецназу.
В последнее время отмечается заигрывание с НАТО. Делается почти то, за что несколько лет назад укоряли Украину и Грузию. К чему это может привести, угадать нетрудно. В ближайшие десятилетия, а может быть, годы неминуемо обострятся проблемы США и ЕС с Китаем, причина которых – борьба за энергоресурсы. В это противостояние будут втянуты Иран, Пакистан и …Россия. Нашу страну станут использовать в качестве прокладки при военном решении проблем с Китаем. Вот тогда и потребуются европейское вооружение типа «Мистраль» и «Ивеко», которые Россия планирует закупать на Западе.
В завершение для полноты картины следует отметить, что по данным МО РФ денежное содержание российского офицера было в 10-15 раз ниже денежного содержания его зарубежного коллеги при уже практически равном соотношении цен на бензин, продукты питания, стоимость жилья и т.д. Денежное содержание полковника ВС в 3-4 раза ниже средней зарплаты в банковском секторе. Из-за унизительно низкого материального обеспечения профессия военного летчика давно стала непрестижной. У молодых лейтенантов нет заинтересованности служить в отдаленных гарнизонах за 15-20 тыс. рублей, а введенные «надбавки» усиливают напряженность в воинском коллективе.
- Что угрожает России извне? Какие позиции мы безвозвратно потеряли в геополитическом плане, за что еще держимся?
- Основная угроза не только России, но и миру в целом исходит из виртуальности мировой финансовой системы, основанной на американском долларе, который уже давно не обеспечен реальными активами и поддерживается только мощью вооруженных сил США, потенциал которых позволяет им противостоять всему остальному миру. Но рано или поздно эта система рухнет, причем по внутренним причинам. Но перед тем как рухнуть произойдет ее агония (возможно, текущий финансовый кризис – начало этой агонии), которая может ввергнуть мир в Третью мировую войну.
Как уже было сказано выше, сегодня Россия практически не защищена. Ее политическое руководство, как удельные князья Руси в XII-XIII веках, пытается отдалить угрозы посредством выплаты многомиллиардной дани якобы в международные резервы. Но в России легкодоступная нефть может скоро закончиться: по оценкам экспертов, 30% скважин уже нерентабельны. Тогда Россия будет совсем не интересна остальному миру, и в полной мере начнет реализоваться целевая установка М.Тетчер о том, что России достаточно 15 млн. населения. Заметим, что такое высказывание почему-то не рассматривается как экстремистское, хотя оно – прямая установка на геноцид в духе лидеров Третьего Рейха. Его высказала не домохозяйка на кухне, а государственный деятель, за которым стояла сильная государственная машина.
Иногда складывается такое впечатление, что в настоящее время наша страна уже используется как полигон для отработки технологий сокращения численности населения. Генно-модифицированные продукты, фиктивные лекарства, резкое усиление распространения наркотиков, дешевый алкоголь, пищевые добавки, снижающие репродуктивные функции людей, недееспособная медицина – только некоторые элементы этой комплексной технологии.
Если говорить о потерянных Россией геополитических позициях, то конечно – это расширение НАТО на Восток, усиление роли США на юге России (Афганистан, Ирак, Пакистан, Грузия). К этому можно добавить реальную угрозу потери Дальнего Востока и Сибири. Умудрились испортить отношения с Украиной, Белоруссией, Ираном. Но по-прежнему цепко держимся только за газовую и нефтяную трубы. Однако при теперешнем положении российских Вооруженных Сил держаться больше не за что. Энтузиазм не сработает: трудно представить, чтобы сегодняшние солдаты и офицеры поднялись бы в атаку с криком «За суверенную демократию!».
- Чем грозит встраивание России в вектор антииранской политики США и Израиля?
- Иран – это не стратегическая, а тактическая цель США, один из важных элементов и инструментов более глобальной и долговременной политики США в отношении Китая. Иран – это большие нефтяные запасы, основной идеологический и религиозный оппонент стратегическому союзнику США на Ближнем Востоке – Израилю, страна, руководство которой отрицает холокост и юридически-правовые основы существования Израиля. Страна, пытающаяся развить собственную ядерную энергетику, рассматриваемую внешним окружением, как создание технологической базы ядерного оружия.
