Автосвет: современные тенденции и законАвтопроизводители, стремясь достичь наилучшего качества освещения дороги в темное время суток, улучшить эффективность энергопотребления источников света, а также воплотить смелые дизайнерские решения при разработке автомобильных фар, внедряют новые перспективные технологии, благодаря чему автовладельцам в настоящее время стало доступно светодиодное, газоразрядное и даже лазерное освещение, которые набирают все большую популярность.
В качестве головного света автомобилей изначально использовались лампы накаливания с вольфрамовой нитью, которые постепенно вытеснили галогеновые лампы ближнего и дальнего света, которые, по сути, являются улучшенной версией ламп накаливания.
В них тоже присутствует нить накаливания, но она находится в особой колбе с газом, находящимся под давлением, благодаря чему при подаче напряжения галогеновая лампа светит в несколько раз ярче обычной лампы накаливания, при этом потребляет меньше электричества и имеет более долгий период работы (от 500 до 1000 часов). Кроме того, они достаточно дешевые.
Ведущими производителями таких ламп являются Philips и Osram, выпускающие качественные современные галогеновые лампы, имеющие лучшие технические характеристики среди аналогов. К ним можно отнести Philips Cristal Vision 4300k, Philips Diamond Vision 5000k, Osram Cool Blue Intence 4200K, Osram Night Breaker и другие.
Но прогресс не стоит на месте, подтверждением чему является тот факт, что всего за несколько последних лет автомобильное освещение стало более инновационным, эффективным и безопасным.
Производители автомашин стали задумываться об экономии затрат энергии на освещение и повышении КПД ламп. Так галогеновая лампа в среднем потребляет порядка 55Вт электроэнергии, из которых только 30% преобразуются в свет, а оставшиеся 70% потребленной энергии выделяются в виде тепла, что вызывает сильный нагрев лампы и влияет на конструктивные особенности фар.
На смену галогеновым пришли газоразрядные лампы, или как их еще называют ксеноновые или биксеноновые (от названия закачиваемого в них инертного газа), которые светят в 2-3 раза ярче предшественников.
Более яркий световой поток в ксеноновых лампах (1800–3300Лм против 1650Лм в лучших экземплярах галогеновых ламп), дает электрический дуговой разряд, возникающий между электродами, помещенными в специальную газоразрядную среду и генерируемый в специальном блоке поджига напряжением в 25 тыс. вольт. Нити накаливания в них нет, а значит, нечему рваться. Срок их службы из-за этого в 2-5 раз дольше, чем у галогеновых ламп (до 3000 часов).
Кроме того, ксеноновые лампы светят в спектре цветов от 4300k (желтый) до 7000k (ярко голубой), что близко к дневному освещению (5500k). Это снижает утомляемость водителя и дает лучший обзор в темное время суток.
При этом газоразрядные лампы потребляют в 1,5-2 раза меньше энергии (порядка 35Вт) и на 40% меньше греются по сравнению с галогенками, что положительно сказывается на эксплуатационных характеристиках фар автомобиля.
К лучшим производителям ксенона можно отнести такие компании, как Philips, SHO-ME, MTF-light, MLux и другие.
К минусам ксеноновые ламп можно отнести их достаточно высокую стоимость по сравнению с галогеновыми лампами, конструктивные особенности и размеры, а также требования законодательства к их установке. Данные особенности дали очередной толчок для развития новых перспективных технологий.
К ним можно отнести массовое внедрение светодиодных автомобильных ламп, которые становятся ключевыми компонентами в современных автомобилях, и завоевывают авторитет, как у производителей, так и среди владельцев машин.
LED-лампы представляют собой кристаллический полупроводник, преобразующий протекающий через него ток в свечение, которое посредством линзы преобразуется в световой пучок.
Лучшие образцы современных светодиодов или LED-ламп по яркости света опередили галогеновые и начинают приближаться к ксеноновым лампам, выдавая световой поток в 2000Лм. Они отличаются от предшественников самым низким энергопотреблением (до 10 раз меньшим, чем у классических ламп накаливания) и самым долгим сроком эксплуатации (до 15 тыс. часов).
