Регистрационная реформа, состоявшаяся 15 октября 2013 года, серьезно осложнила жизнь покупателям подержанных автомобилей. Раньше снятие с учета было своеобразным гарантом юридической чистоты: инспекторы в МРЭО не «давали добро» на эту процедуру, если у них возникали сомнения относительно подлинности выбитого на кузове идентификационного номера. Теперь снятие с учета упразднено, и покупка авто на вторичном рынке стала лотереей: интригующие подробности о туманном прошлом железного коня выясняются, когда деньги уже уплачены, а продавец скрылся в неизвестном направлении.
Задержать и изъять
Подделка идентификационного номера автомобиля в нашей стране – уголовно наказуемое деяние, за которое можно сесть в тюрьму на срок до трех лет. Поэтому, если в процессе осмотра в МРЭО номер кузова показался инспектору сомнительным, владелец автомобиля сразу же становится задержанным по подозрению в совершении преступления. То, что владельцем человек стал пару дней (а то и часов) назад, никого не интересует.
Дело сразу же передается в полицию. Инспекторы ГИБДД составляют протокол досмотра транспортного средства (с понятыми, набранными из гражданских сотрудников МРЭО) и под конвоем отправляют машину с ее владельцем в ближайший отдел внутренних дел.
В «обезьянник» к наркоманам и проституткам ошарашенного своим новым статусом автовладельца, конечно, не сажают, но зато изымают паспорт транспортного средства и выдают направление на экспертизу в Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) ГУВД. Теоретически на сам «подозрительный» автомобиль, ставший вещдоком, могут наложить арест, но чаще всего полицейские идут людям навстречу и отдают его на ответственное хранение владельцу. Ездить на машине можно, причем, если остановит патруль ДПС, бумаги из полиции предоставлять необязательно – им хватит свидетельства о регистрации на прежнего владельца и страховки.
ЭКЦ на Софийской, 8, представляет собой мрачное здание по соседству с оптовым рынком. Туда желательно отправиться как можно быстрее, потому как процедура экспертизы отнюдь не быстрая. Злые языки утверждают, что экспертизу можно ускорить и за некую мзду авто исследуют в день обращения. Но по умолчанию первичный визит нужен для того, чтобы «встать на очередь», которая подходит обычно через три-четыре недели.
Собственно процесс проверки заключается в том, что специальными химикатами эксперт растворяет краску и шпаклевку вокруг номера кузова, чтобы понять: есть тут следы сварки или нет. Если выяснится, что номер «чистый» и принадлежит именно этому кузову, то можно расслабиться. Если же найдутся предательские сварные швы, значит, номер неродной.
Конструкторские будни
Чужой номер на кузов автомобиля наносят для его легализации. Основных причин на то две: угон или нелегальный ввоз из-за границы. Автомобиль, который попал на территорию РФ незаконно и был легализован, называется «конструктор». Для его создания нужны целая и невредимая, но нерастаможенная машина из другой страны и «убитая» машина той же модели и модификации, но с легально полученными российскими номерами. От второй, соответственно, берется только номер кузова, а от первой – все остальное.
Бизнес получается очень прибыльный, особенно если заниматься не мелочью, а большими дорогими автомобилями. Возьмем, для примера, популярный у золотой молодежи кроссовер Porsche Cayenne. Средняя цена экземпляра 2011 года с мощным 400-сильным двигателем в России – около 4 млн рублей. В Германии – примерно 2,5 млн в пересчете на рубли. Официальная растаможка такой машины обойдется с учетом утилизационного сбора в 1,5 миллиона рублей.
Нетрудно посчитать, что если идти законным путем, то гнать себе Porsche из Европы невыгодно. Но с использованием «конструкторской» схемы – еще как выгодно. Найти серьезно битый, не подлежащий восстановлению «Кайен» на вторичном рынке можно тысяч за 250 рублей, если не дешевле. У этого «донора» выпиливается кусочек кузова с номером, который потом благополучно «вживляется» экземпляру, прибывшему из Европы. Сварные соединения шлифуют, а сверху покрывают грунтом и краской. Без пристального изучения подделку определить невозможно.
Возникает вопрос: а каким образом нерастаможенный автомобиль попадает в «конструкторское бюро», если на границе перегонщик обязан оставить солидный депозит в качестве гарантии того, что машина будет растаможена в срок? Ответ прост: машину за отдельную плату «нужным людям» ввозят в Россию как набор запчастей или вовсе без оформления. В итоге даже с учетом взяток строить «конструктор» получается все равно выгоднее, чем растаможивать машину официально.
Новые правила регистрации этому сомнительному виду бизнеса только добавили привлекательности. Конечно, «конструктор» можно было успешно продать и раньше. Во-первых, схема с составлением договора купли-продажи и последующим переоформлением на нового владельца без участия старого существует с 2011 года. Во-вторых, теоретически переоформить автомобиль можно было в «дружественном» МРЭО, где инспекторы сделали бы вид, что в упор не замечают подозрительного номера кузова. Но сейчас условия для создания и продажи «конструкторов» стали поистине тепличными, как будто их создавали специально.
Ничтожная сделка
Каковы же действия человека, который по незнанию купил «конструктор»? ГИБДД с полным основанием откажет в регистрации такой машины, а полиция займется расследованием, откуда на ней чужой идентификационный номер. Волокита займет многие месяцы, а оставят авто владельцу или оттащат на штрафстоянку де-факто зависит от желания конкретного следователя. Нередки случаи произвола и вымогательства. Выход тут один: искать продавца и требовать свои деньги назад.
Как объяснил автомобильный правозащитник Сергей Ляликов, успех во многом зависит от того, как был составлен договор с предыдущим владельцем. В идеале в нем должны быть прописаны условия расторжения и среди них – признание номера кузова недействительным. Если условий в договоре нет, то это не повод отчаиваться. Можно через суд попытаться признать сделку ничтожной и напирать на то, что продавец знал о проблемах машины, но не сообщил о них покупателю.
Здесь, правда, есть один «подводный камень». Суд необходимо будет убедить, что номер кузова был подделан именно предыдущим владельцем. Если машину безуспешно попытались поставить на учет в день заключения сделки (или на следующий день), то это будет сделать просто. Проделать операцию по смене номера кузова за один день невозможно физически. А вот если покупатель поехал в МРЭО на пятый или, скажем, на десятый день, то суд может встать на сторону продавца.
Что же делать покупателю подержанного автомобиля, чтобы не оказаться в подобной щекотливой ситуации? Для начала – проверить весь кузов покупаемого автомобиля с фонариком и микрометром – прибором, определяющим толщину краски. В кустарных условиях добиться идеально ровной окраски, да еще и обеспечить заводскую толщину покрытия практически невозможно. Поэтому вокруг номера кузова не должно быть никаких потеков (даже крошечных), а слой должен быть такой же, как на остальных элементах.
Также можно договориться с продавцом, что передача денег состоится только после того, как машина успешно пройдет осмотр на площадке МРЭО. Но продавец может и отказаться, потому что рискованно подписывать договор купли-продажи и вписывать покупателя в ПТС, когда деньги еще не заплачены. Вот если бы в МРЭО предоставляли услугу предпродажного осмотра транспортного средства, то жизнь покупателей упростилась бы очень значительно. Но об этом пока можно только мечтать
x