Кстати, то, что Иран развивает ядерную энергетику, косвенно указывает на то, что запасов нефти на Ближнем Востоке на самом деле может быть значительно меньше, чем указывается в официальных данных. Кроме того, США, экономика которых основана на распространении доллара по всему свету и управлением нефтяными ценами, очень болезненно относится к развитию ядерной энергетики – энергетическому конкуренту нефти. Особенно – на Ближнем Востоке.
В отношении к Ирану Россия оказалась заложником своей финансовой системы: если страна держит свои резервы в валюте других стран, то по принципиальным позициям она не может противостоять им в военно-политической сфере. Отдельные несогласования возможны, но длительной тенденции на осложнение отношений быть не может – в случае резкого ухудшения отношений валютные счета запросто можно заблокировать. И все это прекрасно понимают.
Встраивание России в вектор антииранской политики США и Израиля грозит ей потерей союзника, обострением проблем на юге, усилением наркотрафика и наркоторговли, появлением новых военных блоков и военных баз близи южных границ. Не знаем как демократии, а суверенности от этого в России точно не прибавится. Впрочем, Россия уже 20 лет неспособна проводить самостоятельную внешнюю политику, поскольку она жестко встроена в мировую экономическую систему, где доминируют США.
Россия рискует потерять остатки своего авторитета среди мусульманских стран, отменив заранее согласованные поставки оборонительного вооружения (в первую очередь, зенитно-ракетных комплексов ПВО С-300) в Иран. Естественен вопрос: что взамен? Вступление в ВТО? Отмена поправки Джексона-Веника? Кто-то уже отказывается покупать российские нефть и газ? Зачем нужно при помощи ВТО разрушать собственное сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность? Как сказал бы о Руси Н.В. Гоголь: «Дай ответ… Не дает ответа».
- Как разрешить противоречия с Минском с меньшими потерями для братских народов России и Беларуси?
- Насчет противоречий с Белоруссией, по-моему, вопрос вообще надуман. Это – проявление некогерентности сознания. Экономика Белоруссии – только 4% от Российской (ВВП Белоруссии – около $50 млрд.), численность населения во всей стране – меньше, чем в Москве.
28 октября 2010г. Медведев говорил о масштабах воровства в системе российских госзакупок – 1 трлн. руб., т.е. около $30 млрд. Другими словами, ВВП Белоруссии сопоставим по величине с потерями от российского воровства только в системе госзакупок. Но ведь в России есть другие системы, где коррупция развита не меньше.
Поэтому если даже Россия возьмет Белоруссию на полное экономическое обеспечение, много от России не убудет, больше разворуют. Так что о минимизации экономических потерь можно не говорить – они пренебрежимо малы на фоне существующего в России воровства и коррупции.
Не понятно, зачем эта информационная кампания в адрес А.Лукашенко. Не знаю, какие цели преследовали заказчики и создатели сериала, но получилось у них совсем не то, что они предполагали: у телезрителей создалось впечатление, что реального компромата на Лукашенко нет. Поэтому с точки зрения межстрановых взаимоотношений противоречия между Россией и Белоруссией надуманы.
Другое дело, если рассматривать корпоративные цели «Газпрома», ЛУКОЙЛа, «Роснефти», которые уже привыкли отождествлять себя со всей Россией, развлекая народ каждый Новый год очередным энергетическим конфликтом. Но здесь интересы братских народов в расчет не принимаются.
Как разрешать противоречия? Договариваться о тарифах заранее, а не по ночам (почему-то всегда переговоры проходят ночью) перед новогодними праздниками. Понимая при этом, что важны не только ежегодные бонусы сотрудников российских энергетических компаний, но и долгосрочный имидж страны, как одного из основных поставщиков энергоресурсов.
- Какие внешние и внутренние угрозы российской государственности на подходе в ближайшем и обозримом будущем?
