Ремонт кузова. Как и почему ржавеют пороги. Часть 1В следующей серии заметок рассмотрим вопрос коррозии кузова Ford Focus в районе порогов, что является самой распространенной проблемой для любого авто с пробегом или авто с повреждениями кузова в указанной области.
Этот ряд заметок не претендует на всеохватывающее рассмотрение указанной проблемы, но затронет основные вопросы и проблемы.
Примером расположения зон коррозии и их площади может служить разобранный на компоненты правый порог ЕФ 2003 г.в. не подвергавшийся дополнительной антикоррозионной обработке.
На фото
(кликабельно, в большом разрешении) цифрами помечены отдельные элементы (их части) порога.
№ 1 - боковой лонжерон, основной силовой элемент кузова;
№ 2п, 2ц и 2з - части усилителей передней, центральной и задней стоек соответственно;
№ 3п, 3ц и 3з - части передней, центральной и задней стоек соответственно;
№ 4 - рокер (внешняя панель) порога.
Все указанные элементы слоями укладываются друг на друга, и в таком состоянии образуют единую силовую конструкцию.
На фото хорошо видно, что самые обширные области коррозии располагаются в районе передней части средней стойки и прилегающей к ней области переднего дверного проема.
Формирование этих зон коррозии обусловлено следующими причинами:
1. В передней части автомобиля находится зона максимальной концентрации влаги в воздухе, возникающая из-за работы системы вентиляции и наиболее частого присутствия в этих зонах генераторов влаги (собственно нас, людей
). Для начала разберемся с системой вентиляции. В сырую и прохладную погоду на внутренней поверхности стекол салона образуется конденсат. Для его удаления из системы вентиляции подается подогретый воздух.
При этом, при подаче забортного воздуха в салон попадает и атмосферная влага, а при замкнутой циркуляции, не происходит удаление влаги из салона.
Теперь про "генераторы влаги", т.е. про людей. Живой человек генерирует большое количество испаренной влаги (примерно 2-3 литра в сутки), большая часть которой образуется при дыхании, и оказывается в непосредственной близости от человека.
В результате, влага в виде воздушного пара конденсируется на ближайших к людям и системе вентиляции не обдуваемых и холодных поверхностях - внутренняя поверхность крыши салона, боковые элементы кузова. Конденсат постепенно начинает стекать вниз под действием силы тяжести.
2. Внутренние полости боковых стоек конструктивно (к сожалению на фото не видно) имеют элементы звуко- и влагоизоляции, которые герметично перекрывают полости стоек. Поэтому влага стекает в пороги между элементами стоек (2п, 3п) и внешними боковыми панелями (4).
3. Попадание влаги в пороги через не герметизированные места соединения порогов с иными элементами кузова (особенно в передней нижней части) и через дренажные отверстия (при проезде глубоких луж).
4. Формирование зон повышенного скопления влажной грязи в не герметизированных полостях, образованных изгибами внешних кузовных элементов (нижние кромки передних и задних крыльев(например, низ элемента 2з).
5. Застой и перемещение влаги (воды) внутри порогов, связанные с засорением дренажных отверстий и инерционными силами при разгоне и торможении авто. Иными словами, вода мотыляется взад-вперед внутри порога
.
Как быстро протекает процесс коррозии?Априори, следует считать, что
после 10 лет эксплуатации Ford Focus, при условии отсутствии дополнительной антикоррозионной обработки, в кузовных элементах начинают появляться очаги сквозной коррозии.
Этот срок установлен Ford Motor Company в качестве гарантийного именно от сквозной коррозии.Но логика подсказывает, что если через 10 лет появляется
сквозная коррозия, то поверхностная и очаговая (язвенная) коррозия появляется еще раньше. Основной вопрос - когда?/.
Давайте прикинем.
Для начала возьмем скорость коррозии стали и цинка, а также их толщину на кузовных элементах.
1. Цинкование кузовных панелей для ФФ производится гальваническим способом, что дает максимальную толщину цинкового покрытия в 0,03 мм.
2. Толщина самого тонкого из элементов порога (усилителей 2п, 2ц, и 2з) составляет 0,3-0,5 мм.
Скорость коррозии в городских условиях:
1. Цинка = 0,003 мм в год
2. Стали (в нашем регионе) = 0,5 мм/год.
Итого (без учета наличия лакокрасочного покрытия - ЛКП) получается:
10 лет (Цинк) + 0,5 года (сталь усилителя) = 10,5 лет. Т.е. гарантийный срок.
Если судить по сроку эксплуатации и фактическому состоянию образца на фото, а это 13 полных лет, то
ЛКП внутри порогов в зонах максимального контакта с водой служит не более 1-2 лет.Это не означает, что ЛКП полностью сходит с поверхности, но уже начинает пропускать влагу.
Таким образом, собственно коррозия поверхности внутренних панелей начинается через 1-2 года с момента эксплуатации, начинается она с коррозии цинкового покрытия, и длится примерно 10,5 лет.
Однако, это "среднестатистическая температура по больнице, включая морг"
А по факту, наличие сквозной коррозии в нижней части элемента 2з, толщина которого составляет 1,5 мм говорит, что в этой зоне коррозия началась на 3 года раньше.И "под занавес" первой заметки сравнительное фото элемента 3п с дополнительной антикоррозийной обработкой после 16 лет эксплуатации (сверху) и без дополнительной антикоррозийной обработкой после 13 лет эксплуатации (снизу)