LED-лампы позволяют выдавать практически любую цветовую температуру свечения. А благодаря пониженному количеству выделяемого тепла и компактным размерам открывают новые перспективы их применения и открывают большие возможности для оригинальных дизайнерских решений и использования их как для интерьерного освещения автомобиля, так и для головного и заднего света.
Особенно актуально применение светодиодов в стоп-сигналах авто и мототранспорта, потому что в отличие от традиционных ламп они загораются на максимальную мощность мгновенно (лампе накаливания нужно полсекунды, а ксеноновым лампам и вовсе несколько секунд). При экстренном торможении это может стать решающим фактом для сзади едущего транспорта.
Кроме того, в настоящее время LED-лампы нашли широкое применение при изготовлении дневных ходовых огней автомобилей, а в ближайшей перспективе светодиодные лампы и фары оборудованные ими имеют все шансы стать стандартом ближнего и дальнего света автомашин.
Самой инновационной технологией в настоящее время являются лазерные фары, устанавливаемые на премиальные машины немецких автопроизводителей. Лазерные модули состоящие из 4 диодов создают световой поток, который проходя через специальный флуоресцентный элемент, который преобразует его в белый свет с температурой в 5500k, наиболее ярко и эффективно освещающий дорогу на расстояние более полукилометра, при этом не ослепляя водителей встречного транспорта.
Лазер позволяет получить монохромное и когерентное освещение в 10 раз ярче представленных на рынке автомобильных ламп. Данные фары позволяют управлять световым пучком и направлять его в нужную зону освещения (включая возможность динамического точечное освещение), при этом сохранять минимальные размеры (необходимый диаметр светоотражателя в 4 раза меньше, чем у галогеновых ламп). Отличаются они и низким энергопотреблением (на 30% меньше традиционных ламп).
Вероятно, за данной технологией будущее. От массового внедрения производителей пока сдерживает только значительная стоимость фар нового типа.
Более подробно остановимся на применении в световых приборах автомобиля газоразрядных и светодиодных ламп и попробуем разобраться, какие лампы лучше поставить в ваш автомобиль.
КсенонКсеноновые и биксеноновые лампы вот уже более 20 лет устанавливаются на автомобили различных производителей, как серийно, так и в качестве опции.
Яркие лампы великолепно справляются с темнотой, позволяют водителю видеть дорогу в условиях плохой видимости (туман, дождь и слякоть), уменьшают усталость глаз водителя.
Из-за низкой теплоотдачи фары меньше греются, а, следовательно, летящая на них грязь не засыхает на поверхности фары, и ее можно смыть струей воды из омывателя. Применение данного вида ламп делает автомобиль более заметным для участников движения.
Пониженное энергопотребление по сравнению с галогеновым лампами позволяет уменьшить нагрузку на генератор и двигатель в целом, продлить работоспособность аккумулятора, сократить расход топлива.
Но не всегда более яркая лампа означает лучшую видимость на дороге, так как главную роль здесь играет конструкция отражателей, наличия линз в фаре, которая изначально разрабатывается под конкретный тип ламп. Самостоятельная установка в фары не предусмотренных в них ламп, наоборот, ухудшает их световые характеристики, слепит встречный транспорт и создает аварийные ситуации на дороге.
Кроме того, неправильный выбор цвета свечения лампы (свыше 8000k) также значительно ухудшает видимость для водителя, зачастую превращая автомобиль в светящуюся новогоднюю елку – фары светят ярко, но не направленным пучком, рассеивая свет в разные стороны, но не на дорогу.
Получить более-менее приемлемый пучок света возможно и на не предназначенных для установки ксеноновых ламп фарах, но это потребует тщательной и долгой ее регулировки. Следует также помнить, что газоразрядные лампы не будут работать без блока поджига,
который зачастую бывает громоздким и не помещается в корпус фары. В результате чего, его нужно выносить и крепить в подкапотном пространстве автомобиля. Все современные блоки поджига имеют хорошую пыле- влагозащищенность. Также необходимо, чтобы автомобиль был оборудован автоматическим корректором угла наклона фар и омывателем фар. В ряде машин при замене штатной галогенной лампы на газоразрядную возможно появление ошибок в электрической цепи, что потребует дополнительную установку «обманок» в виде резисторов или емкостно-индуктивных фильтров.