- О внешних угрозах говорилось выше. К этому можно добавить, что в результате действий финансовых властей стран G20 фундаментальные основы текущего кризиса не ликвидированы. Из-за того, что одни бумажки (токсичные активы) заменены на другие (свеженапечатанные доллары, евро и фунты) ситуация принципиально не изменилась. Болезнь загнана внутрь, и ее симптомы пока проявляются в меньшей степени. Но она обязательно снова вылезет наружу. Поэтому финансово-экономические кризисы будут продолжаться и далее. Рано или поздно необеспеченный реальными активами американский доллар, как мировая валюта, должен рухнуть. Уже сейчас существуют несколько видов доллара – для внутреннего и внешнего употребления. Американцы постараются сделать все возможное, чтобы при этом «сохранить лицо». Возможно провоцирование ситуации для создания видимости объективности причины обрушения доллара: террористическая атака на США, война на Ближнем Востоке, обострение ситуации на Дальнем Востоке. Как крайний случай – новая мировая война, которая для России будет катастрофична.
Теперь о внутренних угрозах. На всякий случай для ясности разделим два понятия: страна и государство. Можно любить свою страну и при этом критически относиться к государству, которое представляет собой аппарат управления обществом.
Если говорить о стране в целом, то основные внутренние угрозы известны: сложная демографическая ситуация, однобоко развитая сырьевая экономика, низкая производительность труда, обусловленная низким уровнем оплаты труда, распространение наркотиков, отток умов за рубеж, деградация науки, культуры, систем образования, здравоохранения, пенсионной, национальной обороны, обеспечения правопорядка, сельского хозяйства, запущенные транспортные и экологические проблемы, коррупция. В ближайшем десятилетии возможно также обострение энергетических проблем, связанных с истощением легкодоступных запасов российской нефти.
Много уже сказано и написано об этих проблемах. Не будем повторяться.
Но существует еще одна серьезная проблема, которая является первопричиной всех остальных. Это многомиллиардный отток капитала из России, в том числе – в так называемые международные резервы (проще говоря – в финансовые системы западных стран). Он обескровливает всю экономику, не дает сдвинуться с мертвой точки в решении большинства насущных проблем. Если бы оттока капитала не было, многие российские внутренние угрозы через некоторое время были бы устранены.
Чтобы рельефнее подчеркнуть важность этого фактора, вспомним о татаро-монгольском иге. Со всей Руси собиралась дань – десятина, 10% от ВВП (если употреблять современные термины). И страна 300 лет пребывала в разрухе. Действительно, для удовлетворения жизненно необходимых расходов требовалось 90% производимого продукта, и только 10% могло бы пойти на развитие. Но эта часть изымалась, как дань. В предкризисные 2006-2007гг. Россия перечисляла в международные резервы около 12% ВВП. О каком парировании внутренних угроз может идти речь в этих условиях? Правда, в 2010г. величина перечислений стала меньше – около 5%. Но добавьте к этому переводы частных лиц и нелегальный отток капитала. Так что принципиально ситуация не изменилась.
Перед кризисом Россия располагала $600 млрд. (в настоящее время $500 млрд.) в валютных резервах. На эти деньги можно было построить такой город как Москва (конечно, если строить без «откатов»). Это – для того, чтобы почувствовать масштаб величин.
Как это отражается на социально-экономической системе? Для краткости только три примера.
Недавно правительство догадалось, что существующая российская пенсионная система несовершенна, дефицит государственного пенсионного фонда составляет 1 трлн. руб. – $33 млрд. Но только за 2010г. международные резервы увеличены примерно на $60 млрд. Можно было в течение одного года два раза покрыть дефицит пенсионного фонда, который образовывался в течение нескольких лет.
В настоящее время Минфин для покрытия дефицита государственного бюджета вышел на международный рынок заимствований с целью получить $10 млрд. Какой в этом тонкий расчет, представить трудно: вспомним о $60 млрд. увеличения международных резервов в 2010г.
В настоящее время ежегодный уровень финансирования российских Вооруженных Сил сопоставим с годовым приращением личных состояний 10 российских олигархов. Это наглядно характеризует отношение власти к Вооруженным Силам.
Теперь о внутренних угрозах государству. По нашему мнению, основная внутренняя угроза существующему государственному строю – усиление протестной активности населения. Большинство людей уже давно осознало, что основная цель существующего государства – не повышение среднестатистического качества жизни российских граждан (как это декларируется), а повышение качества жизни 1% россиян с учетом необходимости удержания от масштабных протестов со стороны остального населения. Если ничего принципиально не менять, то когда-то эта протестная активность обострится и материализуется. Тогда всем мало не покажется.
