| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
ребята подскажите у меня машину заливает,свечи чёрные,мокрые,жирные,троит вся!!!это может быть из-за лямба зонта!?
Приветствую всех, прочел тему от корки до корки, но так и не понял, подойдет Вазовски "Bosh" лямда-зонд на zetec 1.6, 16 кл, 90 л/с 2001 года выпуска. Или все же нужно его "подредактировать"? И если возможно его поставить то какого образца нужен? Старого или нового? И что "подредактировать"?
Так можно ли ставить Бошевский 0 258 006 569 вместо первого у нас или нет?
revilar
умну расход вырос и динамика. Потеплеет разберемся.
1.6 в городе жрет под 13, за городом под 9
Летом вырезал кат и поставил обманку по чертежам с форума.
Вчера проверял на ошибки - горит Р0420
Вот логи лямбд:
Сильно касячные?
ToLib
Почитай принцип работы лямбды. Тогда все тебе станет ясно)))
Oleg_chel74
По делу есть, что сказать?!?
Вопрос задан знающему человеку, т.к. самому нет времени разбираться.
Oleg_chel74
18 March 2013
2
ToLib
Емое... набери в яндексе "принцип действия кислородного датчика", в результатах поиска выбери второй пункт, далее нужно найти в тексте "Принцип действия кислородного датчика из диоксида циркония". Сделать это я думаю не сложно? Вот собственно и ответ на вопрос:"Вследствие разницы потенциалов на платиновых электродах (между воздухом окружающей среды и той массы воздуха, что осталась в выхлопных газах) возникает электрическое напряжение (U). Если смесь обеднённая, сигнал датчика составляет около 0,1 Вольт. Если смесь богатая, то эта величина равна 0,9 Вольт" Твой датчик полностью рабочий. По графику видно что, происходит стехеометрическое изменение. Все было бы грустно, если кривая было больше похожая на прямую. В зависимости от степени нажатия на педаль газа, среднее значение кривой на графике должно быть в районе 0,6 вольта. Это видно из скрин шота.
А как еще объяснять если САМ не хочешь понимать?
ToLib
Проверь датчик температуры. Он проверяется тестером. Нужно знать какое у него сопротивление при температуре +20С, и померять какое у тебя. Вероятно он у тебя врет. Могут форсунки лить, или подсос воздуха присутствует.
Oleg_chel74
Спасибо за информацию.
Первый датчик укладывается в значения, второй же валит график до нуля. Выходит обманка работает не правильно?
Oleg_chel74
18 March 2013
ToLib
Судя по графику все нормально. Вторая лямбда нужна для снижения токсичности еще больше. У тебя Дюратек 1.6 8 клапанный?
Oleg_chel74
1.6 Zetec-SE 16 клапанов.
У меня другая движка. Дюратек 1.6. У него проще. Лямбда одна.
ToLib
Зимой авто запускается с утра хорошо?
Oleg_chel74
Не с пол оборота, конечно, но в разумных пределах.
Oleg_chel74
Не очень. Летом лучше и увереннее. Ну и прошлые зимы побыстрее схватывал.
Тут вопрос относительный.
Вчера опять подключил комп, график второй лямбды на 0. Не дрыгается совсем...
Придется на яме проверять контакты и провода.
ToLib
Значит не работает она. Если чесно, то даже при не рабочей лямбде расход более чем на литр или полтора больше не станет.
ToLib
А чем данные снимаешь с машины? Что за ПО и устройство?
Oleg_chel74
Китайшнурок и scanmaster
Тоже все хочу это реализовать, только все руки не доходят((
Oleg_chel74
На ебэе брал за 350 рупий с доставкой. Имеется тут гдето тема по ебэй
Недавно заменил на своем фокусе лямбду (первую, до катализатора). Движок у меня 2.0 Split Port.
Десятошную лямбду не стал покупать, как и универсальную, не хотелось с переделкой разъема возиться.
Тут в теме не нашел какая лямбда подходит из неоригинала, в итоге нашел сам: BOSCH 0258005717
Идеально подошла по разъему, длинне провода и резьбе. На вид она гораздо толще штатной лямбды, но это только внешний вид.
Менял сам, это вообще отдельная история часа на 4-5 длинной. Выкрутить лямбду без снятия теплового экрана на кате можно только с помощью специальной головки, которую еще найти нужно, поэтому снимал экран. Шпильки и гайки были закисшие до ужаса, но чудом стали откручиваться (2 из 5 выкрутились шпильки, а не гайки)
После снятия экрана лямбда стала доступна, открутить ее крайне тяжело, рожковый ключ не смог взять - слизал одну грань и все. Купил в магазине накидной да побольше. Разъем лямбды как раз почти проходит через ушко накидного ключа, чуток обточил его ножом и он полез. Открутить не смог, страшно сломать лямбду.
В итоге (памятую в теме упоминания откручивать на горячую) накинул экран, погрел машину на небольших оборотах минут 15, и все же смог открутить.
Кстати, в сервисе назвали цену работы "от 800р"
Итог: расход не изменился особо.
было: трасса 8, город 12-16, после замены город примерно так и остался, трассу еще не катал.
Значит старая лямбда жива, и это нормальный расход для моего движка. Говорят, 8-клапанники не отличаются низким расходом.
VikDark
Я писал выше о способе проверки лямбды. Сложного ничего нет. Вообще ресурс её у нас не более 100 тысяч.
revilar
27 March 2013
Все таки повторюсь: Так можно ли ставить Бошевский 0 258 006 569 вместо первой лямбды у нас или нет? Она подходит?
Двигатель 2.0 зятек. Русфокус.
прочитал всю тему так ни не понял для себя двигатель зетек се 1.6 100 лошадок европа лямбда стоит один до ката . Пробовал сдергивать провод и заводить чек не горит на работу не влияет но суть не в этом на диагностике сказали что помирает датчик так каторый все таки тазовский подходит по номеру сопротивление нагревательного элемента 10 Ом
shura007
Странно 1.6 SE и без второй лямбды... Какой год??