Стоимость комплекта ламп в настоящее время стала вполне доступной, система данного освещения является самой надежной и эффективной из имеющихся систем головного освещения автомобиля. Именно поэтому замена галогеновых ламп на ксеноновые является оптимальным решением для получения качественного освещения в вашем автомобиле.
Стоит помнить, что установку газоразрядных ламп в фары следует доверить профессионалам, способным грамотно подключить ее к бортовой сети автомобиля и правильно откорректировать световой пучок.
СветодиодыСветодиодные лампы, стремительно завоевывают лидирующие позиции в автомобильном освещении, но в части источника головного света пока они в большинстве своем не способны конкурировать с ксеноновым освещением ни по стоимости, ни по силе светового потока и мощности, а главное надежности. Основное применение светодиодов в настоящее время – в интерьере автомобиля (в виде подсветки приборов автомобиля и салонного освещения), в дневных ходовых огнях и заднем освещении, где они с успехом заменяют классические лампы накаливания.
К преимуществам LED-ламп в качестве источников головного света относится то, что они имеют минимальное энергопотребление, по сравнению с другими источниками света, которое составляет порядка 30 Вт. И, как следствие, – у них меньшая нагрузка на бортовую сеть автомобиля и снижение расхода топлива, хотя и не значительное (до 200 грамм на 100 км пути).
Кроме того, разработчики уже добились качественной светоотдачи, которая в современных LED-лампах уже достигает 4000 Лм (опытные образцы), светодиоды создают световой поток, аналогичный галогеновой лампе, который по сравнению с ксеноном, имеет четко распределенные границы освещенности и не слепит встречные автомобили. Наиболее эффективны они в сырую и грязную погоду, а также в туман.
Но данные характеристики относятся исключительно к высококачественной и дорогой продукции лидеров отрасли Philips, Osram, Hella, производящих достаточно яркие светодиодные лампы для ближнего и дальнего света, а также для противотуманных фар с различными типами цоколя.
Все они изготовлены с применением современных светодиодов и позволяют выдавать световой поток до 1350 Лм (что сопоставимо с большинством галогеновых ламп) с температурой до 6500k (сине-белый цвет, близкий к дневному освещению).
Данный тип ламп имеет много преимуществ, но имеются и явные недостатки. Основной их минус схож с галогеновыми лампами – чем ярче они светят, тем меньше срок их эксплуатации.
В LED-лампах главную роль играют драйвера, обеспечивающие работу ламп. При отсутствии качественной системы охлаждения и теплоотвода драйвера сильно нагреваются и быстро перегорают. На срок эксплуатации также влияет и качество изготовления самих драйверов, их устойчивость к скачкам напряжения. Особенно это актуально для ламп китайских производителей, срок жизни которых может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет (точно определить его невозможно).
Подводя итог. Потратив значительную сумму денег на качественную продукцию, вы, возможно, будете разочарованы в яркости светодиодов, которой попросту может не хватить для головного освещения (особенно в сравнении с ксеноном), а выбор ламп среди китайских производителей представляет собой настоящую русскую рулетку (так как нет должного качества выпускаемой ими продукции).
Нужно ли сейчас менять традиционные лампы на светодиоды в фарах головного света или отдать предпочтение проверенному ксенону – решать как всегда вам.
ДХОЗачастую у клиентов Автостудио возникает вопрос о возможности дооборудования автомашин дневными ходовыми огнями (ДХО). Далее рассмотрим его детально.
Ходовые огни дневного света устанавливаются спереди, в дополнение к основному освещению автомашины – фарам ближнего и дальнего света, а также к противотуманным передним фарам. Они служат для обозначения движущегося в светлое время суток автомобиля и привлечение внимания участников движения к нему.