Начинать целесообразно с возвращения к выборам глав регионов. Странно получается: российский народ вполне способен всеобщим голосованием выбрать президента страны, но неспособен выбрать главу региона.
Далее – развитие местного самоуправления. В настоящее время государственное управление в России гипертрофированно централизовано. Не нужно указывать людям, как они должны жить. Сами разберутся. Зачем искусственно создавать проблемы и дополнительные внутренние угрозы?
Одна из серьезных угроз – разболтанность финансовой системы страны. Она – следствие оттока капитала, за который Россия получает в подарок высокую инфляцию. Далее по цепочке – высокие проценты по кредитам, стагнация малого и среднего бизнеса, низкий уровень оплаты труда, высокая безработица, высокая протестная активность.
Как известно, «инфляция – сифилис экономики». Но экономики реальной, а не виртуальной. Когда нам говорят, что от инфляции страдают все, это лукавство. Банки к ней очень хорошо приспособились. Подумайте, стали бы Вы при стабильных ценах вкладывать деньги в банк, если бы он предлагал отрицательный процент по вкладам, например, минус 3%? А при официальной инфляции в 8-9% банки предлагают 4% годовых. То есть, реально минус (4-5)%. И люди несут свои сбережения в банк, опасаясь потерять еще больше. Иными словами, для банков инфляция – дополнительный источник прибыли. В таких условиях и ребрендинг за 20 млрд. руб. можно проводить.
Ключевая внутренняя угроза – коррупция. В 2010г. Россия заняла 154-е место среди 180 стран в индексе восприятия коррупции, подготовленном российским отделением центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл». В прошлом году РФ занимала 146-е место. Пока в системном плане в борьбе с коррупцией ничего не сделано.
В России основная масса людей, с одной стороны, и высшие чиновники с олигархами – с другой, живут как бы на разных планетах, в разных измерениях. Наглядно это высветила ситуация с летними пожарами. Ключевая фраза августа 2010г.: «Зачем нам какой-то инновационный центр в Сколково, если у нас пожарных машин элементарных нет».
Из доклада Министерства экономического развития следует, что в связи с аномальной жарой, природными лесными пожарами и задымлением в Российской Федерации в июле текущего года умерло на 14,5 тыс. человек, а в августе – на 41,3 тыс. человек больше, чем за этот же период прошлого года.
Давайте кое-что посчитаем. Если принять, что высокое задымление продержалось с начала до середины августа, то из-за него в России погибли около 20 тыс. человек – примерно половина из 41,3 тыс. Будем считать, что еще половина от 20 тыс. – 10 тыс. – на совести тех, кто не решал экологические проблемы, разворовывал деньги на пожарную технику и на содержание пожарных частей. 10 тыс. потерь – это почти столько же, сколько СССР потерял за всю афганскую войну!
Пожары и другие события августа убедительно показали низкую эффективность и коррумпированность власти. Дело дошло до того, что премьер лично через web-камеры следит, как строится жилье для погорельцев. Это не просто факт – это диагноз степени неуправляемости и уровня коррупции в стране.
А коррупционные схемы по приобретению медицинского оборудования, в частности, томографов, которые также стали интенсивно публиковаться в СМИ именно в августе? То же завышение цен в 2-3 раза. А цены на строительство дорог, превышающие общемировые в 3-5 и более раз?
Поэтому, по нашему мнению, внутренние угрозы не менее опасны, чем внешние.
- Какие меры нужно предпринять для спасения сельского хозяйства и экономики страны, ее оборонного потенциала?
- Интересно сочетание: сельское хозяйство и оборона. Но, наверно, оно правомерно – военная безопасность также актуальна как продовольственная.
Вообще говоря, долгосрочные направления развития страны не исчерпываются указанными направлениями. Таких направлений не менее восьми: образование, здравоохранение, сельское хозяйство, жилье, национальная оборона, культура, наука, экология. Первые четыре направления составили основу четырех национальных проектов. Следующие четыре пока ждут своей очереди. Эти восемь направлений являются принципиально долгосрочными и не могут быть решены при помощи краткосрочных рыночных инструментов. Другими словами, они требуют вмешательства и постоянного пристального внимания со стороны первых лиц государства, в первую очередь – Президента. Это – объекты стратегического управления.
