Установил себе ДХО (DRL), реализованный на лампах Дальнего света "вполнакала".
Модуль ДХО - самодельный, в интернете подобных схем нет.
Честно скажу, повторить на 100% этот проект человеку далекому от электроники категорически тяжело ввиду сложности исходной схемы. Но пишу все-же отчет по нескольким причинам. Схему можно упростить в ущерб функциональности(об этом ниже), схему можно взять из интернета другую, простую(на P-канальном силовом транзисторе, об этом ниже), и, наконец, тем, кто шарит в электронике, мой способ просто будет интересно посмотреть. Эту схему я паял на чуток переделанной плате зарядника с работы, без наличия печатной платы я бы не взялся за проект!
Идея родилась, когда я увидел, что силовой провод на лампы дальнего света идет только от силовых контактов обычного эл-мех. реле, и не заходит в контроллер ВСМ, от контроллера ВСМ идет только управление на это реле включения дальнего света. Т.е. дальний свет можно зажигать независимо от ВСМ самодельным внешним ключом.
Достоинства этой схемы ДХО на дальнем "вполнакала":
1) Силовой транзистор не греется вообще! Теплоотвод - я использовал около 2кв.см. полигона, просто на плате полигон уже был.
Нет потерь на фронтах при переключениях, т.к. для N-канального полевика используется драйвер LM5104 с временами фронтов 15нс(тип)(при емкости затвора полевика Сн=1000пФ)! Сопротивление канала полевика IRF7842 =4мОм(тип),5мОм(макс)(при Uзи=10В).
В итоге мощность рассеивания полевика Р=5А*5А*4мОм=100мВт(тип). Корпус полевика SOIC-8 не греется!
В инете полно схем на Р-канальном полевике(например, IRF9204 или IRF4905), но ему нужен радиатор.
2) Все соединения модуля ДХО выполняются в салоне на ВСМ в ногах переднего пассажира, в моторном отсеке ничего не делаем.
3) Ближний теперь используется только для темного времени суток! Дальний свет включается мягко, плюс его режим "вполнакала" делает лампы дальнего практически вечными.
4) Фары дальнего света расположены высоко над дорогой, их лучше видно издали и меньше загрязняются, чем штатные светодиодные ДХО в нижних треугольничках бампера.
Диаграмма направленности дальнего близка к требованиям ГОСТа на ДХО, чего не скажешь о ближнем свете!
5) Экономия зарядного тока АБ: дальний вполнакала потребляет 55Вт - это около 5А. Езда с ближним без габаритов - 100Вт = 10А, плюс сами габариты 4х5Вт=20Вт - это еще 2А.
До создания этой схемы я катался на суперской прошивке автосвета от quickie (спасибо тебе большое!). Ее плюс - в автовключении габаритов от штатного дачика света.
В качестве "вполнакала" я взял величину ШИМ=45%. Для других значений ШИМ измените величину резистора R14: если R14 увеличивать, ШИМ будет увеличиваться.(естественно, частота тоже изменится - она уменьшится). Для ШИМ=50% взять R14=R15=1МОм.
Руководство по эксплуатации схемы и ее тех.характеристики:
___
Скрытый текстDRLFF3A. Руководство по эксплуатации.
Дневные ходовые огни (ДХО) реализованы на лампах дальнего света "вполнакала".
Для включения ДХО выключить ближний свет. Переключатель ДХО должен быть включен. При включенном зажигании, напряжении бортсети не менее 12В и опущенном ручнике ДХО включатся.
При включении габаритных огней яркость свечения ДХО уменьшается.
Для выключения ДХО включить ближний свет или выключить переключатель ДХО. Также ДХО выключатся, если выключить зажигание или напряжение бортсети станет менее 11В или если поднять ручник.
Способ "включил и забыл": Переключатель ДХО оставить всегда включенным.
В светлое время суток перевести "крутилку" внешнего освещения в положение "ВЫКЛ".
В темное время суток и сумерки перевести "крутилку" внешнего освещения в "АВТО".
Световая индикация работы ДХО
СИД не горит - выключено зажигание, либо переключатель ДХО в положении "выкл".
СИД моргает – ДХО не включены из-за возникновения одного из событий: включен ближний свет фар, поднят ручник, низкое напряжение бортсети по цепи "ЗЗ"(обычно при незаведенном двигателе), отсутствует силовое питание (проверить предохранитель ДХО 10А по цепи "+АБ").
СИД включен постоянно – индицирует наличие на лампах дальнего света любого напряжения: либо включены ДХО в рабочем режиме (дальний "вполнакала"), либо горит постоянный дальний свет.
Технические характеристики
(ЗЗ – сокр.от "замок зажигания")
Напряжение питания: не более +18В, допустимы импульсы помехи любой полярности и величины менее 1мс.
Ток потребления при выключенном зажигании по цепи "+АБ" – 150мкА(макс).
Ток потребления по цепи "ЗЗ" – 20мА(макс).