В России, как и во многих других странах, требование о применении ходовых огней во время движения днем прописано в ПДД. Пунктом 19.5 правил определено, что в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах, вне зависимости в населенном пункте или по трассе должны быть включены фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Данное требование действует с 2010 года. Оно направлено в первую очередь на обеспечение безопасности дорожного движения. Однако и в настоящее время не все водители знают о нем, в результате чего бывают оштрафованы сотрудниками ГИБДД, а также могут быть признаны виновными в случае дорожно-транспортного происшествия с его участием. Согласно п. 12.20 Кодекса об административных правонарушениях за езду без включенных дневных ходовых огней или фар ближнего света предусмотрен штраф в сумме 500 рублей. На первый раз возможно предупреждение. Штраф не большой, но нужно ли пренебрегать использованием ДХО, ведь это и ваша собственная безопасность.
Может возникнуть резонный вопрос – зачем нужны независимые ходовые огни, если ПДД предусмотрено применение фар ближнего света или противотуманных фар как альтернативы.
Ответ кроется в том, что лампы и особенно галогеновые во время работы потребляют значительное количество электроэнергии, а это помимо увеличивающегося расхода топлива на ее выработку приводит к повышенной нагрузке на генератор и аккумулятор, а также на электропроводку автомобиля.
Если при движении по трассе генератор вырабатывает достаточно тока, как для обеспечения работы потребителей, так и для зарядки аккумулятора, то в населенном пункте и, особенно в крупных городах, где большую часть времени автомобиль проводит без движения в пробках или на светофорах, вырабатываемого генератором тока не хватает для подзарядки аккумулятора, и он начинает разряжаться. Наиболее актуально это для старых автомобилей.
Необходимо помнить, что использование габаритных огней в качестве ДХО запрещено, так как они не обеспечивают необходимой яркости света и не эффективны в дневное время. Согласно разъяснениям ГИБДД использование в качестве ходовых огней светодиодных лент без наружного элемента (корпуса) также запрещено.
В отличии от ламп головного света у дневных огней значительно меньшая потребляемая мощность и, соответственно, нагрузка на генератор и аккумулятор. При этом излучаемого ими света достаточно, чтобы сделать автомобиль заметным на дороге, даже в солнечный день. По этому большая часть современных автомобилей уже штатно оборудуются дневными ходовыми огнями.
Причем, согласно действующему Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств в РФ, установка дневных ходовых огней на новых автомобилях производителем является обязательной с 1 января 2016 г.
Также важным аргументом в пользу дневных огней станет увеличение срока службы ламп головного света, которые не надо будет зажигать днем.
Небольшим, но приятным бонусом станет и снижение расхода топлива при использовании дневных огней. Экономия может составить до 6%.
ДХО в отличие от фар ближнего света имеют лучшую направленность пучка света, который не ослепляя встречных водителей, обеспечивает лучшую видимость автомобиля для встречного транспорта и повышает уровень безопасности на 30% в сравнении с применением ближнего света днем.
Установка дневных ходовых огней, на автомобили, не оборудованные ими производителем, является переоборудованием, которое должно осуществляться не самостоятельно, а в специализированных центрах. А сами световые приборы должны иметь соответствующий сертификат соответствия.
Соответствующими ГОСТами (ГОСТ Р 41.48-2004, ГОСТ Р 41.87-99) и техрегламентом определены требования к установке ДХО на автомобиль. Кроме того, дневные ходовые огни должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН.
ДХО должны иметь маркировку «RL».
Основными требованиями, предъявляемыми к ходовым огням являются:
излучаемый цвет фарами ДХО должен быть белого света с возможными оттенками желтого или синего цвета;
интенсивность свечения – в пределах 400-800 Люкс;
суммарная видимость светящей поверхности должна быть не менее 40 см;
количество устанавливаемых фар – две;
высота установки – не ниже 25 см от поверхности земли и не выше полутора метров;
расстояние между фарами – не менее 60 см (допускается уменьшение расстояния до 40 см);
расстояние от края кузова автомобиля до точки установки ДХО – не более 40 см.
Также ходовые огни должны иметь функцию автоматического включения и отключения при запуске двигателя и его остановке, а также затухания свечения ДХО на 1/3, при включении габаритных огней или ближнего света.
Запрещено использовать их в ночное время для избегания ослепления встречного транспорта, а также совместно с включенными габаритами.
В настоящее время не составит труда подобрать внешние ходовые огни под любой запрос автовладельца. Современные производители выпускают ДХО в разных форм-факторах, с использованием всех видов ламп и на любой кошелек. Но явным лидером среди них являются устройства с LED-лампами в качестве источников света.