В настоящее время российская государственная власть и так называемая «элита» рассматривают страну как свою частную фирму, работающую исключительно на получение прибыли и чем быстрее, тем лучше. Прибыль – основная цель частной фирмы. Ей не до реализации долгосрочных целей. Основная задача: собрать капитал, перевести деньги за рубеж, обустроиться, вложить деньги в выгодное дело. Одним словом: «Хороший дом, хорошая жена – что еще нужно, чтобы встретить старость?».
В этих условиях и сельское хозяйство и национальная оборона обречены. К сельскому хозяйству сейчас отношение примерно такое: его развивать не выгодно, а необходимые продукты можно закупить по импорту за доходы от продажи нефти и газа. Но дело в том, что продукция сельского хозяйства – это особый вид продукции, определяющий уровень жизнеспособности страны в возможных кризисных ситуациях. Конечно, многое можно купить за рубежом, но необходимый минимальный объем продовольствия обязательно нужно производить внутри страны. Даже если это нерентабельно в современных благополучных условиях. Зато станет сверхрентабельным при неблагоприятном стечении обстоятельств.
Отказываться от производства минимального объема сельскохозяйственной продукции в стране все равно, что уподобляться человеку, который легкомысленно относится к своей болезни кроветворных органов, не лечится, предполагая за деньги периодически осуществлять переливание крови. Нормален такой человек? Ответ очевиден.
Естественный вопрос: если отношение государственной власти к долгосрочным целям, в частности, к развитию сельского хозяйства изменится в положительную сторону, что следует предпринять?
Россия – это страна посредников и откатов. Прежде, чем сельскохозяйственная продукция дойдет от производителя до потребителя, ее цена увеличится в несколько раз – каждый из многочисленных посредников возьмет свою долю. Как убрать большую часть этой публики из технологической цепочки, понимая при этом, что некоторые посредники все же необходимы?
Можно, например, в стиле 80-х годов организовать экскурсию премьера по магазинам с последующим разносом правых и виноватых, подписанием грозных распоряжений, в которые чиновники уже встроили новые коррупционные схемы. А можно поступить так, как часто поступают любимые современной российской «элитой» англосаксы: искусственно создать жесткую конкуренцию частным фирмам со стороны госсектора, экономическими методами повлиять на снижение цены на социально значимую продукцию и сделать экономическую деятельность многих лишних посредников нерентабельной.
Тот же самый прием можно применить и при закупках вооружений: создать конкуренцию отечественным производителям при закупке иностранной техники. В производстве вооружений большие проблемы, в первую очередь – старение кадров, но и коррупции там хватает. Так что здоровая конкуренция в небольших дозах не повредит. Пожалуй, это единственный положительный аспект в предполагаемой закупке «Мистраль» и «Ивеко».
При планировании развития оборонного потенциала особую значимость приобретает разработка Программы вооружения. Это – очень важный документ, определяющий будущий облик Вооруженных Сил, приоритеты и прорывные направления их развития. Без преувеличения можно сказать, что разработка сбалансированной Программы вооружения гораздо важнее создания любой конкретной системы вооружения. Тем более что расходы на оборону – вторые по величине в федеральном бюджете. В настоящее время как раз разрабатывается такая очередная программа. Как сказал вице-премьер С.Иванов, программа уже создана, но «существуют некоторые проблемы, связанные с тем, что пока неизвестно, какое предприятие какой объем вооружения будет выпускать в долгосрочной перспективе». Вслед за ним последовало заявление А.Сердюкова, что «работа над программой уже завершена».
Обращаем внимание: возможно, эти люди совсем не понимают, что такое Программа вооружения. Без привязки к исполнителям и ресурсам она – не программа, а фикция. Если программа не опирается на конкретные мероприятия, на конкретных исполнителей и предполагает конкретные величины используемых ресурсов (финансовых, материальных, кадровых и т.п.), то в ней могут быть коррупционные закладные схемы.
Беседовал
Ярослав Таманцев
x