Параметры ШИМ на лампах дальнего света:
- фаза мягкого включения(длительностью 1сек.): плавное нарастание ШИМ от 9% до 45%, мягкое включение ДХО происходит по любому из запускающих событий: выкл.ближний свет, опущен ручник, подано питание, напряжение питания превысило порог включения ДХО (11,5В);
- рабочий режим ДХО: ШИМ 45%, частота 210Гц;
- режим "приглушения" ДХО при включенных габаритах: ШИМ 30%, частота 145Гц.
Диапазон рабочих температур: -25…+85С.
При работе схема проверяет следующие события:
- напряжение питания от ЗЗ: для включения ДХО нужно более 11,5В, для продолжения работы ДХО необходимо напряжение от ЗЗ не менее 11В;
- ближний свет фар: для включения ДХО ближний свет должен быть выключен (при контроле включения ближнего света учитывается штатный ШИМ ближнего света 90%);
- ручник: для включения ДХО ручник должен быть опущен.
___
x
Теперь о том, как работает схема, и заодно как ее упростить.
1) Можно не паять VT6, D5.1 и их обвязку - это индикация режима работы ДХО. Можно просто подключить светодиод через резистор к какому-нибудь сигналу для индикации.
2) Можно не паять D5.2 - это функция мягкого включения ДХО, которая сделана на конденсаторе С10. Резистор R30 необходим в любом случае!
3) Можно не паять транзисторы VT4, VT5 и их обвязку - это моя перестраховка для надежного запирания силового ключа VT3, когда ДХО выключены. Для этого вполне можно оставить только резистор R17.
4) Можно не паять компаратор D3 - контроль питания схемы +11В. Обратите внимание, от D3 идет опорное напряжение для D5.2. Есть причины, по которым D3 контролирует питание +11В, а не, например, бортсеть автомобиля по цепи "ЗЗ". Порог срабатывания D3=около 9,5В, гистерезис=около 0,5В.
4) Ну, и до кучи можно не паять транзисторы VT1 и VT2 и их обвязку, но тогда ДХО придется вкючать-выключать вручную, без сигналов от ближнего света и ручника.
5) Не обойтись без D4 и его обвязки - это собственно генератор частоты 210Гц на 555 таймере. Но паять надо обязательно микросхему ICM7555, а не древний таймер "555"!
6) Ну, если не паять D2, то от схемы ничего не останется. Тогда надо делать простую схему с силовым Р-канальным транзистором с управлением от 555 таймера. D2(LM5104) - делает повышающее напряжение (на 11В больше бортсети, т.е. 11+14=25В) для управления силовым N-канальным транзистором VT3. Повышенное напряжение питания получается благодаря "плавающему" конденсатору С5. Очевидно, для подзарядки плавающего С5 от цепи дальнего света ШИМ должен быть строго меньше 100%.
7)Индуктивность L1 - можно не паять. У меня уже была на плате, решил оставить, возможно чуть сгладит фронты и уменьшит ЭМ помеху.
На эл.схеме над транзистором VT3 нарисован диод, живъем его нет, он находится внутри самого подевика VT3.
Если не нужна функция приглушения ДХО до 30%ШИМ, не ведем провод от ВСМ к цепи "GAB" схемы ДХО и не ставим R25,VD5,VD16.
Перед установкой ДХО в авто работа схемы проверялась на стенде с помощью цифрового осциллографа, нагрузка - две автолампы 55Вт, включенные параллельно.
Схема ДХО и перечень элементов. Извините за качество, в компьютер ничего не вводилось.
Схема для подключения в автомобиль.
Комментарии к схеме монтажа.
0) Верхний по схеме разъем идет на переключатель включения ДХО и на светодиод индикации.(см.ниже)
1) Цепь "ЗЗ"(слаботочка) подключить к цепи, где есть напруга при включении зажигания, или, еще лучше, при заведенном двигателе. У меня этот выход сделали давно по моей просьбе на сервисе, идет через доп.реле от зажигания через доп.предохранитель(можно поставить 1-5А).
2) Обозначения на схеме для проводов и разъемов BCM - стандартные Фордовские, например, С6-11(GY-BN)1,0 - это значит 11контакт разъема С6, провод серый с коричневой полосой сечением 1,0.
3) Цепь "+АБ" - силовое постоянное питание(идет на плате к силовому полевику), подключить через доп.предохранитель 10А.
Цепь "PDL" - силовой выход на одну лампу дальнего света.
Цепь "DL" - слаботочный вход с другой лампы дальнего света для индикации режима работы схемы. Обе лампы дальнего света соединяются друг с другом уже в самом BCM.
Цепи "BL","BR","GAB" - входы от лампы ближнего света, ручника и одной из ламп габаритов соответственно. Когда ручник поднят, с провода С3-25 идет земля.
4) внизу схемы нарисованы провода (ДУТ и габариты) для подключения борткомпьютера - не обращать внимания, это не для этой схемы.
5) Там где к цепи написано несколько проводов от ВСМ, объединенных фигурной скобкой, надо взять один любой из них.