И это не удивительно, ведь светодиодные ходовые огни по большинству показателей выигрывают у традиционных источников света. Они отличаются:
низкой потребляемой мощностью (до 6 Вт);
увеличенным сроком работы (до 15 тыс. часов);
ярко-белым светом, излучаемым ими, который лучше всего заметен днем;
компактными размерами, что позволяет органично вписать их в экстерьер любого автомобиля.
Специалисты Автостудио всегда готовы помочь выбрать оптимальный комплект ДХО, наиболее подходящий вашему автомобилю из огромного количества представленных вариантов и грамотно установить его, избежав возможных проблем с электрическим оборудованием из-за неправильного подключения.
Ходовые огни сейчас выпускают как зарекомендовавшие себя производители, предлагающие премиальные продукты, такие как Philips, Osram, Hella, SHO-ME, так и представители поднебесной, выпускающие бюджетные, но не всегда качественные устройства (Маяк, MTF, EGO Light, Silverstar и другие, порой безымянные производители).
Ходовые огни подразделяются на внешние универсальные, которые можно установить на любой автомобиль на бампер или решетку радиатора:
и на реплики устройств, монтируемые в штатные места конкретных моделей автомобилей (как правило, приобретаются в случае выхода из строя «родных» устройств ДХО):
При самостоятельном подборе ходовых огней отдавайте предпочтение проверенному и надежному производителю, не гонитесь за дешевизной, так как от качества производства напрямую зависят эксплуатационные характеристики ДХО и срок их службы.
Стоит обратить внимание на бесспорных лидеров Philips и Osram, предлагающих на рынке совершенные инновационные продукты, которые прослужат без нареканий длительное время и отвечающие всем требованиям, предъявляемым к дневным ходовым огням.
Можно найти хорошие варианты и у корейских и китайских производителей по более низкой стоимости, но при выборе из подобного рода устройств следует обратить более пристальное внимание на следующие моменты.
Производители предлагают всевозможные формы и размеры фар ДХО. Они выпускаются круглыми и квадратными, прямоугольными и изогнутой формы. Перед покупкой прикиньте, как они будут сочетаться с внешним видом вашего автомобиля, в какое место их разместить, не нарушая требования ГОСТов, и уместятся ли они в выбранном месте. Обратите внимание на способ крепления данных устройств. Как правило, предпочтение отдают прямоугольной форме.
Немаловажным моментом является материал, из которого изготовлен корпус устройства, наличие радиаторов охлаждения и системы теплоотвода и вентиляции, особенно при комплектации фар мощными светодиодами.
Количество устанавливаемых в фару светодиодов может составлять от 4 до 12 штук. Выбирайте то устройство, которое имеет максимальное их количество, так как оно будет ярче светить и делать ваш автомобиль более заметным на трассе, но не забывайте про размеры и возможность разместить его в передней части автомобиля. Принято считать, что оптимальное количество диодов в одной фаре должно равняться пяти.
При этом следует учитывать, что излучаемый LED-лампами свет должен быть белого цвета, поэтому подбирайте устройства, светящие в диапазоне от 5000k до 6000k c силой света не менее 400-500 Лм, а в идеале не менее 1000 Лм.
Желательно обратить внимание на применяемые в фаре диоды. Это могут быть диоды, произведенные по технологии COB, CREE, OSRAM, Epistar или морально устаревшие SMD-диоды. Чем современнее технология – тем эффективнее будет производимая на них фара дневных ходовых огней, кроме того зная модель диода можно прикинуть реальную мощность фары.
В случае выбора аналогов штатных ДХО следует учесть их взаимозаменяемость, возможность установки фар на конкретную модель автомобиля, а также позиционирование диодов в фарах при ассиметричном их расположении.
