Многие автовладельцы обращают внимание на то, что его автомобиль расходует больше топлива, чем заявлено заводом-изготовителем, но не многие из них обращают внимание, об уточнении: расход топлива дан по правилам ЕЭК ООН №84. (официальное название: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дорожных транспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания, в отношении измерения потребления топлива)
Так, испытания проходят в лабораторных условиях. Поскольку точно измерить расход топлива на обычной дороге и даже на специализированном полигоне невозможно. На результат влияет множество посторонних фактов: температура окружающего воздуха, погодные условия, состояние дорожного покрытия и, конечно же, человеческий фактор – т.е. сам испытатель. Ведь даже самый опытный эксперт не может дважды абсолютно одинаково проехать один и тот же участок трассы. Многократные испытания с последующим усреднением их результатов тоже не дают необходимой точности.
Поэтому расход топлива измеряют в закрытых лабораториях, где автомобиль ставят на беговые барабаны со строго регламентированным сопротивлением вращению.
Замеры производятся на сертифицированном топливе, которое должно соответствовать Европейскому стандарту EN 590, (химический состав топлива проверяется перед каждым экспериментом) и при фиксированной температуре воздуха (20-30 градусов по Цельсию).
Свои требования предъявляются и к машине. Она должна быть технически исправна, обкатана (должна проехать ровно 3.000 км - определять расход топлива на абсолютно новом автомобиле по регламенту нельзя) и полностью соответствовать заявленной снаряженной массе.
Моделирование режима движения
В соответствии с методикой программа эксперимента состоит из двух частей: «urban cycle» - расход топлива в «городском цикле»; «extra-urban cycle» - имитация загородной трассы. Потребление топлива в «смешанном режиме» - это среднее арифметическое результатов измерений в «городском» и «загородном» режимах движения.
«Городской цикл», смоделированный в лаборатории, состоит из периодически повторяющихся разгонов, торможений, остановок. Сначала автомобиль с непрогретым двигателем трогается с места и набирает 15 км/ч. Затем следует торможение с включенной передачей и остановка. Потом авто снова разгоняют уже до 32 км/ч и тормозят на «нейтрали» до полной остановки. На третьем разгоне автомобиль набирает 50 км/ч (доводя до третьей передачи), замедляется до 35 км/ч и вновь тормозит уже на второй передаче. Продолжительность такого цикла составляет 3 мин 15 секунд, за это время автомобиль проходит 1 км. Такая последовательность действий повторяется 4 раза. Средняя скорость на всем протяжении пути составляет 19 км/ч. Считается, что такой режим движения наиболее точно имитирует езду по загруженным городским улицам с частыми торможениями у светофоров. Но при этом, при лабораторных испытаниях отсутствует имитация движения в «пробке», то есть частое чередование разгонов до минимальных скоростей (5 км/час) и остановок, а также длительная работа двигателя на холостом ходу.
«Загородный цикл» начинается сразу после завершения «городского», когда мотор машины уже достаточно прогрет. Он не допускает остановок и осуществляется в один прием. Машина разгоняется до 70 км/ч, тормозит до 50 км/ч, снова набирает 70 км/ч, затем – 100 и 120 км/ч. После этого следует торможение до полной остановки. Весь цикл занимает 6 мин 40 секунд, за это время автомобиль «проезжает» 7 км со средней скоростью 63 км/ч.
Во время испытаний топливо поступает в двигатель из специальных мерных емкостей, с помощью которых можно точно определить расход. По полученным цифрам высчитывается, сколько горючего потребуется на преодоление 100 км при заданном режиме движения.
x