6) плата установлена в пластиковый корпус, выведены 4 разъема, чтоб можно было отсоединять модуль ДХО.
Переключатель включения ДХО совмещен с зеленым светодиодом для индикации работы ДХО. Установил его в заглушку кнопок автопарковки. Вот фото с включенным индикатором ДХО:
Выглядет страшновато, по-другому как сделать не придумал, только может как-то прикрыть/зачернить головки винтов. Просто конструкция этой штатной заглушки очень неудобная для монтажа, а этому переключателю там самое место.
Помех от ШИМ ДХО нет ни на какую из цепей авто, в том числе радио, магнитола, движок работает также как и раньше и пр. Успел покататься 1час с ДХО.
Под катом фотки авто с включенным светом, к сожалению качество фоток не очень, много бликов от солнца на фарах. Солнечный безоблачный день 6 апреля, 12часов дня, солнце точно слева. Съемка с телефона с разрешением VGA, автофокус примерно на машину. Результаты ожидаемы: вблизи и чуть сбоку от переда автомобиля видимость фар лучше при включенных ближний+габариты, при больших расстояниях(десятки и тем более сотни метров) вблизи оптической оси фары видимость ДХО на полудальнем - лучшая!
Порядок фото: БС&габ_5м, БС&габ_40м
БС_5м, БС_40м
ДХО_5м, ДХО_40м
Не фоткал авто в режиме приглушения ДХО 30% при включенных габаритах, там и так все ясно: видимость авто вблизи и чуть сбоку стала отличной за счет добавления габаритов, видимость издали(на трассе)-отличная из-за дальнего вполнакала, плюс нет ослепления встречных, даже в начале ранних сумерек.
Всем приятного освещения!
П.С. если что, повторить этот модуль еще раз - не могу!уж очень трудоемко без готовой разведенной платы. Плюс дороговато по себестоимости, если покупать элементы за свои деньги, навскидку более 500р, мне все досталось от "отходов производства".
Под катом ниже Изменения с целью упрощения основной схемы ДХО на полудальнем.
Число деталей уменьшилось более чем наполовину, убраны труднодоставаемые детали.
Схема не проверялась на макете, но работать должна..
Скрытый текстОстались только эти функции у схемы (остальные убраны):
1) При подаче на вход "BL" напряжения от габаритов ДХО гаснет. Можно вместо габаритов брать сигнал от ближнего света, тогда выключаться будет от него. Учитывается штатный ШИМ Форда на габаритах и ближнем.
2) Шим точно=50%. Мягкого включения ШИМа нет.
3) Штатная работа дальнего света (в том числе и мигание дальним) сохраняется.
Сделаны только эти замены деталей по сравнению с основным перечнем деталей:
1) Микросхема D2 = IR2111(S) (вместо LM5104, который трудно достать). (Это драйвер N-канального полевика).
2) Полевик N-канальный VT3 = IRL1404 (или можно использовать как и раньше IRF7842, как в основной схеме). На схеме над надписью "VT3" нарисован диод, живъем его нет - он внутри полевика.
Полевик IRL1404Z - не подходит, т.к. имеет малое пробивное напряжение затвора =16В.
Остальные детали и нумерация - не изменились - смотрим перечень элементов основной схемы.
Названия цепей на схеме условны:
"+11В" - на нее подается напряжение от замка зажигания.
"а" - на нее подается силовое напряжение от АБ.
При сборке обязательно учесть:
1) С1 и С4(электролит обязателен! желательно с низким ESR!) подключить как можно ближе к контакту 1 м/сх D2 и земле. Контакт 3 м/сх D2(земля) накоротко соединить с землей.
2) Очень желательны для защиты от бросков выше 20В и ниже нуля: VD1 и VD10.
3) Обязателен VD11 !!!
4) Должны быть качественные (и правильно установлены!) следующие детали: С1, С4, С5, VD4, VD11.
При монтаже в авто обязательно учесть:
5) Не забыть предохранитель 10А для силового питания полевика от АБ (см. монтажную схему).
6) Желательно поставить предохранитель и по малосигнальной цепи от ЗЗ(замок зажигания), а лучше сделать как у меня на монтажной схеме: питание на цепь ЗЗ схемы подавать через резистор 1 Ом, который заодно и ограничит бросок тока от зарядки электролита С4 при включении питания.(но и предохранитель тоже можно поставить - на несколько Ампер).
Настройка:
1) Пока не подключая 3 контакт м/сх D4 к 2конт. м/сх D2, проверить, что с контакта 3 м/сх D4 идет меандр частотой 150-300Гц размахом от 0 до питания. Если под рукой только вольтметр, то на конт.3 будет половина питания. При подаче напряжения (от габаритов) на R2 (на вход "BL"), на контакте 3 м/сх D4 устанавливается =0В.
2) При окончательной проверке схемы учесть, что на выходе "PDL" должна быть нагрузка в виде автолампы (или хотя бы мощный резистор 10 Ом), иначе не запустится плавающее питание на конденсаторе C5.
x