Из представленной на российском рынке продукции, а также приобретаемой через известные китайские торговые интернет площадки и аукционы мы не рекомендуем к установке устройства, подпадающие под следующие параметры:
ДХО с явно завышенными техническими характеристиками (например, продавец прилагает красивые картинки или фото, сделанные в темноте, не соответствующие реальности, пишет о запредельной яркости, которую невозможно достичь со светодиодами, предыдущих поколений (SMD) и т.п.);
ходовые огни, продаются по крайне заниженной стоимости (например, по цене до 300 рублей, когда цена за устройства, минимально удовлетворяющие требованиям регламента, не может быть меньше 1000 рублей);
устройства в пластмассовом корпусе, без радиаторов охлаждения или с их имитацией (мощные и яркие диоды производят большое количество тепла и без эффективного их охлаждения они очень быстро выйдут из строя), не имеющие линз, регулировочных креплений, с плохой герметичностью, не имеющие нормальных отражателей;
продукцию всевозможных вычурных форм (кольца, зигзаги, круги), а также ДХО в форме «орлиный глаз» (данного вида огни светят вбок, а не прямо, не соответствует угол свечения, составляющий 60 градусов, при требуемом угле в 30 градусов, не хватает и мощности источников света). Данные устройства можно использовать разве что в качестве украшения или элементов тюнинга автомобиля;
светодиодную продукцию без корпусов (линейка светодиодов, приклеиваемая на скотч, диодная лента, которые не удовлетворяют требованиям предъявляемым к ДХО, и к тому же отваливающимся при эксплуатации от корпуса автомобиля, быстро окисляющимися и герметически не защищенными, слабо светящими, либо мигающими в результате поломки);
ходовые огни на диодах, выполненных по технологии COB без применения в них рассеивающих линз (угол свечения СОВ-диодов без линз – 120 градусов);
модели, совмещающие в себе несколько функций (например, два в одном – ДХО и указатели поворота).
Обращая внимание на указанные моменты вы, вероятнее всего, выберете хорошие светодиодные ходовые огни и получите удовлетворение от их приобретения.
И напоследок хотелось бы затронуть тему выбора светодиодных ламп в качестве головного света автомобиля.
Как уже было описано выше мы рекомендуем своим клиентам только качественную продукцию, которой в полной мере соответствует выпускаемая компанией Philips.
Китайские и корейские производители также не стоят на месте и стремятся выпустить хорошую светодиодную лампу для фар ближнего и дальнего света, но, к сожалению, пока выпускаемая ими продукция не дотягивает по характеристикам и требованиям к безопасности дорожного движения даже до уровня галогеновых ламп. А из-за недобросовестных продавцов, торгующих откровенным фальсификатом, отсутствие сертификации выпускаемой ими продукции, приобретение таких ламп зачастую подвергает опасности жизнь водителя и пассажиров.
В целом хорошие светодиодные лампы вплотную приблизились к традиционным лампам накаливания, а по ряду характеристик уже превосходят их. Но есть ряд недостатков, и особенно в китайских лампах, которые влияют на эффективность работы фары в целом.
Это некорректный световой поток лампы, в результате чего она светит не вперед, а вниз, хотя и визуально ярче. Либо разнонаправленность потока вследствие неправильного расположения диодов в лампе, не соответствие форме и площади классической нити накала, и невозможность из-за этого фокусировки самой фары. Площадь освещения в результате сокращается минимум вдвое, нет ярко очерченных границ света.
Плохая сборка драйверов, неэффективное теплоотведение и охлаждение лампы приводят к перегреву диода и выходу его из строя (мигание в рабочем режиме). Либо вообще неправильная конструкция лампы для конкретного цоколя, в результате чего происходит некорректное светоотражение потока от рефлектора фары и нарушается ее принцип работы.
Как и в случае с дневными ходовыми огнями китайские продавцы не чураются завысить световой поток в 2-3 раза, чтобы продать свое устройство и показать превосходство инновационных технологий перед традиционными источниками света и даже перед ксеноном.
Для многих решающим фактором перехода на новые источники света является цена, которая у качественных ламп в настоящее время достаточно высокая.
Все это не говорит о том, чтобы отказываться от новых технологий в освещении, тем более что автопроизводители все активнее применяют светодиодное освещение в новых моделях автомобилей. Просто лучше довериться в выборе профессионалам, и в итоге сэкономить время, деньги и главное здоровье. Вам достаточно просто позвонить в любой филиал Автостудио, где вам с радостью ответят на все возникшие вопросы и установят подходящее именно вам световое оборудование.